19 декабря 2012, 13:45, Людмила ЛЕБЕДЬ

Счастливая пара

Народный артист СССР, всемирно известный композитор Родион Щедрин отметил свое 80-летие в Концертном зале имени Чайковского, где были исполнены его музыкальные шедевры.

Счастливая пара

Щедрин часто повторяет: «Я не модный композитор, я просто композитор». Дважды номинант на «Грэмми», лауреат множества премий и зарубежных наград представляет на сегодняшний день исчезающий тип высокообразованного интеллигента, о котором ни у одного человека язык не повернется сказать что-то плохое. Казалось бы, это нонсенс, поскольку у таланта всегда много завистников и наверняка они есть у Щедрина, только он их не замечает, поскольку всегда с головой погружен в работу и даже умудряется сочинять во время длинных поездок вместе с Майей Михайловной в поезде.

Питательной средой для композитора всегда была русская классика. В его музыке вы обычно слышите народные мотивы, переплетающиеся с современным авангардом, и порой ее технически трудно исполнять, даже такому виртуозу, как Денис Мацуев, и вместе с тем она проникает в сердце слушателя, погружая в водоворот страстей и вызывая катарсис. Видимо, это происходит и потому, что Щедрин большего всего ценит красоту, красоту, отраженную в женском облике. Возьмите такие балеты, как «Дама с собачкой», «Чайка», «Анна Каренина», не говоря о «Кармен-сюите», – все они посвящены судьбе женщины и, конечно, любви, которая приносит и счастье, и горе, делает пленниками и одновременно удивительно свободными личностями. Ведь больше всего на свете Щедрин ценит внутреннюю свободу, позволяющую художнику творить, несмотря на всякие препоны со стороны власть предержащих и политическую конъюнктуру времени. Сегодня трудно в это поверить, но когда «Кармен-сюиту» в Большом театре сдавали высокой комиссии, то министр культуры Екатерина Фурцева категорически выступила против постановки, увидев в ней непозволительную для советского искусства эротику.

А ведь всемирная слава Майи Плисецкой началась именно с этого спектакля, даровавшего ей новый пластический язык Альберто Алонсо, ранее не ведомый в России. Так что можно сказать, Щедрин и Плисецкая стали предвестниками современного авангарда в балете. Хотя до этого чуда они уже давно были вместе. Их роман начался с «Конька-Горбунка», где композитор поймал свою жар-птицу и по сей день наслаждается ее красивым оперением и абсолютным музыкальным слухом. Именно Майя Михайловна является первым слушателем его творений и музыкальным критиком, влюбленным критиком. Сейчас Щедрин пишет музыку к опере «Левша» Лескова, а до этого у него были «Мертвые души» по Гоголю в Мариинском театре, показанные на «Золотой маске».

У Щедрина есть одна удивительная черта – он никогда не огорчается, если современники не всегда понимают его музыку, и в этом плане наглядным примером для него была судьба Дмитрия Шостаковича, когда шедевры гения поносили со всех высоких трибун, а он продолжал, несмотря ни на что, сочинять свою музыку. Уж, казалось, где-где, а в Стокгольме в 1994 году должны были принять «Лолиту» по Владимиру Набокову, но, оказывается, и там нашлись блюстительницы нравственности, вышедшие с плакатами против «безнравственной» оперы Щедрина. В конце концов, конфликт рассосался, спектакль был включен в репертуар театра, и теперь об этом инциденте Родион Щедрин вспоминает с улыбкой, потому что музыка не терпит суеты и если она настоящая, то ее оценят потомки, главное, ни минуты не терять зря, поскольку даже длинная жизнь всегда кажется короткой.


В мире В штабе Зеленского пояснили слова о повстанцах в ЛНР и ДНР В штабе Зеленского пояснили слова о повстанцах в ЛНР и ДНР

Представитель штаба кандидата в президенты Украины Владимира Зеленского Дмитрий Разумков пояснил, почему в одном из вопросов на дебатах жители самопровозглашенных республик Донбасса были названы повстанцами.


Культура 25 лет "Золотой маски" не прошли даром. 25 лет "Золотой маски" не прошли даром.

За это время она окрепла, обросла верными спонсорами и друзьями, выработала свой код близкий к новому европейскому театру, потеснила стареющих режиссеров, исповедующих психологический театр, избавилась от вредных критиков, встающих на пути всероссийской национальной премии, поскольку ее авторитет стал непререкаемым.

Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.