28 декабря 2012, 04:00, Ангелина ХРИСТЮК

Петр ЗАЙЧЕНКО: "Свою душу изливаю Гоголю"

На волгоградского актера Петра ЗАЙЧЕНКО в прошлом году обрушился звездопад. На фестивале «Окно в Европу» в Выборге он получил главную награду за две роли – в фильме «Сибирь. Монамур» (режиссер Слава Росс) и в картин

Петр ЗАЙЧЕНКО: "Свою душу изливаю Гоголю"

– Петр Петрович, вы появились на свет в День юмора и смеха. И в жизни вы остроумный человек. Этот настрой у вас с рождения или пришел с годами?

– Я родился в тот день, когда пришла похоронка на моего отца. До этого меня уже назвали Анатолием. Но дед Пантелей Иванович, получивший похоронку, сказал, что быть его внуку теперь Петром. Вот я и стал Петром Петровичем. Отмечаю свой день рождения вместе с Николаем Васильевичем Гоголем. В нашем городе есть бюст Гоголя, который во время Сталинградской битвы находился в окопах, то есть под землей, поэтому частично уцелел. После войны монумент водрузили за драматическим театром, носившим до недавнего времени имя Горького, а теперь ставшим экспериментальным. Каким-то «НЕТ». И за этим «НЕТом» с осколками в спине стоит Николай Гоголь. Когда Владимир Бортко пригласил меня сниматься в фильме «Тарас Бульба», я ему предложил задействовать памятник с раненым Гоголем. Поэтому в день своего рождения я прихожу с цветочком к Гоголю и разговариваю с ним по душам.

– О чем, если не секрет?

– О нелегкой мужской доле. Говорю ему: «Вот вы, Николай Васильевич, стоите и не стареете. Лысина ваша не увеличивается, как у меня. Правда, птички на голову какают. Но и на мою плешивую голову такие птички какают, что вам и не снилось». И жалуюсь: «Вот меня уволили из родного театра в 58 лет по сокращению штатов, а ведь я здесь всю жизнь прослужил, пока эти нэповцы не пришли!»

– Неужели вот так и уволили?! Вы же снимались у выдающихся режиссеров – Лунгина, Хотиненко, Абдрашитова, Прошкина?

– Все эти замечательные режиссеры, узнав, что меня выгнали из театра как паршивую собаку, стали хлопотать в министерстве, чтобы мне дали звание народного артиста России. А там канцелярские девушки стали возмущаться: «Как же ему дать народного, если свою трудовую деятельность он закончил плотником? Лучше ему дать звание заслуженного строителя России». Когда меня сократили, я пошел работать в плотники и параллельно играл в кино. За это время снялся в Париже, Мадриде, Брюсселе…

– Почему не переехали в Москву, ведь сниматься начали давно?

– Покойный Саша Дедюшко пытался переехать в Москву, и что?! Вон какой орел был – и молодой, и красивый. В бане, после съемок с Сашей в фильме «Тарас Бульба», он мне сказал: «Петрович, я очень стараюсь, я много снимаюсь, без конца мотаюсь по съемкам и гастролям, но как только соберу денег на квартиру, то цены растут… Но мы все равно с женой и сыночком будем жить вместе, и у нас будет свой дом». Когда погиб Дедюшко с семьей, я подумал: «Вот теперь они вместе». А переехать в Москву лет 30 назад меня убеждал покойный Олег Янковский. Мы же с ним оба выпускники Саратовского театрального училища. Когда Янковский узнал, что я снялся за рубежом в фильме «Крапачук» (получил призы за «Лучшую мужскую роль» на фестивалях в Испании и в Карловых Варах), то пригласил на премьеру в Ленком, а после убеждал меня бросить Волгоград и рвануть в Москву. На что я ему ответил: «Милый мой, легко тебе говорить, когда тебя, молодого, пригласил Захаров в Ленком, и сразу же для твоей семьи дали квартиру, а я начал сниматься в 40 лет, и как мне начинать все сначала в таком мафиозном мире, как Москва?» У моей жены Валерии Николаевны уже сложилась карьера в Волгограде – ее назначили заведующей кафедрой педагогики и психологии. А в Москве в лучшем случае она бы устроилась «учителкой» в Бирюлево. Да и кино – вещь ненадежная. Сегодня – ты нарасхват, а завтра – никому не нужен. Это не потому, что стал играть хуже или лицо превратилось в мочалку, а потому, что каждому времени – свой овощ. Кого бы сейчас играл Евгений Урбанский? Бандита? Нынче не пишут таких сильных героев, которых играл Женя. Какие-то одни педрилы и слюнтяи! Нет мужиков!

– Говорят, вас обнаружил Василий Шукшин и сразу дал главную роль в своей картине?

– Точнее, я сам нашел Шукшина – как идиот, написал письмо Василию Макаровичу. В конверт, который отправил на «Мосфильм», положил свое фото. В результате Шукшин поставил меня на учет в актерскую картотеку и пригласил на переговоры для участия в фильме «Они сражались за Родину». Правда, Шукшин поставил условие – чтобы я ушел из театра, и я сразу так сделал. А через 10 дней после нашей беседы, причем в той же каюте, где мы разговаривали, Василий Макарович умер.

– Но сейчас кино вас кормит?

– После своего дебюта в фильме Вадима Абдрашитова «Парад планет» я попал в так называемое элитное кино. А в этом элитном кино особых заработков никогда не было. Зато у меня появился авторитет культового актера, который где попало не снимается. Однажды мне так и сказали на Свердловской киностудии: «Мы бы тебя позвали, но ты же элитный, снимаешься только у мэтров!» А заработать мне удалось только благодаря съемкам в зарубежной картине «Крапачук», и на эти деньги я купил хорошую квартиру. Вот сейчас я целенаправленно читаю «желтую прессу», которая очень мне помогает не вляпаться в нехорошую историю в Москве. Мне, как периферийному актеру, тяжело на тусовках, потому что могу оказаться в щепетильной ситуации. Однажды сказал известному режиссеру: «Слушай, а чего ты мне такую дубовую актрису в партнерши дал? Неужели нет получше?» Оказалось, что эта актриса – его жена. Снимался в сериале «Участок», и мой партнер – Сергей Безруков нарисовался, а рядом с ним моя давняя знакомая по кинофестивалю в Сочи Ирочка Ливанова! Я с ней познакомился, когда она была молодой мамой и вместе со своим дитем и мужем – актером Игорем Ливановым оказалась на «Кинотавре». И я там был. Сразу заметил, что ребенок сковывает Ливановых, и предложил им выступить в роли няньки. А когда увидел Ирку на «Участке» рядом с Безруковым, то без всякой задней мысли стал спрашивать: «Как там Игорек, как ваш пацан?!» Вижу – Сережка так насупился и отошел от нас недовольный. Откуда я знал, что Ирка Ливанова поменяла своего Игорька на Сережку Безрукова? Поэтому читаю сейчас «желтую прессу», где написано – кто на ком женат и кто с кем спит.

– В фильме «Дом» вы могли бы сниматься с Машковым, но вместо него сыграл главную роль Гармаш. У вас были забавные истории с Машковым?

– С Машковым мы снимались в фильме Александра Прошкина «Русский бунт», и на съемки каждый раз нас возили в одной машине. Во время длинной дороги я рассказывал Машкову историю Пугачевского бунта, ну, что вычитал у Карамзина. Машков слушал-слушал и однажды сказал: «Петрович, вот скоро Рождество... Ты встаешь утром, идешь на рынок, покупаешь там утку, сдираешь с нее шкуру, а дальше ее потрошишь...» И дальше каждую новую поездку Машков учил меня кулинарным рецептам. И я подивился, что такой красивый мужчина настолько силен в кулинарии! Даже спросил у Володьки: «Когда ты всему этому научился?» На что услышал: «Петрович, да не умею я готовить. У меня просто память хорошая. От всех жен оставались кулинарные рецепты, и когда я их пролистывал, обливаясь горькими от голода слезами, то сразу и запоминал рецепт». Тяжело мне в Волгограде дружить с Машковым и Гармашом. Где я их найду в Москве? Сейчас такие напряженные графики съемок, что приедешь, и тут же на площадку, даже белье не дают в гостинице поменять на чистое! Все бах-бах-бах, и быстрей! И что мне, в грязных панталонах заниматься любовью с хорошенькой молодой актрисой?

– Неужели у вас не было ни одного служебного романа?

– Ой, это не мои истории! К молодым обращайтесь! Я же дедушка. А с актрисами у меня принцип – никаких отношений, кроме рабочих, иначе нанесем картине ущерб! Женская натура такова – если снимается с партнером в сексуальных сценах, то запросто может сказать на площадке: «А в гостинице у нас с тобой, любимый, все было по-другому, и куда лучше!» Женщины не могут разделять интим в жизни и интим на сцене. Одна из моих партнерш – актриса МХТ Наталья Егорова ехала сниматься в сериале «Дальнобойщики» и спрашивает у помощника режиссера: «Гостюхин – понятно, Влад Галкин – знаю, а кто моего партнера – какого-то инвалида будет играть? Мне же с ним целоваться придется». Когда ей сообщили, что инвалида играть буду я, – она удивилась... А после поцелуя сказала: «Петька, теперь я понимаю, почему тебе дали роль инвалида. После войны про таких, как ты, говорили: «Без рук, без ног – на бабу скок».

– С Владом Галкиным хорошо работалось?

– На съемочной площадке он очень много импровизировал, придумывал, сбивая нас, актеров старой школы, с толку. Красивый он был человек – и внешне, и внутренне! Мне очень нравилась супружеская пара – Влад Галкин и Даша Михайлова! Им вдвоем за руку надо было в рай идти – такие красивые, высокие, голубоглазые! Думаю, одна из причин смерти Влада Галкина в том, что от него ушла Даша. Только кажется, что мужики – ходоки, бабники, сволочи! ...Да, мы ходоки, но нам нужна одна женщина. У Влада была такая женщина – Даша Михайлова, а все остальные – это остальные...

– Ваша супруга по достоинству бы оценила это высказывание.

– Моя жена после полового акта в фильме Павла Лунгина «Такси-блюз», где я играю озлобленного таксиста Ивана Шлыкова, оценила все, на что я способен в кино, и больше ее ничем не удивишь. Так вот, жена по-настоящему обливалась слезами, когда увидела этот фильм. Навзрыд причитала: «Я – заведующая кафедрой психологии и педагогики университета, а мой муж – бабу на подоконнике...» Правда, я ей доказал, что на моем месте был дублер. Спрашиваю: «Я там спиной был?» – «Да, спиной, но что я, не знаю твои шрамы и растительность?» Тогда я жене с укоризной: «Ты как вообще к нашим гримерам относишься? Они вон из Сергея Шакурова на раз Брежнева делали! Что им добавить дублеру моих шрамов и растительности?» Но жена не успокаивалась: «А ведь потом ты развернулся лицом!» – «Глупая, да это же называется «перебивка». Меня на минуту показали, а потом я спиной развернулся к актрисе... и вместо меня дублер!» В эту историю жена поверила потому, что так ей спокойнее жить – мудрая все-таки женщина! В одном рассказе Шукшина деревенский мужик на вопрос своей сожительницы отвечает: «А чего вас менять – шило на мыло?» А потом добавляет: «Да и нас тоже менять, как шило на мыло!» Вот такая голая правда жизни.


Политика СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку СМИ узнали о намерении США обсудить с Россией трехстороннюю ядерную сделку

Представители США на переговорах с Россией в Женеве в среду намерены обсудить возможный трехсторонний договор по ядерному оружию с Китаем, сообщило агентство Рейтер со ссылкой на высокопоставленных представителей США.

Экономика Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля Аналитик рассказал, когда наступит "самый плохой день" для рубля

Следующая пятница, 26 июля, может стать самым плохим днем для рубля, заявил "Российской газете" эксперт "Международного финансового центра" Владимир Рожанковский.


Общество Дело прокурора Павлова в поисках справедливости Дело прокурора Павлова в поисках справедливости

Самарский областной суд начал рассмотрение апелляционной жалобы на приговор экс-прокурору Безенчукского района Самарской области Андрею Павлову, которого суд первой инстанции приговорил к 4,5 годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии общего режима. лома о высшем образовании.