25 декабря 2012, 08:45

Александр Васильев: «…Было очень приятно победить в такой знаменательный для всех музыкантов юбилейный год – это 150-летие Петербургской консерватории!»

Очередной этап Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации духовые и ударные инструменты, духовые ансамбли порадовал многими интересными открытиями.

Александр Васильев: «…Было очень приятно победить в такой знаменательный для всех музыкантов юбилейный год – это 150-летие Петербургской консерватории!»

В номинации деревянные духовые инструменты награды распределились следующим образом: I премия – Александр Васильев (кларнет), Санкт-Петербург; II премия – Иван Шатковский (фагот), Москва и Алексей Фёдоров (гобой), Санкт-Петербург; III премия – Сергей Журавель (флейта), Москва и Наталья Зеленина (гобой), Екатеринбург. В номинации медные духовые и ударные инструменты I премию получил Владимир Терехов (ударные инструменты), Москва; II-ю – Никита Бутенко (туба), Ростов-на-Дону; III-ю – Алексей Поспелов (ударные инструменты), Нижний Новгород. О конкурсных испытаниях, о своих впечатлениях корреспонденту «Трибуны» рассказал победитель Александр Васильев (кларнет).

Легко ли далась вам победа?

– В конкурсах я участвую не в первый раз. Достаточно успешно выступал и на российских, и на международных. В этом Конкурсе мне было особенно приятно участвовать. Первый Всероссийский – это очень серьёзный конкурс, все участники выступают достойно, показывают себя хорошо. Конечно же, было очень приятно победить в такой знаменательный для всех музыкантов юбилейный год – это 150-летие Петербургской консерватории. В связи с этой знаменательной датой уже состоялась целая серия концертов. И сейчас мы отправляемся на гастроли во Францию.

Как появилась в вашей жизни музыка?

– Я начал заниматься музыкой в раннем возрасте. Как многие дети ходил в музыкальную школу. Жили мы тогда с родителями в Иркутске. Вообще, они не хотели, чтобы я занимался музыкой, хотя оба – музыканты.

А разве так бывает?

– Они были против, т.к. они знают, что это такое – быть музыкантом! (смеётся). К сожалению, в нашей стране это занятие не очень прибыльное и по большому счёту мало кому интересное. Но, к счастью, получилось так, что я всё-таки музыкант!

Ваши родители музыканты в какой области?

– Мама у меня виолончелистка, работает в консерватории, а папа – джазовый пианист.

Как же вы всё-таки попали в музыкальную школу?

– Меня отдали учиться музыке потому, что я астматик, а при занятиях на духовых, это очень даже помогает. Я пошёл в музыкальную школу просто для того, чтобы играть на любом духовом инструменте.

А когда почувствовали, что музыка станет делом вашей жизни?

– Начинал я, как и все, с блок-флейты, Когда мы переехали в Петербург (в 2000 году), я уже взял в руки кларнет, с тех пор на нём и играю. Мой первый педагог – Владимир Владимирович Горин, благодаря этому человеку я поступил в десятилетку – музыкальную школу при консерватории в класс профессора Андрея Юрьевича Большиянова. Мне, кажется, именно он заинтересовал меня музыкой по-настоящему, объяснил, что такое качество исполнения, как правильно заниматься, и вообще зажёг во мне искру.

Из которой всё и возгорелось?

– Я считаю, главная цель любого педагога – зажечь в своём студенте живой интерес, искорку творчества.

Кто ваш наставник в консерватории?

– Я учусь в классе заслуженного артиста России Андрея Витальевича Казакова.

Вам невероятно повезло, ведь он был членом жюри этого Конкурса!

– Да!.. (смеётся).

Кларнет – такой инструмент, для которого написано очень много хорошей музыки… В чём трудность игры на этом инструменте по сравнению с другими духовыми?

– Я не играю на других инструментах. У любого инструмента есть свои сложности. И достичь совершенства невозможно, но, конечно, везде есть свои трудности, которые надо преодолевать. Надо качественно заниматься, не обманывать самого себя, в первую очередь. И я думаю, тогда будет всё получаться на любом инструменте. Кларнет, конечно выигрышный инструмент, по сравнению с тем же гобоем и фаготом. Он очень гибок в смысле стилей, я, например, занимаюсь не только классической музыкой, – могу играть и с папой в джазовом дуэте, частенько мы с ним работаем. Преимущественно играем джаз-лэйтин, джаз-фьюжн, что-то в этом роде.

Каких знаменитых музыкантов в этом стиле слушаете?

– Я слушаю больше саксофонистов и трубачей. Кларнетистов не очень люблю, к ним у меня «особые чувства», потому что, наверное, сам на кларнете играю (смеётся). Стараюсь, как кто-то появляется в Петербурге или в Москве из знаменитостей, я всегда там!..

Самый яркий конкурсный момент

– Самый волнительный момент у меня был, когда я сыграл второй тур. Вдруг страшно заболело горло! Это было бы очень обидно, из-за болезни не пройти в финал, поэтому я волновался именно в этот момент.

Есть разница – играть тур и гала-концерт?

– Да, совершенно разные ощущения. К финалу нужно собраться. А заключительный концерт – все премии уже распределены. Абсолютно разный настрой. С другой стороны, на гала-концертах тоже всякое может случиться… Не могу сказать, где хуже, где лучше, это просто абсолютно разные ощущения.

Любите играть в ансамблях?

– На этом Конкурсе я ещё был участником квинтета, мы получили третью премию. Ещё со времён десятилетки очень тесно общаюсь с ударниками. Мой лучший друг – маримбист, поэтому я очень часто играю в ударном ансамбле. С маримбой и контрабасом делаем современные вещи.

Чтобы вы хотели привнести в этот Конкурс?

– Всё, что нужно – всё было. Тяжело играть, когда собраны все духовые инструменты вместе, да ещё и ударные. Очень часто сейчас на конкурсах практикуется такая система. Странно, на мой взгляд, сравнивать исполнителей на гобое и на кларнете или на саксофоне. Например, концерт Глазунова и концерт Моцарта. Конечно, это было бы правильнее сравнивать кларнетиста с кларнетистом. Но тогда конкурс растянется на целые десятилетия...

Но вы, наверное, всё ещё под впечатлением от победы? Как вам показалась общая атмосфера Конкурса?

– Организация была замечательной, всё понравилось, всё было сделано очень хорошо. Если появлялись вопросы – на них сразу отвечали, если возникали проблемы – их сразу решали. Меня это очень порадовало.


В мире В ДНР и ЛНР опубликовали приказ о прекращении огня В ДНР и ЛНР опубликовали приказ о прекращении огня

В Донецкой и Луганской самопровозглашенных республиках издали приказ о полном прекращении огня. Об этом говорится в заявлениях начальников народной милиции ДНР и ЛНР.

Экономика S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России S&P подтвердило инвестиционный рейтинг России

Международное рейтинговое агентство S&P Global Ratings (S&P) подтвердило рейтинг России на инвестиционном уровне "BBB-", прогноз стабильный, говорится в кратком обосновании агентства.


Общество Возобновите стройку! Возобновите стройку!

Дольщики ЖК "Брюсов Парк" уже почти 5 лет не могут получить оплаченные квартиры. Надзорные органы бездействуют, а администрация прилагает все усилия к тому, чтобы лишить людей последней надежды на получение квартир и банкротит компанию, готовую завершить строительство…

Культура Татьяна Лиознова вошла в историю с "Семнадцатью мгновениями весны". Татьяна Лиознова вошла в историю с "Семнадцатью мгновениями весны".

Ну, кто у нас в стране не знает этого телесериале о Штирлице, который повторяют по разным каналам постоянно, и каждый раз он смотрится с большим интересом и напряжением.