21 декабря 2012, 16:37, Мария Безрук

"Белый слон" возомнил себя "Золотым львом"

Гильдия киноведов и кинокритиков России в 15-й раз вручила премию "Белый слон" по итогам 2012 года. Лучшим, по мнению экспертов, стал фильм Александра Сокурова "Фауст". Победитель прошлогоднего Венецианского кинофестиваля поучил о

"Белый слон" возомнил себя "Золотым львом"

Как же мельчает отечественная кинокритика! Сообщество, некогда славившееся своей принципиальностью и бескомпромиссной гражданской позицией, ныне проявляет неслыханный конформизм и дурновкусие. Морально поддерживаемая второй год подряд "КиноСоюзом" премия, проявляет удивительную лояльность и особое внимание к лидерам этого профобъединения и их работам. Так в прошлом году глобальная неудача серого кардинала "КиноСоюза" Андрея Смирнова "Жила-была одна баба" была заявлена практически во всех значимых номинациях и даже в некоторых одержала победу. В нынешнем году гильдия решила поддержать исторический блокбастер лидера "КиноСоюза" Андрея Прошкина "Орда", выдвинув её на соискание статуса лучшего фильма года. Исторически сложилось так, что "Белым слоном" принято было отмечать в первую очередь авторское и экспериментальное кино, у которого практически нет шансов ярко выступить в прокате, в то время как "Орда", выходя на экраны, имела весьма осязаемый прокатный потенциал, но при этом никак не вписывалась в арт-хаусную нишу. Но, кто вспоминает о таких мелочах, когда на кону дружба и лояльность лидеров такой весомой организации.

К слову, ни блистательному "Конвою" Алексея Мизгирёва - участнику "Берлинале", ни талантливой "Измене" Кирилла Серебренникова - участнику основного конкурса Венецианского кинофестиваля не нашлось места в шорт-листе соискателей премии киноведов и кинокритиков. Да и Алексей Балабанов с исповедальной картиной "Я тоже хочу" чудом попал в финал в последний момент, слегка уравновесив список номинантов, где, помимо участника Венецианского фестиваля 2013, обладателя "Золотого льва"-2012 и "Орды" оказалась весьма неровная, местами пошлая, циничная и вульгарная лента Михаила Сегала "Рассказы", и конъюнктурная, мизантропичная, депрессивная притча  Василия Сигарева "Жить", обласканная критиками ещё на "Кинотавре". Очевидно, что принимая решение назначить "Фауста" лучшим фильмом года, эксперты руководствовались не только бесспорными качествами ленты, признанными мировым киносообществом, но и с целью примирить сторонников Балабанова с фанатами Сигарева. Правда сам Сокуров, выйдя за призом, заявил, что решение гильдии считает ошибочным и убеждён в том, что победить должна была "Орда". Вот тебе, бабушка и Юрьев День...

Не обошлось и без очевидных курьёзов. Решение признать лучшим кино-композитором года Анджея Петраса, написавшего легковесную музычку к "Рассказам" вряд ли можно назвать Соломоновым, в то время как за вышеозначенный титул боролись столпы жанра - Алексей Айги, написавший гениальную музыку к "Орде" и Андрей Сигле с блистательной работой в "Фаусте". Видимо, желание экспертов хоть как-то отметить ленту Сегала было столь велико, что затмило здравый смысл и музыкальный вкус. При этом эксперты не сочли новый фильм Балабанова достойным быть отмеченным в какой-либо номинации. Ситуацию уравновесила коалиция молодых критиков, вручивших Алексею Балабанову свой альтернативный приз "Голос". Любопытно, что увлекшись внутренними разногласиями, критики напрочь забыли о номинации "Лучший зарубежный фильм в российском прокате". Странно, список иностранных прокатных фильмов, правда весьма урезанный, был разослан членам гильдии, и в первом туре голосующие делали свой выбор. Что произошло с номинацией во втором туре - неизвестно. Видимо, решили пожертвовать "буржуинским Слоном" в пользу награждения сразу двух отечественных лент в категории "Событие года" - "За Маркса..." Светланы Басковой и "Зима, уходи!" мастерской Марины Разбежкиной, то есть пожертвовать кинематографическим качеством фильмов в пользу некоего подобия гражданской позиции. Что ж, хозяин - барин. Только не стоит потом удивляться, что мы так и не научились снимать "как в Голливуде", ибо в мастерской Марины Разбежкиной этому вряд ли можно научиться.



Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.