19 декабря 2012, 13:02, Любовь ЛЕБЕДИНА

Патриотизм по остаточному принципу

В Послании президента к Федеральному Собранию многие обращали внимание на то, что касалось конкретно их профессии, и потому особенно тревожило. Меня, как журналиста, связанного с культурой и анализирующего творческие процессы в литературе, кино

Сегодня уже никого не удивляет, что прежде, чем продать хороший или плохой спектакль, его надо широко разрекламировать, а стоит он того или нет – неважно. То же самое происходит в кино, на телевидении, где каждый «испеченный» на скорую руку художественный проект изощренно пиарят. Ну а потом уже никого не мучают кошмары, что в прокате он оказался пустышкой, банальноcтью, напичканной стереотипами. И какой же напрашивается вывод? А такой: совесть на весах не взвешивается, моральные ценности тоже, зато большой вес имеют материальные ценности, на которые, как говорят киношники и телевизионщики, они и создают «шедевры». Ой ли?!

Возьмите те же долгоиграющие телесериалы с постаревшими и облысевшими героями, начавшими свою карьеру молодыми, к примеру, в «Улицах разбитых фонарей» и продолжившими ее на «Литейном» с высокими чинами, дорогими машинами и кабальными договорами. На первый взгляд нужная патриотическая тема, героические подвиги нашей неподкупной, доблестной полиции. Казалось бы, радоваться надо. Только почему-то молодые хотят стать не отважными стражами закона, а киллерами. А почему бы и нет, ведь не случайно эти роли играют известные артисты. А то, что потом их будут идентифицировать с «братками» и подражать им, никому не интересно. И если раньше мальчишки играли в «войнушку» и не хотели изображать фашистов, то теперь они играют в бандитов. Отвага, мужество приобрели совсем другой оттенок, переместились с полей сражений за Родину в криминогенную среду «Родины-уродины».

Владимир Владимирович в своем Послании не побоялся сказать о надвигающейся духовной деградации нации, хотя началась она в 90-е годы, благодаря вороватому либерализму «ветеранов реформы», которые и заказывали музыку представителям убыточной культуры. Виктор Астафьев, гонимый чиновниками из-за резких высказываний по поводу умирающей деревни и разграбленной Сибири, а также недавно ушедший из жизни Василий Белов пытались урезонить «прорабов перестройки», напомнить им, что свобода без границ, где все дозволено, гибельна для национального самосознания. Об этом еще Федор Достоевский писал – о свободе без Бога в душе, порождающей бесов. Но от них отмахивались. Отмахнулись и от слов Фазиля Искандера на давней встрече Владимира Путина с писателями, когда тот сказал, что любая, самая продуктивная экономическая доктрина окажется бессильной, если в обществе утрачены порядочность и честность. Посчитали это ненужным анахронизмом прошлого. И вот теперь, когда оскверняются православные святыни, а значит, наносится удар по духовности, вспомнили о патриотизме. Но патриотизм не может возникнуть по указке сверху. Для этого нужна объединяющая идея, литературные произведения, спектакли, фильмы.

Всероссийский конкурс «Большой книги», где первая премия была присуждена Даниилу Гранину за роман «Мой лейтенант», показал: у писателей-фронтовиков с их окопной правдой нет последователей, а патриотизм – не является пустым звуком только для тех, кто защищал целостность страны, в том числе в горячих точках. Из выдающихся фильмов на эту тему можно вспомнить лишь единицы, включая ленту Никиты Михалкова «Утомленные солнцем», получившую «Оскара» в номинации «Лучший иностранный фильм». В этом году наши киноакадемики решили представить на венценосную премию военный триллер «Белый тигр» Карена Шахназарова. О достоинствах этой картины, честно снятой генеральным директором «Мосфильма», можно говорить с большой натяжкой, уж слишком много вопросов возникает к режиссеру и к мифическому сценарию по мотивам повести Ильи Бояшова «Танкист».

Но вот парадокс. Несмотря на то, что наша культура живет по остаточному принципу, фестивальное движение в стране приобретает угрожающие размеры. Порой кажется, что вся Россия покрылась сетью национальных, региональных, летних и зимних фестивалей. У них масса географических и гламурных названий, только вот незадача – выдающихся фильмов и спектаклей немного (тем более на патриотическую тему), поэтому они переезжают из региона в регион, из одной страны в другую.

В этом же ряду стоит случай Кирилла Серебренникова, когда его картина «Измена» с зарубежными актерами (у нас таких мастеров не нашлось) оказалась в основном конкурсе 69-го Венецианского кинофестиваля, но осталась без наград. Не получилось, зато получилось по возвращении в Москву переформатировать труппу Театра имени Гоголя с прицелом избавиться от психологического театра и создать Гоголь-центр, где кроме спектаклей будут идти новые фильмы – отечественные и зарубежные. Чем-то напоминает очередной торгово-развлекательный центр. Естественно, при таком раскладе большая труппа Серебренникову не нужна. Получилось, как в старом фильме Филатова «Сукины дети»: патриотизм актеров натолкнулся на непреодолимую стену чиновников, выполняющих свой план по доходности культурных учреждений.

Вот так и живем.

Источник: Любовь ЛЕБЕДИНА Темы: послание президента

Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.