28 декабря 2012, 04:00, Ангелина ХРИСТЮК

Петр ЗАЙЧЕНКО: "Свою душу изливаю Гоголю"

На волгоградского актера Петра ЗАЙЧЕНКО в прошлом году обрушился звездопад. На фестивале «Окно в Европу» в Выборге он получил главную награду за две роли – в фильме «Сибирь. Монамур» (режиссер Слава Росс) и в картин

Петр ЗАЙЧЕНКО: "Свою душу изливаю Гоголю"

– Петр Петрович, вы появились на свет в День юмора и смеха. И в жизни вы остроумный человек. Этот настрой у вас с рождения или пришел с годами?

– Я родился в тот день, когда пришла похоронка на моего отца. До этого меня уже назвали Анатолием. Но дед Пантелей Иванович, получивший похоронку, сказал, что быть его внуку теперь Петром. Вот я и стал Петром Петровичем. Отмечаю свой день рождения вместе с Николаем Васильевичем Гоголем. В нашем городе есть бюст Гоголя, который во время Сталинградской битвы находился в окопах, то есть под землей, поэтому частично уцелел. После войны монумент водрузили за драматическим театром, носившим до недавнего времени имя Горького, а теперь ставшим экспериментальным. Каким-то «НЕТ». И за этим «НЕТом» с осколками в спине стоит Николай Гоголь. Когда Владимир Бортко пригласил меня сниматься в фильме «Тарас Бульба», я ему предложил задействовать памятник с раненым Гоголем. Поэтому в день своего рождения я прихожу с цветочком к Гоголю и разговариваю с ним по душам.

– О чем, если не секрет?

– О нелегкой мужской доле. Говорю ему: «Вот вы, Николай Васильевич, стоите и не стареете. Лысина ваша не увеличивается, как у меня. Правда, птички на голову какают. Но и на мою плешивую голову такие птички какают, что вам и не снилось». И жалуюсь: «Вот меня уволили из родного театра в 58 лет по сокращению штатов, а ведь я здесь всю жизнь прослужил, пока эти нэповцы не пришли!»

– Неужели вот так и уволили?! Вы же снимались у выдающихся режиссеров – Лунгина, Хотиненко, Абдрашитова, Прошкина?

– Все эти замечательные режиссеры, узнав, что меня выгнали из театра как паршивую собаку, стали хлопотать в министерстве, чтобы мне дали звание народного артиста России. А там канцелярские девушки стали возмущаться: «Как же ему дать народного, если свою трудовую деятельность он закончил плотником? Лучше ему дать звание заслуженного строителя России». Когда меня сократили, я пошел работать в плотники и параллельно играл в кино. За это время снялся в Париже, Мадриде, Брюсселе…

– Почему не переехали в Москву, ведь сниматься начали давно?

– Покойный Саша Дедюшко пытался переехать в Москву, и что?! Вон какой орел был – и молодой, и красивый. В бане, после съемок с Сашей в фильме «Тарас Бульба», он мне сказал: «Петрович, я очень стараюсь, я много снимаюсь, без конца мотаюсь по съемкам и гастролям, но как только соберу денег на квартиру, то цены растут… Но мы все равно с женой и сыночком будем жить вместе, и у нас будет свой дом». Когда погиб Дедюшко с семьей, я подумал: «Вот теперь они вместе». А переехать в Москву лет 30 назад меня убеждал покойный Олег Янковский. Мы же с ним оба выпускники Саратовского театрального училища. Когда Янковский узнал, что я снялся за рубежом в фильме «Крапачук» (получил призы за «Лучшую мужскую роль» на фестивалях в Испании и в Карловых Варах), то пригласил на премьеру в Ленком, а после убеждал меня бросить Волгоград и рвануть в Москву. На что я ему ответил: «Милый мой, легко тебе говорить, когда тебя, молодого, пригласил Захаров в Ленком, и сразу же для твоей семьи дали квартиру, а я начал сниматься в 40 лет, и как мне начинать все сначала в таком мафиозном мире, как Москва?» У моей жены Валерии Николаевны уже сложилась карьера в Волгограде – ее назначили заведующей кафедрой педагогики и психологии. А в Москве в лучшем случае она бы устроилась «учителкой» в Бирюлево. Да и кино – вещь ненадежная. Сегодня – ты нарасхват, а завтра – никому не нужен. Это не потому, что стал играть хуже или лицо превратилось в мочалку, а потому, что каждому времени – свой овощ. Кого бы сейчас играл Евгений Урбанский? Бандита? Нынче не пишут таких сильных героев, которых играл Женя. Какие-то одни педрилы и слюнтяи! Нет мужиков!

– Говорят, вас обнаружил Василий Шукшин и сразу дал главную роль в своей картине?

– Точнее, я сам нашел Шукшина – как идиот, написал письмо Василию Макаровичу. В конверт, который отправил на «Мосфильм», положил свое фото. В результате Шукшин поставил меня на учет в актерскую картотеку и пригласил на переговоры для участия в фильме «Они сражались за Родину». Правда, Шукшин поставил условие – чтобы я ушел из театра, и я сразу так сделал. А через 10 дней после нашей беседы, причем в той же каюте, где мы разговаривали, Василий Макарович умер.

– Но сейчас кино вас кормит?

– После своего дебюта в фильме Вадима Абдрашитова «Парад планет» я попал в так называемое элитное кино. А в этом элитном кино особых заработков никогда не было. Зато у меня появился авторитет культового актера, который где попало не снимается. Однажды мне так и сказали на Свердловской киностудии: «Мы бы тебя позвали, но ты же элитный, снимаешься только у мэтров!» А заработать мне удалось только благодаря съемкам в зарубежной картине «Крапачук», и на эти деньги я купил хорошую квартиру. Вот сейчас я целенаправленно читаю «желтую прессу», которая очень мне помогает не вляпаться в нехорошую историю в Москве. Мне, как периферийному актеру, тяжело на тусовках, потому что могу оказаться в щепетильной ситуации. Однажды сказал известному режиссеру: «Слушай, а чего ты мне такую дубовую актрису в партнерши дал? Неужели нет получше?» Оказалось, что эта актриса – его жена. Снимался в сериале «Участок», и мой партнер – Сергей Безруков нарисовался, а рядом с ним моя давняя знакомая по кинофестивалю в Сочи Ирочка Ливанова! Я с ней познакомился, когда она была молодой мамой и вместе со своим дитем и мужем – актером Игорем Ливановым оказалась на «Кинотавре». И я там был. Сразу заметил, что ребенок сковывает Ливановых, и предложил им выступить в роли няньки. А когда увидел Ирку на «Участке» рядом с Безруковым, то без всякой задней мысли стал спрашивать: «Как там Игорек, как ваш пацан?!» Вижу – Сережка так насупился и отошел от нас недовольный. Откуда я знал, что Ирка Ливанова поменяла своего Игорька на Сережку Безрукова? Поэтому читаю сейчас «желтую прессу», где написано – кто на ком женат и кто с кем спит.

– В фильме «Дом» вы могли бы сниматься с Машковым, но вместо него сыграл главную роль Гармаш. У вас были забавные истории с Машковым?

– С Машковым мы снимались в фильме Александра Прошкина «Русский бунт», и на съемки каждый раз нас возили в одной машине. Во время длинной дороги я рассказывал Машкову историю Пугачевского бунта, ну, что вычитал у Карамзина. Машков слушал-слушал и однажды сказал: «Петрович, вот скоро Рождество... Ты встаешь утром, идешь на рынок, покупаешь там утку, сдираешь с нее шкуру, а дальше ее потрошишь...» И дальше каждую новую поездку Машков учил меня кулинарным рецептам. И я подивился, что такой красивый мужчина настолько силен в кулинарии! Даже спросил у Володьки: «Когда ты всему этому научился?» На что услышал: «Петрович, да не умею я готовить. У меня просто память хорошая. От всех жен оставались кулинарные рецепты, и когда я их пролистывал, обливаясь горькими от голода слезами, то сразу и запоминал рецепт». Тяжело мне в Волгограде дружить с Машковым и Гармашом. Где я их найду в Москве? Сейчас такие напряженные графики съемок, что приедешь, и тут же на площадку, даже белье не дают в гостинице поменять на чистое! Все бах-бах-бах, и быстрей! И что мне, в грязных панталонах заниматься любовью с хорошенькой молодой актрисой?

– Неужели у вас не было ни одного служебного романа?

– Ой, это не мои истории! К молодым обращайтесь! Я же дедушка. А с актрисами у меня принцип – никаких отношений, кроме рабочих, иначе нанесем картине ущерб! Женская натура такова – если снимается с партнером в сексуальных сценах, то запросто может сказать на площадке: «А в гостинице у нас с тобой, любимый, все было по-другому, и куда лучше!» Женщины не могут разделять интим в жизни и интим на сцене. Одна из моих партнерш – актриса МХТ Наталья Егорова ехала сниматься в сериале «Дальнобойщики» и спрашивает у помощника режиссера: «Гостюхин – понятно, Влад Галкин – знаю, а кто моего партнера – какого-то инвалида будет играть? Мне же с ним целоваться придется». Когда ей сообщили, что инвалида играть буду я, – она удивилась... А после поцелуя сказала: «Петька, теперь я понимаю, почему тебе дали роль инвалида. После войны про таких, как ты, говорили: «Без рук, без ног – на бабу скок».

– С Владом Галкиным хорошо работалось?

– На съемочной площадке он очень много импровизировал, придумывал, сбивая нас, актеров старой школы, с толку. Красивый он был человек – и внешне, и внутренне! Мне очень нравилась супружеская пара – Влад Галкин и Даша Михайлова! Им вдвоем за руку надо было в рай идти – такие красивые, высокие, голубоглазые! Думаю, одна из причин смерти Влада Галкина в том, что от него ушла Даша. Только кажется, что мужики – ходоки, бабники, сволочи! ...Да, мы ходоки, но нам нужна одна женщина. У Влада была такая женщина – Даша Михайлова, а все остальные – это остальные...

– Ваша супруга по достоинству бы оценила это высказывание.

– Моя жена после полового акта в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», где я играю озлобленного таксиста Ивана Шлыкова, оценила все, на что я способен в кино, и больше ее ничем не удивишь. Так вот, жена по-настоящему обливалась слезами, когда увидела этот фильм. Навзрыд причитала: «Я – заведующая кафедрой психологии и педагогики университета, а мой муж – бабу на подоконнике...» Правда, я ей доказал, что на моем месте был дублер. Спрашиваю: «Я там спиной был?» – «Да, спиной, но что я, не знаю твои шрамы и растительность?» Тогда я жене с укоризной: «Ты как вообще к нашим гримерам относишься? Они вон из Сергея Шакурова на раз Брежнева делали! Что им добавить дублеру моих шрамов и растительности?» Но жена не успокаивалась: «А ведь потом ты развернулся лицом!» – «Глупая, да это же называется «перебивка». Меня на минуту показали, а потом я спиной развернулся к актрисе... и вместо меня дублер!» В эту историю жена поверила потому, что так ей спокойнее жить – мудрая все-таки женщина! В одном рассказе Шукшина деревенский мужик на вопрос своей сожительницы отвечает: «А чего вас менять – шило на мыло?» А потом добавляет: «Да и нас тоже менять, как шило на мыло!» Вот такая голая правда жизни.


Политика Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме

Сенатор Алексей Пушков прокомментировал заявление бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера о том, что воссоединение Крыма с Россией было совершенно законным.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей. "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей.

С 9-го по 16 июня в Сочи проходит национальный фестиваль кинематографистов, куда съехались известные продюсеры, режиссеры, операторы, актеры участвовать в киносмотре отобранных 13 полнометражных картин и короткометражных лент, а также себя показать на красной дорожке и, конечно же, понежится под южным солнцем, искупаться в Черном море.