20 декабря 2012, 12:16, Антонина КРЮКОВА

Российский кинематограф в 2012 году: доля падает, билеты дорожают

В РИА «Новости» прошел «круглый стол» по итогам господдержки кино в 2012 году, на котором обсуждались вопросы, связанные с недавно обновленной стратегией распределения бюджетного финансирования национальной кинематографии. Как повлияют измене

Но прежде – цифры. В общей сложности организациям кинематографии в 2012 году было выделено 3894 млн рублей. На 45 проектов социально значимой тематики пришлось из этой суммы 920,7 млн руб., еще 151,9 млн пошли на 7 полнометражных анимационных фильмов, 166,1 млн руб. – на 17 анимационных сериалов, 42 млн руб. – на 4 ленты для детей и юношества и 201,4 млн руб. – на 8 проектов совместного производства. Кроме того, 166,8 млн рублей из бюджета фонда 2012 года были выделены на поддержку российских и зарубежных кинофестивалей, кинорынков и участия в них отечественных картин. При этом основная часть финансирования 2245 млн рублей была направлена на поддержку десяти компаний-лидеров, самостоятельно распределяющих полученные средства по своим проектам. Их стоит назвать – по крайней мере, будем знать, какие фильмы нас ожидают в последующие годы.

Так, компания «Арт пикчерс» направила финансовую помощь на производство фильмов «Баба Яга» режиссера Дана Кретера, «Да и да» Валерии Гай Германики, «Митинг» Дениса Филюкова, «Одноклассники.ru» Павла Кудякова, «Дама пик» Павла Лунгина, «Сталинград» Федора Бондарчука и на поддержку в прокате картины Романа Прыгунова «Духless». В продюсерском пакете «Дирекции кино» оказался один проект – «Викинг» Андрея Кравчука, а кинокомпания «Коктебель» запросила господдержку на три картины: «Пропавшие комнаты» Алексея Попогребского и «Тряпичный союз» Михаила Местецкого получили поддержку в производстве, «Жить» Василия Сигарева – в прокате. Кинокомпанией «Нон-стоп продакшн» средства были потрачены на производство фильмов «Левиафан» Андрея Звягинцева и «Перевал Дятлова» Ренни Харлина, а «Реал-Дакота» направила государственное финансирование на производство «Американки» Рената Давлетьярова, «Маленьких людей» и «Невидимки» Сергея Комарова, а также на прокат «Стальной бабочки». У компании «ТПО «РОК» в 2012 году оказались четыре картины на стадии производства: «7 главных желаний» Вадима Соколовского, «Восьмерка» Алексея Учителя, «Друзья из Франции» Филиппа Котлярского и Энн Вейл и «Майор» Юрия Быкова. «СТВ» использовала средства на производство трех игровых лент: «Около футбола» Антона Барматова, «Я не вернусь» Ильмара Раага и «Я тоже хочу» Алексея Балабанова и двух анимационных – «Садко» и «Синдбад». Картина «Джунгли», также поддержанная в производстве, получила деньги на прокат, а анимация «Три богатыря на дальних берегах» – только на кинотеатральное продвижение. «Студия «ТРИТЭ» Никиты Михалкова» направила деньги на производство фильмов «Иван Поддубный» Глеба Орлова, «Солнечный удар» Никиты Михалкова, «Экипаж» и «Легенда № 17» Николая Лебедева (вторая лента Лебедева дополнительно получила деньги на прокат). Еще одному проекту «ТРИТЭ» – «Шпиону» Алексея Андрианова выделены средства только на показ в кинотеатрах. Компания «Базелевс» потратила деньги на съемки картин «Елки-3» и «Я убиваю драконов» Тимура Бекмамбетова. «Джентльмены, удачи!» и анимационная лента «Снежная королева» поддержаны в прокате. Еще одна лидирующая компания – «Централ партнершип» направила полученную поддержку на проекты «22 минуты», «Темный мир: равновесие» и «1812: уланская баллада».

Одновременно приведем цифры за 2012 год, представленные компанией «Movie Research»: общие сборы всех фильмов в российском прокате составляют 40,5 млрд рублей (на 15,1% больше, чем в прошлом году). Доля российского кино по сборам в прокате – 13,8% (в прошлом году – 15,9%). Доля лидеров – 7,5%. Средняя цена билета в кино по сравнению с 2011-м выросла на 13,5% и теперь составляет 235 рублей.

Надо сказать, что на следующий год снижения общего объема госфинансирования кинематографа не ожидается, но его структура меняется, о чем мы уже писали. Одна из актуальных задач отрасли – увеличение доли российского кино в нашем прокате. По мнению Сергея Сельянова, для этого необходимо наращивать кинопроизводство. «В США ежегодно выпускается 650 фильмов, из них 230 приобретается для российского проката, но «выстреливают», как правило, десятка два. Вот эти 20 американских картин и 5 российских и собирают кассу, – высказал свои соображения Сельянов. – Следовательно, если мы хотим увеличить долю нашего кино, то должны наращивать кинопроизводство. Но для этого не хватает не только средств, но и кадров». Надо заметить, что в этом году в первой десятке бокс-офиса нет российского фильма и это, считает Александр Роднянский, проблема, потому что именно фильмы-лидеры делали долю в прошлые годы. Скажем, в 2011-м им был «Высоцкий. Спасибо, что живой». В этом году такой картины просто нет. Глава Фонда кино Сергей Толстиков убежден в том, что в области кинематографии нет внятной государственной политики, и это есть основная проблема. «Поднять долю – это, конечно же, хорошо, – продолжил Сергей Сельянов. – Но не будем забывать о том, что кинематограф многообразен и есть фильмы, которые не имеют отношения к увеличению доли, зато имеют отношение к другому, значительно более важному». Режиссер Андрей Прошкин вспомнил, что Министерство культуры теперь озаботилось приоритетными для кинематографа темами, то есть получается «кино на заданную тему». А такое кино, по мнению председателя Киносоюза, как правило, вещь совершенно искусственная и толку от этого не будет.

Вообще, что касается культурного ведомства, то у участников «круглого стола» к нему есть немало претензий, в том числе их не устраивает оскорбительный тон разговора, какой новое министерское начальство позволяет себе по отношению к кинематографистам. Весьма эмоционально в адрес министерства высказался Федор Бондарчук, уверенный, что никто из тех, кто затеял очередную реформу, за результаты отвечать не будет: «А если будут, ну что ж, посмотрим, какую долю российского кино даст в следующем году министерство со всеми инициированными им реформами». Между тем Сергей Толстиков все же признает за Минкультом заслуги по упорядочению работы в области профессионального образования и фестивалей. Но ему категорически не нравится то, что министерство хочет контролировать отбор проектов, производство которых находится в компетенции Фонда кино. «Если контролировать с точки зрения идеологии, то это цензура. Если с точки зрения качества проектов, то в фонде работают экспертные советы, куда входит цвет российской кинематографии. Какую альтернативу собирается предложить этому министерство?» – беспокоится Толстиков.

Попутно заметим, что с «цветом российской кинематографии», входящим в экспертные советы, исполнительный директор Фонда кино явно погорячился.


Политика Небензя назвал цели указа о гражданстве для жителей ДНР и ЛНР Небензя назвал цели указа о гражданстве для жителей ДНР и ЛНР

Постпред России при ООН Василий Небензя заявил на заседании Совбеза, что необходимость механизма упрощенного предоставления российского гражданства жителям отдельных районов Луганской и Донецкой продиктована тем, что у них из-за действий Киева сложились невыносимые условия жизни.

В мире Савченко сравнила российскую и украинскую тюрьмы Савченко сравнила российскую и украинскую тюрьмы

Депутат Верховной рады Надежда Савченко, обвиняемая в подготовке терактов в центре Киева, рассказала, в какой тюрьме ей было сложнее — российской или украинской.

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.