25 декабря 2012, 08:45

Александр Васильев: «…Было очень приятно победить в такой знаменательный для всех музыкантов юбилейный год – это 150-летие Петербургской консерватории!»

Очередной этап Первого Всероссийского музыкального конкурса в номинации духовые и ударные инструменты, духовые ансамбли порадовал многими интересными открытиями.

Александр Васильев: «…Было очень приятно победить в такой знаменательный для всех музыкантов юбилейный год – это 150-летие Петербургской консерватории!»

В номинации деревянные духовые инструменты награды распределились следующим образом: I премия – Александр Васильев (кларнет), Санкт-Петербург; II премия – Иван Шатковский (фагот), Москва и Алексей Фёдоров (гобой), Санкт-Петербург; III премия – Сергей Журавель (флейта), Москва и Наталья Зеленина (гобой), Екатеринбург. В номинации медные духовые и ударные инструменты I премию получил Владимир Терехов (ударные инструменты), Москва; II-ю – Никита Бутенко (туба), Ростов-на-Дону; III-ю – Алексей Поспелов (ударные инструменты), Нижний Новгород. О конкурсных испытаниях, о своих впечатлениях корреспонденту «Трибуны» рассказал победитель Александр Васильев (кларнет).

Легко ли далась вам победа?

– В конкурсах я участвую не в первый раз. Достаточно успешно выступал и на российских, и на международных. В этом Конкурсе мне было особенно приятно участвовать. Первый Всероссийский – это очень серьёзный конкурс, все участники выступают достойно, показывают себя хорошо. Конечно же, было очень приятно победить в такой знаменательный для всех музыкантов юбилейный год – это 150-летие Петербургской консерватории. В связи с этой знаменательной датой уже состоялась целая серия концертов. И сейчас мы отправляемся на гастроли во Францию.

Как появилась в вашей жизни музыка?

– Я начал заниматься музыкой в раннем возрасте. Как многие дети ходил в музыкальную школу. Жили мы тогда с родителями в Иркутске. Вообще, они не хотели, чтобы я занимался музыкой, хотя оба – музыканты.

А разве так бывает?

– Они были против, т.к. они знают, что это такое – быть музыкантом! (смеётся). К сожалению, в нашей стране это занятие не очень прибыльное и по большому счёту мало кому интересное. Но, к счастью, получилось так, что я всё-таки музыкант!

Ваши родители музыканты в какой области?

– Мама у меня виолончелистка, работает в консерватории, а папа – джазовый пианист.

Как же вы всё-таки попали в музыкальную школу?

– Меня отдали учиться музыке потому, что я астматик, а при занятиях на духовых, это очень даже помогает. Я пошёл в музыкальную школу просто для того, чтобы играть на любом духовом инструменте.

А когда почувствовали, что музыка станет делом вашей жизни?

– Начинал я, как и все, с блок-флейты, Когда мы переехали в Петербург (в 2000 году), я уже взял в руки кларнет, с тех пор на нём и играю. Мой первый педагог – Владимир Владимирович Горин, благодаря этому человеку я поступил в десятилетку – музыкальную школу при консерватории в класс профессора Андрея Юрьевича Большиянова. Мне, кажется, именно он заинтересовал меня музыкой по-настоящему, объяснил, что такое качество исполнения, как правильно заниматься, и вообще зажёг во мне искру.

Из которой всё и возгорелось?

– Я считаю, главная цель любого педагога – зажечь в своём студенте живой интерес, искорку творчества.

Кто ваш наставник в консерватории?

– Я учусь в классе заслуженного артиста России Андрея Витальевича Казакова.

Вам невероятно повезло, ведь он был членом жюри этого Конкурса!

– Да!.. (смеётся).

Кларнет – такой инструмент, для которого написано очень много хорошей музыки… В чём трудность игры на этом инструменте по сравнению с другими духовыми?

– Я не играю на других инструментах. У любого инструмента есть свои сложности. И достичь совершенства невозможно, но, конечно, везде есть свои трудности, которые надо преодолевать. Надо качественно заниматься, не обманывать самого себя, в первую очередь. И я думаю, тогда будет всё получаться на любом инструменте. Кларнет, конечно выигрышный инструмент, по сравнению с тем же гобоем и фаготом. Он очень гибок в смысле стилей, я, например, занимаюсь не только классической музыкой, – могу играть и с папой в джазовом дуэте, частенько мы с ним работаем. Преимущественно играем джаз-лэйтин, джаз-фьюжн, что-то в этом роде.

Каких знаменитых музыкантов в этом стиле слушаете?

– Я слушаю больше саксофонистов и трубачей. Кларнетистов не очень люблю, к ним у меня «особые чувства», потому что, наверное, сам на кларнете играю (смеётся). Стараюсь, как кто-то появляется в Петербурге или в Москве из знаменитостей, я всегда там!..

Самый яркий конкурсный момент

– Самый волнительный момент у меня был, когда я сыграл второй тур. Вдруг страшно заболело горло! Это было бы очень обидно, из-за болезни не пройти в финал, поэтому я волновался именно в этот момент.

Есть разница – играть тур и гала-концерт?

– Да, совершенно разные ощущения. К финалу нужно собраться. А заключительный концерт – все премии уже распределены. Абсолютно разный настрой. С другой стороны, на гала-концертах тоже всякое может случиться… Не могу сказать, где хуже, где лучше, это просто абсолютно разные ощущения.

Любите играть в ансамблях?

– На этом Конкурсе я ещё был участником квинтета, мы получили третью премию. Ещё со времён десятилетки очень тесно общаюсь с ударниками. Мой лучший друг – маримбист, поэтому я очень часто играю в ударном ансамбле. С маримбой и контрабасом делаем современные вещи.

Чтобы вы хотели привнести в этот Конкурс?

– Всё, что нужно – всё было. Тяжело играть, когда собраны все духовые инструменты вместе, да ещё и ударные. Очень часто сейчас на конкурсах практикуется такая система. Странно, на мой взгляд, сравнивать исполнителей на гобое и на кларнете или на саксофоне. Например, концерт Глазунова и концерт Моцарта. Конечно, это было бы правильнее сравнивать кларнетиста с кларнетистом. Но тогда конкурс растянется на целые десятилетия...

Но вы, наверное, всё ещё под впечатлением от победы? Как вам показалась общая атмосфера Конкурса?

– Организация была замечательной, всё понравилось, всё было сделано очень хорошо. Если появлялись вопросы – на них сразу отвечали, если возникали проблемы – их сразу решали. Меня это очень порадовало.


Политика Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ Если бы мечта сбылась. В ЕС рассказали об "идеальных" отношениях с РФ

При взаимодействии с Россией Брюсселю необходимо придерживаться баланса между санкциями и сотрудничеством в вопросах, представляющих интерес для Евросоюза.

В мире На Украине возбудили дело из-за прослушки беседы Порошенко с Байденом На Украине возбудили дело из-за прослушки беседы Порошенко с Байденом

Государственное бюро расследований Украины возбудило дело из-за прослушки разговора Петра Порошенко с бывшим вице-президентом США Джо Байденом, пишет "Украинская правда" со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Экономика "Газпром" остановил транзит газа через Польшу "Газпром" остановил транзит газа через Польшу

Прокачка газа через польский участок газопровода "Ямал-Европа" во вторник утром полностью прекратилась, свидетельствуют данные оператора Gascade, принимающего газ на территории Германии.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.