19 декабря 2012, 13:37, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Семейные архивы Чарли

В Мультимедиа Арт Музее проходит выставка «Чарли Чаплин»

Для поклонников таланта великого Чаплина эта выставка – настоящий подарок. Директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова почти десять лет вела переговоры с куратором проекта директор

Семейные архивы Чарли

Ждали, когда музей наконец получит новую площадку. И вот мечты сбылись. В прошлом году Сэм Стурдзе с успехом показал москвичам выставку «Феллини. Гранд-парад». Теперь публика сможет окунуться в видео- и фотохроники гениального комика – актера и режиссера. Важно в первую очередь то, что материалы взяты из семейных архивов. Это более двух сотен фотографий в кино, на студии и в обычной жизни, это фрагменты фильмов Чаплина, демонстрирующиеся на множестве экранов и проекторов, это киноафиши и текстовые выдержки, рассказывающие о разных эпизодах творческой судьбы актера.

Удобно организована подача материала. Если вы, например, видите эпизод с танцующими боксерами из «Огней большого города», то дается он в обрамлении фотографий, сделанных на съемочной площадке и интересных воспоминаний о том, как Чаплин объяснял актерам изящный смысл драки-танца. Мы узнаем, например, как нелегко далось художнику-постановщику Дэвиду Холлу воссоздание снежного пейзажа Аляски в «Золотой лихорадке», где были задействованы 200 тон штукатурки, 285 тонн соли и 100 бочек муки. Но главное – образ маленького человечка Чаплина подан в динамике, развитии и трансформации. Вначале это театральная труппа Фреда Карно в Англии – тренировка в пантомиме и мастерстве коротких скетчей, затем голливудская компания «Кистоун», где начал формироваться образ маленького бродяги, 9-минутный фильм «Детские автогонки в Венеции» – первое появление бродяги на экране.

Кстати, изначально бродяга не был столь трогательным и сентиментальным. В роликах «Кистоун» мы видим лицо, искаженное хищными, коварными гримасами. Его герой был авантюристом и хитрецом, вором и соблазнителем. Но Чаплина это не устраивало – он чувствовал, что жанр грубого фарса чересчур примитивен и вульгарен. Он хотел сделать своего героя тоньше, глубже, психологичнее, чтобы рядом со смехом всегда был оттенок нежности и грусти. В выдержке из «Моей биографии» мы читаем, что образ родился буквально из костюма и грима – нелепого сюртука, знаменитых плоскостопных ботинок, потертого котелка и тросточки. Когда Чаплин надел все это, он уже знал, какими будут походка, жесты, мимика. Конечно же, в большой степени образ героя формировали сюжеты с женщинами: вспоминается гениальная сцена со слепой цветочницей или эпизод из фильма «Новые времена», где Чарли с помощью гаечных ключей пытается «завернуть гайки» на даме с большим бюстом.

Проходя в черно-белом лабиринте образов, созданных Чаплиным, зритель видит жизнь комика всеохватно. Чаплин на студии, орудующий камерами, его лицо мелькает на обложках журналов – молодое и пожилое, убеленное сединами, в гриме и без грима. Чаплин машет шляпой на вершине каркаса новой студии на углу бульвара Сансет и Ла Бреа или в эпизоде из «Огней большого города» устраивает блестящую сценку с кусочком дерева. Доказывает преимущество немого кино в сцене «Танец с пирожками». Чаплин сознательно не хотел, чтобы его герой говорил. Даже в фильме «Новые времена», где все ожидали услышать голос Чарли, он исполнил короткую песенку на выдуманном языке. В его случае получалось точно по Сент-Экзюпери: «слова только мешают понимать друг друга». Видно, как в фильмах Чаплина появляется сатира и, скорее всего, из-за нее он и получает отказ в гражданстве США – хотя формально повод был другой. И, наконец, редкие кадры – цветные фильмы домашнего производства, где седой Чаплин, окруженный детьми, повторяет знаменитые комические номера.



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.