26 декабря 2012, 08:35, Мария Безрук

«Идущие на…»

Оглядываясь на прошлогодние «успехи» отечественного кинематографа, создается впечатление, что российские кинематографисты ориентировались на то, что предполагаемый год апокалипсиса поставит точку в их деятельности и поэтому не особенно старались.<

Для «Ленфильма» уходящий год ознаменовался чередой скандалов, завершившихся сменой руководства. Совет директоров студии возглавил режиссер, актер, продюсер Федор Бондарчук, а генеральным директором стал его партнер по проекту «КиноСити», глава кинотеатральной сети «Кронверк Синема» – Эдуард Пичугин. Каким образом совершился приход медийного единоросса к власти на одной из некогда ведущих студий страны – пока не ясно. В данный момент, разрушенный до основания «Ленфильм» с трудом выкарабкивается из долговой ямы. Ведь один лишь проект Алексея Германа-старшего «Трудно быть Богом» уже больше 10 лет стабильно пожирает студийное финансирование. Хочется верить, что с приходом к власти кинематографистов с рыночным мышлением, «Ленфильм» возродится из пепла и начнет функционировать как полноценная киностудия.

Как бы компенсируя достижения российских кинематографистов на мировом фестивальном поле в 2011 году, 2012-й не принес россиянам ни одной весомой кинонаграды. В основном конкурсе «Берлинале» российские картины представлены не были, а «Конвой» Алексея Мизгирева, участвовавший в «Панораме», остался без наград. Участника основного конкурса Каннского кинофестиваля – ленту «В тумане» Сергея Лозницы, созданную при участии России, жюри не заметило, а фестивальный приз достался лишь участнице короткометражного конкурса – Таисии Игуменцевой с картиной «Дорога на…». Досадно, что европейское киносообщество готово видеть нас исключительно «идущими на…». Венецианский кинофестиваль также не принес россиянам ни одной награды, хотя и в основном конкурсе, и в программе «Горизонты» были представлены две мощные ленты российских кинематографистов – «Измена» Кирилла Серебренникова и «Я тоже хочу» Алексея Балабанова. Что касается внутренних кинофестивалей, то ни «Кинотавр», ни «Окно в Европу» никаких новых имен не выявило, а качество фильмов, выступивших в программах основного конкурса, оставляло желать лучшего.

Доля бокс-офиса отечественных лент в 2012 году составила 13,8%, что на 2% ниже, чем в прошлом году и практически равна показателям 2004 года. С той лишь разницей, что в 2004 году, российских фильмов было очень мало, в то время как нынешний год буквально изобиловал картинами разных жанров. Вывод один – не хочет российский зритель ходить на русские фильмы. Не готов он голосовать рублем за отечественного кинопроизводителя. Очевидно, что квотированием, за которое так активно ратуют некоторые политики, ситуацию не исправить, зато есть шанс разрушить систему кинопроката, которая с таким трудом формировалась последние 15 лет.

В конце весны министр культуры Александр Авдеев покинул свой пост, уступив кресло молодому амбициозному преемнику Владимиру Мединскому. Первым делом новоиспеченный министр обзавелся помощником – Иваном Демидовым, призванным отвечать за кинопроцесс. Подобное назначение вызвало шок в кинематографической среде. Дуэт Мединский – Демидов лихо принялся за дело, оттянув часть финансового одеяла на себя. Молодые реформаторы решили, что пора упорядочить творческий процесс, и объявили, что отныне министерство будет определять темы, рекомендованные к экранизации. С одной стороны – кто платит, тот и музыку заказывает. Но, с другой, зная сколь болезненны процессы, бурлящие в нашей малоразвитой киноиндустрии, можно только предполагать, во что может вылиться подобного рода решение.

На соискание высшей мировой кинематографической награды российским-оскаровским комитетом была выдвинута лента «Белый тигр» Карена Шахназарова. Увы, картина не попала даже в шорт-лист. Тигра не заметили


Политика Небензя назвал цели указа о гражданстве для жителей ДНР и ЛНР Небензя назвал цели указа о гражданстве для жителей ДНР и ЛНР

Постпред России при ООН Василий Небензя заявил на заседании Совбеза, что необходимость механизма упрощенного предоставления российского гражданства жителям отдельных районов Луганской и Донецкой продиктована тем, что у них из-за действий Киева сложились невыносимые условия жизни.

В мире Савченко сравнила российскую и украинскую тюрьмы Савченко сравнила российскую и украинскую тюрьмы

Депутат Верховной рады Надежда Савченко, обвиняемая в подготовке терактов в центре Киева, рассказала, в какой тюрьме ей было сложнее — российской или украинской.

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.