28 декабря 2012, 11:19, Дмитрий Толкачев

Хочу остаться легендой

3 января 2013 года исполняется ровно пять лет, как не стало Александра Абдулова. Этой скорбной дате канал «ТВ Центр» посвящает документальный проект «Александр Абдулов. Роман с жизнью», который выйдет в эфир в 13.45.

Кадры старой хроники, воспоминания детства, которые всегда с тобой… Фергана, первые три рубля, заработанные пятилетним Александром Абдуловым за роль деревенского мальчика в «Кремлевских курантах», поставленных на сцене Ферганского драматического театра, который возглавлял его отец. И вот уже Москва 70-х. На вступительных экзаменах в легендарной «Щепке» он прочел монолог Григория Незнамова из пьесы Островского «Без вины виноватые», но с первого раза в училище не прошел – «несоответствие внешних и внутренних качеств». Что это значит, Абдулов так и не понял, как, впрочем, и того, за что ему на вершине славы не давали звание народного артиста: «У него нездоровая популярность».

Во время учебы в ГИТИСе, куда поступил Абдулов, ребята всеми правдами и неправдами пробивались на «Мосфильм». Он соглашался на все и сразу, играя эпизодические роли десантников, тренеров, инженеров и принцев и твердо веря, что рано или поздно количество перерастет в качество. И «Обыкновенное чудо» случилось: Марк Захаров увидел в нем Медведя. Он очень подходил на эту роль – отлично держался в седле, умел фехтовать, ему отменно шла ковбойская шляпа. В «Обыкновенном чуде» Абдулов жил в стихии безрассудства и подвига, его романтический герой был очень правдив и не боялся никаких ураганов. «Слава безумцам, которые живут так, как будто они бессмертны!» – эти слова из фильма станут для актера ключом ко всем последующим его перевоплощениям на экране и сцене.

Казалось бы, Абдулову была уготована вечная роль героя-любовника, но Марк Захаров предложил ему сыграть трагического злодея Сиплого в спектакле «Оптимистическая трагедия», а в кино – адвоката Генриха Рамкопфа в «Том самом Мюнхгаузене». После «Обыкновенного чуда» прошел всего год, а на экране появился совсем другой Абдулов, далекий от романтического опыта, совершенно не похожий на то, что можно было от него ожидать. Он и дальше будет сниматься в фильмах Захарова – сыграет в «Формуле любви», «Убить дракона», «Доме, который построил Свифт». Но актеру блестяще удавались и роли красавцев мужчин. Почему бы и нет? Он там, где нужна мужская фактура, с теми, кого волнует проблема взаимоотношений мужчины и женщины, – в таких картинах, как «Карнавал», «Ищите женщину», «Самая обаятельная и привлекательная», «С любимыми не расставайтесь!» Он словно проживал возможный сюжет из собственной жизни. Александр Абдулов искал свою «формулу любви» в кино и в жизни, говорил, что хотел бы сыграть с Роми Шнайдер и Мерил Стрип в надежде разгадать их женскую тайну. В отечественном кинематографе он «разгадывал» ее с Ириной Алферовой и Татьяной Друбич, Натальей Андрейченко и Ксенией Качалиной, Натальей Фиссон и Евгенией Крюковой.

Абдулов часто говорил, что жизнь развивается по законам двойной спирали. Когда-то, еще только начиная в «Ленкоме», он увидел фильм Милоша Формана «Пролетая над гнездом кукушки». Потрясение было столь велико, что появилась мысль уйти из профессии, но не из-за сомнения в своих актерских способностях, а из-за отчаяния, что такого литературного материала больше не будет никогда. Спустя много лет ему предложат роль Макмэрфи в спектакле «Затмение», поставленному по роману Кена Кизи «Пролетая над гнездом кукушки». Он делал четыре захода на фильм «Мастер и Маргарита» и всегда на роль Коровьева. «Я – идеальный Коровьев! – восхитительно оценивал он самого себя. – Чародей, маг, виртуоз, профессионал. Мозги, мотор и юмор!» И был абсолютно прав.

Он постоянно бросал самому себе вызов, чтобы «не покрыться плесенью». «Хочу славу режиссерскую почувствовать», – говорил Абдулов друзьям. И устроил всем праздничные каникулы, пригласив на съемки «Бременских музыкантов». Жажда самореализации преследовала его постоянно: знаменитые благотворительные вечера «На задворках», реставрация икон, увлечение живописью. Он всегда будто чувствовал, что жизнь «короткая такая»…

В последние годы Александр Абдулов по-прежнему много снимался, но к ролям относился выборочно. Он сожалел, что не сыграл у Никиты Михалкова, который «стремился увеличить человеческое в человеке», но зато снялся у не менее любимого Эльдара Рязанова в «Тихих омутах» в роли ученого бунтаря, отшельника наших дней. В киноэкспедицию съемочная группа отправилась на Валдай, где у Абдулова был свой дом из огромных бревен, и местные жители назвали его «домом Медведя». Он обожал те места, любил гонять на водном мотоцикле по тридцати озерам.

Абдулов, как никто другой, знал, что такое любовь. Он любил женщин, футбол, азартные игры, охоту и рыбалку, редкие часы одиночества и дружеские застолья… Он хотел, чтобы об актерах ходили не сплетни, а легенды, как в старые добрые времена. В своей книге «Александр Абдулов. Хочу остаться легендой» актер писал, что самый главный его роман был роман с жизнью.


Экономика Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин Фондовый рынок перегрет: защитный актив – биткоин

В наших предыдущих постах, мы уже рассказывали о том, что сейчас весь рынок от американского до европейского находится на пике. И инвесторы ищут новые пути получения прибыли.