19 декабря 2012, 13:02, Любовь ЛЕБЕДИНА

Патриотизм по остаточному принципу

В Послании президента к Федеральному Собранию многие обращали внимание на то, что касалось конкретно их профессии, и потому особенно тревожило. Меня, как журналиста, связанного с культурой и анализирующего творческие процессы в литературе, кино

Сегодня уже никого не удивляет, что прежде, чем продать хороший или плохой спектакль, его надо широко разрекламировать, а стоит он того или нет – неважно. То же самое происходит в кино, на телевидении, где каждый «испеченный» на скорую руку художественный проект изощренно пиарят. Ну а потом уже никого не мучают кошмары, что в прокате он оказался пустышкой, банальноcтью, напичканной стереотипами. И какой же напрашивается вывод? А такой: совесть на весах не взвешивается, моральные ценности тоже, зато большой вес имеют материальные ценности, на которые, как говорят киношники и телевизионщики, они и создают «шедевры». Ой ли?!

Возьмите те же долгоиграющие телесериалы с постаревшими и облысевшими героями, начавшими свою карьеру молодыми, к примеру, в «Улицах разбитых фонарей» и продолжившими ее на «Литейном» с высокими чинами, дорогими машинами и кабальными договорами. На первый взгляд нужная патриотическая тема, героические подвиги нашей неподкупной, доблестной полиции. Казалось бы, радоваться надо. Только почему-то молодые хотят стать не отважными стражами закона, а киллерами. А почему бы и нет, ведь не случайно эти роли играют известные артисты. А то, что потом их будут идентифицировать с «братками» и подражать им, никому не интересно. И если раньше мальчишки играли в «войнушку» и не хотели изображать фашистов, то теперь они играют в бандитов. Отвага, мужество приобрели совсем другой оттенок, переместились с полей сражений за Родину в криминогенную среду «Родины-уродины».

Владимир Владимирович в своем Послании не побоялся сказать о надвигающейся духовной деградации нации, хотя началась она в 90-е годы, благодаря вороватому либерализму «ветеранов реформы», которые и заказывали музыку представителям убыточной культуры. Виктор Астафьев, гонимый чиновниками из-за резких высказываний по поводу умирающей деревни и разграбленной Сибири, а также недавно ушедший из жизни Василий Белов пытались урезонить «прорабов перестройки», напомнить им, что свобода без границ, где все дозволено, гибельна для национального самосознания. Об этом еще Федор Достоевский писал – о свободе без Бога в душе, порождающей бесов. Но от них отмахивались. Отмахнулись и от слов Фазиля Искандера на давней встрече Владимира Путина с писателями, когда тот сказал, что любая, самая продуктивная экономическая доктрина окажется бессильной, если в обществе утрачены порядочность и честность. Посчитали это ненужным анахронизмом прошлого. И вот теперь, когда оскверняются православные святыни, а значит, наносится удар по духовности, вспомнили о патриотизме. Но патриотизм не может возникнуть по указке сверху. Для этого нужна объединяющая идея, литературные произведения, спектакли, фильмы.

Всероссийский конкурс «Большой книги», где первая премия была присуждена Даниилу Гранину за роман «Мой лейтенант», показал: у писателей-фронтовиков с их окопной правдой нет последователей, а патриотизм – не является пустым звуком только для тех, кто защищал целостность страны, в том числе в горячих точках. Из выдающихся фильмов на эту тему можно вспомнить лишь единицы, включая ленту Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», получившую «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В этом году наши киноакадемики решили представить на венценосную премию военный триллер «Белый тигр» Карена Шахназарова. О достоинствах этой картины, честно снятой генеральным директором «Мосфильма», можно говорить с большой натяжкой, уж слишком много вопросов возникает к режиссеру и к мифическому сценарию по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист».

Но вот парадокс. Несмотря на то, что наша культура живет по остаточному принципу, фестивальное движение в стране приобретает угрожающие размеры. Порой кажется, что вся Россия покрылась сетью национальных, региональных, летних и зимних фестивалей. У них масса географических и гламурных названий, только вот незадача – выдающихся фильмов и спектаклей немного (тем более на патриотическую тему), поэтому они переезжают из региона в регион, из одной страны в другую.

В этом же ряду стоит случай Кирилла Серебренникова, когда его картина «Измена» с зарубежными актерами (у нас таких мастеров не нашлось) оказалась в основном конкурсе 69-го Венецианского кинофестиваля, но осталась без наград. Не получилось, зато получилось по возвращении в Москву переформатировать труппу Театра имени Гоголя с прицелом избавиться от психологического театра и создать Гоголь-центр, где кроме спектаклей будут идти новые фильмы – отечественные и зарубежные. Чем-то напоминает очередной торгово-развлекательный центр. Естественно, при таком раскладе большая труппа Серебренникову не нужна. Получилось, как в старом фильме Филатова «Сукины дети»: патриотизм актеров натолкнулся на непреодолимую стену чиновников, выполняющих свой план по доходности культурных учреждений.

Вот так и живем.

Источник: Любовь ЛЕБЕДИНА Темы: послание президента

В мире Гордон назвал способ вернуть Крым Украине Гордон назвал способ вернуть Крым Украине

Для того, чтобы Украина вернула Крым и Донбасс, Киеву следует "сделать шаги навстречу людям", заявил украинский журналист и политик Дмитрий Гордон в эфире телеканала "112 Украина".

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.