26 декабря 2012, 10:36, Любовь ЛЕБЕДИНА

Три новогодних бала с Олегом Меньшиковым

Год Дракона, можно сказать, был милостив к представителям Мельпомены: репертуарные театры не перевели в свободное плавание, дотации не сократились, и труппы, как жили в своем режиме, так и продолжают жить. Правда, наметилась некая тенденция по ом

В Театре имени Ермоловой революция свершилась мирным путем: патриарх русской сцены Владимир Андреев добровольно уступил свой трон Олегу Меньшикову, и тот, долго не раздумывая, начал «мести» по-своему, соединяя новаторство и традиции, а в канун Нового года решил дать стразу три бала. В Театре имени Гоголя с новым назначением Кирилла Серебренникова взамен «неконвертируемого» Сергея Яшина все обстояло сложнее из-за восстания артистов, но, кажется, страсти улеглись, и теперь вместо театра будет «Гоголь-центр», где помимо спектаклей станут показывать и фильмы. Судя по всему, новый глава столичного департамента культуры господин Капков хочет приблизить театры к культурно-зрелищным учреждениям, чтобы они сами зарабатывали себе на жизнь, потому что не видит никакой разницы между культурным обслуживанием населения и высоким искусством.

Правда, о высоком искусстве пришлось вспомнить в связи с 150-летием Константина Сергеевича Станиславского, являющегося иконой для психологического театра, которую постоянно пытаются убрать из «красного угла», потому что слишком сложно жить в искусстве, следуя его урокам. Международный фестиваль «Сезон Станиславского» подтвердил это и показал, что системой К.С. больше пользуются на Западе, чем в России. Тем не менее в школе-студии МХАТа постоянно проходили какие-то мероприятия, связанные с этой датой, но выдающихся спектаклей непосредственно на сцене МХТ было не так уж много, разве только «Зойкина квартира», которую будут играть вечером 31 декабря.

В снижении рейтинга театра, как мне кажется, немалую роль сыграло то, что его звезды переключились на кино или, как это сделал Евгений Миронов, на собственный театр, стараясь вывести Театр наций в первачи, что ему неплохо удается. А тут еще трагедия с Мариной Голуб, которая оказалась незаменимой в некоторых спектаклях. Да что там говорить: проблема слаженного ансамбля – основа репертуарного коллектива, и как только он начинает разлаживаться, тут же возникают «почемучки». Почему не достиг своей кондиции в Ленкоме спектакль «Испанские безумства» в постановке питерского режиссера Игоря Коняева (он будет играться 31 декабря), я не понимаю, ибо актеры готовы были совершить подвиг во имя плаща и шпаги испанца Лопе де Вега. Значит, режиссер не сумел использовать творческую энергию молодых артистов, в первую очередь новой звезды Антона Шагина. Зато Валерий Фокин реализует сполна талант этого даровитого артиста в новом спектакле «Александринки».

И хотя Валерий Фокин и Римас Туминас – совершенно разные режиссеры по своему художественному почерку, но в креативности по отношению к своему коллективу и колоссальном желании вывести его в лидеры, они похожи. Именно в прошедшем году Театр имени Вахтангова занял в Москве первое место по посещаемости зрителей, а премьера «Пристани» превзошла все рекорды по продаже билетов. Накануне Нового года здесь будут играть незатейливую комедию Куни «Обычное дело» с Марией Ароновой и Алексеем Гуськовым в главных ролях.

В осиротевшей без мэтра «Мастерской Петра Фоменко» 31 декабря покажут волшебное представление «Алису в Зазеркалье». Не случайно один из лучших спектаклей прошедшего года «Театральный роман» по Булгакову воспринимается сегодня, как завещание мастера русского психологического театра своим коллегам. Сможет ли новый худрук Евгений Каменькович продолжить линию учителя – покажут следующие сезоны, но в это хочется верить. Мы так же верили, что появление в театре «Et Cetera» Александра Калягина (отметившего в этом году свое 70-летие) известного постановщика Роберта Стуруа в качестве главного режиссера, придаст ему новое звучание и взбудоражит публику. Так поначалу и произошло, когда опальный мэтр поселился в этом чудесном здании со своими идеями, ему готовы были прощать любые художественные вывихи, только бы он работал с русскими артистами. Но в Грузии произошли перевыборы, и родина призвала обратно своего любимого режиссера. И тут ничего не поделаешь, как говорится, в гостях хорошо, а дома лучше.

Вообще этот год был богат на юбилеи.70-летие Родиона Щедрина взорвало культурную общественность страны, так как живой классик продолжает удивлять и радовать новыми творениями. Юрий Любимов отметил 95-летие не на сцене Таганки, которую создал, а в первом своем Театре имени Вахтангова спектаклем «Бесы» и теперь репетирует в Большом театре, который после многолетней и затяжной реконструкции наконец-то приобрел надлежащий вид национального достояния. И какой еще оперой, как ни «Евгением Онегиным» Чайковского, можно было отпраздновать на его подмостках завершение этого високосного года, к большому сожалению, забравшего на небеса великую приму этого театра Галину Вишневскую.

Но какие бы трагедии и драмы не происходили в театрах, они все равно продолжают сочинять истории и создавать сказки типа «Двенадцати месяцев» для детей и взрослых, и самая лучшая та, где человек на два часа забывает о своих неприятностях и невзгодах и верит, что следующий год принесет удачу.


В мире Украинские военные покидают позиции у линии соприкосновения, заявили в ЛНР Украинские военные покидают позиции у линии соприкосновения, заявили в ЛНР

Украинские силовики покинули позиции у линии соприкосновения с самопровозглашенной Луганской народной республикой, заявил офицер пресс-службы Народной милиции ЛНР Иван Филипоненко.

Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.

Культура Зулейха навсегда Зулейха навсегда

В столичном кинотеатре "Космос" состоялась торжественная церемония закрытия и награждения победителей первого российского фестиваля экранизаций "Читка".