19 декабря 2012, 13:32, Любовь ЛЕБЕДИНА

Олеся Железняк отказала «Сватам»

Такой жизнерадостной энергетики, как у молодой актрисы Олеси Железняк, днем с огнем не сыщешь. Она только вышла на сцену, а зритель уже улыбается, сказала несколько фраз, и публика плачет от смеха. Одним словом, у нее врожденный талант острохара

Олеся Железняк отказала «Сватам» Автор фото: Наталья НЕЧАЕВА

– Скажите, как сосватали вас в Ленком, куда мечтают попасть многие актеры?

– Марк Анатольевич принял меня в свою мастерскую в ГИТИСе и уже на 2-м курсе предложил играть в его театре. Но я, представьте, не смогла войти в звездную труппу, и даже слегла в больницу из-за сильного нервного напряжения. Думала: ну все, на этом моя актерская карьера и закончилась. Роль-то была совсем маленькой – служанка у героини Чуриковой в «Варваре и Еретике», тем не менее я так волновалась, что у меня постоянно дрожали руки, ноги. В общем, дурдом. Мне тогда казалось, что я никогда не смогу играть рядом с великими артистами. Спустя какое-то время, Марк Анатольевич вновь завел разговор о театре, и я вновь оказалась в числе молодых артистов, но уже в массовках. После этого в 2000 году меня ввели в нашумевший спектакль «Жестокие игры». Мы его играли четыре года, а потом я ушла в декретный отпуск, и постановку убрали из репертуара.

– Трудно шел процесс адаптации в оазисе знаменитостей?

– Он шел постепенно. Вот антрепризу ругают, а мне она помогала, тем более с таким замечательным режиссером, как Виктор Шамиров, у которого играли и Татьяна Васильева, и Валерий Гаркалин.

– Помните, раньше говорили, что у актера должен быть один режиссер, и он-то делает из него мастера. И приводили в пример Анатолия Эфроса и Ольгу Яковлеву…

– Несколько раз я думала, что вообще уйду из театра. Были моменты, к примеру, когда меня выдвигали на заслуженную артистку и писали творческую характеристику, где между новыми работами образовывались пустоты. Например, роль в 2003 году, а следующая только в 2005-м. Мне же казалось, что у меня перерывов не было, потому что в это время играла в спектаклях у учеников того же Захарова. Конечно, главный мой учитель, это Марк Анатольевич, которому я бесконечно благодарна, потому что где бы я не репетировала, всегда пользуюсь тем багажом, который получила от него. Вот, совсем недавно я репетировала в Варшаве у Кшиштофа Занусси с Федей Добронравовым в спектакле, который будет играться для русского зрителя, и премьера состоится в Екатеринбурге. Он замечательный человек, талантливый режиссер, но мысленно я все равно опираюсь на то, что привито мне Марком Анатольевичем. Может быть, потому, что польская и русская актерская школы очень разные.

– Скажите, вы себя комфортно чувствуете в гротеске?

– Знаете, сейчас я репетирую у Володи Прикотенко в «Пяти вечерах» Александра Володина, и он совершенно другой. Меня назначили на Тамару, а Андрей Соколов играет Ильина. В феврале мы должны выпустить этот спектакль. Не знаю, что получится, но режиссер не хочет, чтобы я играла в гротесковой манере.

– Но ведь вам свойственен острый рисунок, вы в нем купаетесь. Скажите, вы не обижаетесь, что многие режиссеры воспринимают вас как комическую актрису?

– Обижаюсь страшно, потому что хочу быть разноплановой артисткой…

– Мне показалось, что Захаров брал вас в театр на замену Татьяны Пельтцер.

– То есть комических старух… Знаете, ведь я по жизни очень грустный человек и совсем не пробивной, как про меня думают. Не зря подруги говорят мне: «Ты что, не можешь поставить себя в театре? Ведь ты так долго здесь работаешь…» Я никогда не смогу себя поставить в этом коллективе, потому что пришла сюда студенткой, и эти отношения сохранились по сей день. Я по-прежнему смотрю на Марка Анатольевича снизу вверх.

– А на ваших знаменитых партнеров?

– Уже нет. Даже с Олегом Ивановичем Янковским у нас были приятельские, я бы сказала, шутейные отношения. Мы вместе с ним играли в «Шуте Балакиреве» и в «Чайке». У него было потрясающее чувство юмора, и ко мне он относился легко. Я даже могла с ним, шутя, пофлиртовать, хотя никогда не была в его вкусе. Сейчас я уже знаю, что у этих талантливых людей есть и свои беды, и много неразрешимых проблем. Вы даже не представляете, как все они переживали за Леонида Броневого, заболевшего на гастролях в Киеве.

– Кстати, о Киеве. Почему вы так много снимаетесь на Украине?

– Вы имеете в виду совместный сериал «Сваты», который снимается уже шесть лет, и сейчас, слава Богу, заканчивается. Но в принципе я мечтаю о большом серьезном кино. На днях закончились съемки у Виктора Шамирова «Со мною вот что происходит». Он тоже был моим педагогом на курсе.

– Олеся, а откуда у вас такая интересная фамилия?

– Потому что моя мама и папа из Днепропетровской области, но я родилась в Москве. Если говорить, кто был настоящим артистом в нашей семье, так это мой папа. Как он рассказывал, как песни пел, можно было заслушаться. Наверное, он мне передал свои нереализованные актерские гены. Сейчас ни его, ни мамы нет в живых, и мне их сильно не хватает. Понимаете, вначале я сильно комплексовала, мне казалось, что люди из интеллигентской среды сделаны из другого теста. Это элита, а у меня и манеры не те, и образование не то. А потом, когда стала работать в театре, то поняла: есть внешний лоск, а есть внутренняя культура, которая не всегда зависит от места рождения человека. Раньше мне также казалось, что быть актрисой и посещать храм это противоестественно. И однажды меня привела туда Татьяна Догилева, сказав, что я долго не выдержу, если не буду духовно очищаться. И вот теперь я хожу в храм регулярно и детей своих туда вожу.

– Как же так получилось, что у вас уже трое детей? В этом божий храм сыграл какую-то роль?

– А вот так и получилось. Я вообще никогда не могла представить, что человеческий зародыш можно убить. Для меня это неприемлемо.

– Ну и как с ними справляетесь? Ведь вы так много разъезжаете с антрепризой, и потом киносъемки, гастроли.

– Вначале мама помогала с первым ребенком, а потом, когда родилась Агаша, уже не смогла. Ослепла. Сейчас фактически все воспитание детей взял на себя муж. Сегодня вечером ехала к вам на встречу и была такая расстроенная, потому что сын принес двойку, и я стала делать с ним уроки, а он вдруг воспротивился. Вот не хочу и не буду. Я растерялась и не знаю, что делать, чтобы пробиться к нему. Тогда говорю: «Сыночек, сегодня я приехала из другого города, сильно устала. А вечером у меня спектакль. Думаешь, мне не хочется побыть с вами? Но надо идти». А он как бы не слышит меня, набычился, и рот на замок. Мой муж тоже по профессии актер, но у него как-то все не складывается. Я понимаю, что это его сильно угнетает… В то же время он понимает: если у меня ладится, то надо помогать.

– Значит, вы главный кормилец семьи?

– Да.

– Потому и с антрепризой мотаетесь по стране?

– Да, выступая только в одном театре, много не заработаешь. К тому же антреприза – это постоянный тренаж. Если актер долго не выходит на сцену, он начинает комплексовать, бояться публики. Даже когда у тебя все складывается, все равно ты подвержен рефлексии и никогда не бываешь удовлетворенным, потому что предела совершенству нет. Я играю и все равно страдаю. Когда пришла в театр, то первым делом постаралась убедить себя: никто, ничего мне не должен, я обязана всего достигнуть сама. Но лавировать приходится много и, конечно, выбирать, что для тебя важнее. Вот сейчас из-за «Пяти вечеров» отказала «Сватам» в последней серии, и еще в одном кинопроекте, потому что володинская Тамара должна мне много дать в плане профессии, а это дороже любых денег.


Политика СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку

Представители США на переговорах с Россией в Женеве в среду намерены обсудить возможный трехсторонний договор по ядерному оружию с Китаем, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленных представителей США.

Экономика Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США Рубль укрепился на новостях от главы ФРС США

Рубль подорожал к доллару и евро после заявлений главы Федеральной резервной системы США Джерома Пауэлла, об этом свидетельствуют данные Московской биржи.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.

Культура Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".
Оскароносец Оливер Стоун снял документальный фильм "В борьбе за Украину".

19 июля в 21 час на канале "Россия" будет показан документальный фильм Оливера Стоуна, который уже получил Гран-при на 65-ом международном кинофестивале в итальянском городе Тафлина.