19 декабря 2012, 13:02, Любовь ЛЕБЕДИНА

Патриотизм по остаточному принципу

В Послании президента к Федеральному Собранию многие обращали внимание на то, что касалось конкретно их профессии, и потому особенно тревожило. Меня, как журналиста, связанного с культурой и анализирующего творческие процессы в литературе, кино

Сегодня уже никого не удивляет, что прежде, чем продать хороший или плохой спектакль, его надо широко разрекламировать, а стоит он того или нет – неважно. То же самое происходит в кино, на телевидении, где каждый «испеченный» на скорую руку художественный проект изощренно пиарят. Ну а потом уже никого не мучают кошмары, что в прокате он оказался пустышкой, банальноcтью, напичканной стереотипами. И какой же напрашивается вывод? А такой: совесть на весах не взвешивается, моральные ценности тоже, зато большой вес имеют материальные ценности, на которые, как говорят киношники и телевизионщики, они и создают «шедевры». Ой ли?!

Возьмите те же долгоиграющие телесериалы с постаревшими и облысевшими героями, начавшими свою карьеру молодыми, к примеру, в «Улицах разбитых фонарей» и продолжившими ее на «Литейном» с высокими чинами, дорогими машинами и кабальными договорами. На первый взгляд нужная патриотическая тема, героические подвиги нашей неподкупной, доблестной полиции. Казалось бы, радоваться надо. Только почему-то молодые хотят стать не отважными стражами закона, а киллерами. А почему бы и нет, ведь не случайно эти роли играют известные артисты. А то, что потом их будут идентифицировать с «братками» и подражать им, никому не интересно. И если раньше мальчишки играли в «войнушку» и не хотели изображать фашистов, то теперь они играют в бандитов. Отвага, мужество приобрели совсем другой оттенок, переместились с полей сражений за Родину в криминогенную среду «Родины-уродины».

Владимир Владимирович в своем Послании не побоялся сказать о надвигающейся духовной деградации нации, хотя началась она в 90-е годы, благодаря вороватому либерализму «ветеранов реформы», которые и заказывали музыку представителям убыточной культуры. Виктор Астафьев, гонимый чиновниками из-за резких высказываний по поводу умирающей деревни и разграбленной Сибири, а также недавно ушедший из жизни Василий Белов пытались урезонить «прорабов перестройки», напомнить им, что свобода без границ, где все дозволено, гибельна для национального самосознания. Об этом еще Федор Достоевский писал – о свободе без Бога в душе, порождающей бесов. Но от них отмахивались. Отмахнулись и от слов Фазиля Искандера на давней встрече Владимира Путина с писателями, когда тот сказал, что любая, самая продуктивная экономическая доктрина окажется бессильной, если в обществе утрачены порядочность и честность. Посчитали это ненужным анахронизмом прошлого. И вот теперь, когда оскверняются православные святыни, а значит, наносится удар по духовности, вспомнили о патриотизме. Но патриотизм не может возникнуть по указке сверху. Для этого нужна объединяющая идея, литературные произведения, спектакли, фильмы.

Всероссийский конкурс «Большой книги», где первая премия была присуждена Даниилу Гранину за роман «Мой лейтенант», показал: у писателей-фронтовиков с их окопной правдой нет последователей, а патриотизм – не является пустым звуком только для тех, кто защищал целостность страны, в том числе в горячих точках. Из выдающихся фильмов на эту тему можно вспомнить лишь единицы, включая ленту Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», получившую «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В этом году наши киноакадемики решили представить на венценосную премию военный триллер «Белый тигр» Карена Шахназарова. О достоинствах этой картины, честно снятой генеральным директором «Мосфильма», можно говорить с большой натяжкой, уж слишком много вопросов возникает к режиссеру и к мифическому сценарию по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист».

Но вот парадокс. Несмотря на то, что наша культура живет по остаточному принципу, фестивальное движение в стране приобретает угрожающие размеры. Порой кажется, что вся Россия покрылась сетью национальных, региональных, летних и зимних фестивалей. У них масса географических и гламурных названий, только вот незадача – выдающихся фильмов и спектаклей немного (тем более на патриотическую тему), поэтому они переезжают из региона в регион, из одной страны в другую.

В этом же ряду стоит случай Кирилла Серебренникова, когда его картина «Измена» с зарубежными актерами (у нас таких мастеров не нашлось) оказалась в основном конкурсе 69-го Венецианского кинофестиваля, но осталась без наград. Не получилось, зато получилось по возвращении в Москву переформатировать труппу Театра имени Гоголя с прицелом избавиться от психологического театра и создать Гоголь-центр, где кроме спектаклей будут идти новые фильмы – отечественные и зарубежные. Чем-то напоминает очередной торгово-развлекательный центр. Естественно, при таком раскладе большая труппа Серебренникову не нужна. Получилось, как в старом фильме Филатова «Сукины дети»: патриотизм актеров натолкнулся на непреодолимую стену чиновников, выполняющих свой план по доходности культурных учреждений.

Вот так и живем.

Источник: Любовь ЛЕБЕДИНА Темы: послание президента

Политика В Швеции предложили ввести санкции против России в ПАСЕ В Швеции предложили ввести санкции против России в ПАСЕ

Шведские парламентарии призвали возобновить антироссийские санкции в рамках ПАСЕ, сообщает RT со ссылкой на текст документа, который составили депутаты Партии центра Керстин Лундгрен и Магнус Эк.

В мире США заявили о перехвате российских Ил-38 в районе Аляски США заявили о перехвате российских Ил-38 в районе Аляски

Американские истребители накануне перехватили два российских противолодочных самолета Ил-38 в районе Аляски, утверждает командование воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD).

Экономика Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса? Карантин: какими будут последствия для авиации и бизнеса?

Последние несколько недель меня все чаще просят выступить в качестве обозревателя авиационного рынка, что я с удовольствием делаю. Но в обычной жизни я являюсь частью пресловутого малого бизнеса и большинство моих дум сейчас связаны с восстановлением индустрии, которую я представляю.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура У литературы свой иммунитет от коронавируса У литературы свой иммунитет от коронавируса

Можно ли считать, что литературный мир, как и другие виды искусства, кроме телевидения, находится в вынужденной изоляции от пандемии коронавируса?

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.