19 декабря 2012, 13:47, Антонина КРЮКОВА

«Сталкер» о правах человека

В Большом зале столичного Дома кино подвели итоги XVIII Международного кинофестиваля «Сталкер», который ежегодно с 1995 года проводится Гильдией кинорежиссеров России при поддержке Министерства культуры РФ, Европейского союза, представительства ОО

«Сталкер» о правах человека

Почетным президентом МКФ «Сталкер» является известный режиссер Марлен Хуциев. На этот раз программы фестиваля демонстрировались на трех основных площадках – в Доме кино, Доме журналиста и в правозащитном обществе «Мемориал» на Каретном Ряду. Здесь было показано 84 фильма на самые разные темы, связанные с правами человека, – игровые и документальные.

Жюри игровых фильмов лучшей признало ленту Павла Руминова «Я буду рядом», где снялась актриса Мария Шалаева, которой присудили специальный приз за лучшую женскую роль. То, что этот проект станет лауреатом «Сталкера», вряд ли кто-то сомневался: история неизлечимо больной молодой женщины, обеспокоенной судьбой своего сына, который после ее смерти окажется сиротой, вызывает сочувствие даже у самых прожженных скептиков, привыкших воспринимать кино как отвлеченное зрелище, не имеющее никакого отношения к жизни. Но здесь сама жизнь – неприкрашенная, трагическая, безысходная, без тени фальши и намеренного выжимания слезы. Впрочем, в этом году конкурс игровых проектов поставил членов жюри перед нелегким выбором, поскольку за призы соревновались такие сильные картины, как «Конвой» Алексея Мизгирева, «Искупление» Александра Прошкина, «Я тоже хочу» Алексея Балабанова, «Жить» Василия Сигарева. В итоге Александра Прошкина отметили специальным призом жюри за верность теме прав человека.

За лучший дебют приз «Сталкер» присужден режиссеру Наталье Назаровой за фильм «Дочь». История провинциальной школьницы, сделавшей выбор в пользу своего отца-маньяка, отчего-то волнует зрителей, хотя в этой картине нет ничего выдающегося – кроме неплохой работы дебютантки Марии Смольниковой, сыгравшей главную роль и получившей за нее диплом жюри. Эту награду она разделила с другой дебютанткой – Дарьей Мельниковой из конкурсной ленты Рената Давлетьярова «Стальная бабочка».

Главный приз «Сталкер» в конкурсе неигрового кино достался документальному фильму «Город М» Игоря Морозова. Кроме того, Морозов получил приз имени Анатолия Приставкина с формулировкой «за отражение истории страны через историю города». Приз имени Георгия Жженова присужден сделанному учениками Марины Разбежкиной фильму «Зима, уходи!», посвященному современному протестному движению. Приз имени Сергея Говорухина – картине «Пограничный эффект», тоже коллективной, снятой молодыми режиссерами из мастерской Сергея Мирошниченко, показавшими, какие явления происходят на сопредельных России территориях – Украине, Грузии, Абхазии, Эстонии. За дебют под названием «Звучи» отмечена режиссер Евгения Шамова. Герои этой картины, у одного из которых проблемы со слухом, решают провести эксперимент и на время поменяться своими мирами, чтобы понять друг друга, глядя на жизнь другого его же глазами. Дипломы жюри в этой категории вручены фильмам «Куда Макар телят…», снятому под руководством Аллы Суриковой, и «Спасительное милосердие» режиссера Усмана Сапарова – о том, как взрослые люди помогают детям выживать в детских домах.

Известный режиссер Евгений Цымбал получил приз имени Феликса Светова за фильм «Юргис Балтрушайтис: последний рыцарь Серебряного века» за раскрытие исторической правды и воссоздание эпохи через судьбу одного из ее истинных героев. Нельзя не сказать и о картине Любови Аркус «Антон тут рядом», которой открывался «Сталкер». История о мальчике-аутисте, в судьбе которого приняла участие сама режиссер, спасающая его от перспективы попасть в интернат для детей-инвалидов, откуда он вряд ли выберется в нормальную жизнь, вызвала огромное сочувствие и в Канне, и на других международных смотрах. Заметим, что наградой Верховного комиссара ООН по правам беженцев отмечена игровая лента «Пустой дом» режиссера Нурбека Эгена. Свой приз присудила и Гильдия кинорежиссеров России, выбрав для этого документальный фильм Натальи Поляковой «Асенька», а Гильдия киноведов и кинокритиков всем другим предпочла «Войну на территории кино» Игоря Григорьева.


В мире В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе

Украине следует пойти на жертвы, чтобы решить конфликт в Донбассе, заявил председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, член партии "Слуга народа" Даниил Гетманцев в эфире телеканала NewsOne.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура Человек на своём месте Человек на своём месте

"Важнейшее дело – найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили, – уверен режиссёр и актёр Владимир Меньшов, которому на днях исполнилось восемьдесят лет. – Главные этапы моей жизни – это картины. И главные этапы моего взросления и моего познания жизни – это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.