28 декабря 2012, 13:58, Любовь Лебедина

О бедном артисте замолвите слово

Министерство культуры не советовалось по вопросам предстоящей театральной реформы с председателем Союза театральных деятелей России Александром Калягиным, поэтому новый законопроект об обязательной аттестации на профпригодность всех творческих д

По-видимому, новый министр культуры Владимир Мединский, весьма далекий от театральных проблем, но хорошо усвоивший, что культура должна и дальше субсидироваться по остаточному принципу, решил лишний раз не беспокоить главу общественной организации, поскольку от нее в материальном плане ничего не зависит. И поступил, как чиновник высшего ранга, для которого судьба отдельного человека, тем более артиста, ничего не значит, главное выполнять указания верховной власти, призывающей экономить на всем. И потом зачем нам 600 театров в стране с 147-ю миллионами населения, когда есть телевидение и кое-где кино, уж лучше их сиквистировать, оставив «на развод» несколько академических коллективов и забыть, как страшный сон «сидящих на шее» у государства стационарные театры.

Тем не менее, Александр Александрович настаивал, что вопрос, связанный с жизнедеятельностью репертуарных театров – чисто риторический, будто они всегда будут существовать, а заявления псевдореволюционеров об их гибели – ничто иное, как бред. Может быть, для Москвы и Петербурга, где сосредоточено больше всего театров, подобное может привидеться только в бреду, но для провинции, где единственный театр выживает за счет субсидий местного губернатора, это реальная угроза турбулентности. Не захочет губернатор заниматься культурной благотворительностью и не будет, никто его за это не накажет.

Да и вообще стоит ли уж так переживать по поводу представителей Мельпомены, если в столице 40 процентов москвичей не посещают театр, часто из-за дорогих билетов, не входящих в стоимость ежедневной потребительской корзины. Широкая общественность начинает говорить о театре лишь тогда, когда происходит грандиозный скандал, типа того, что сравнительно недавно разразился в театре имени Гоголя, в связи с назначением нового худрука Кирилла Серебренникова и переформатированием труппы. Глава департамента столичного департамента культуры господин Капков, большой специалист по паркам, тоже решил не советоваться с председателем СТД России. А зачем? Зачем ему лишняя головная боль, если его греет свежая идея Гоголь-центра, где вместо привычных представлений будут демонстрироваться фильмы и проводиться различные арт -проекты. Калягин выразил надежду, что подобных демонстраций – протестов, развернувшихся на территории «убитого» театра, уже не будет, поскольку чиновники сделали для себя какие-то выводы и актеры не станут «раскачивать лодку», в которой всем предстоит плыть в непредсказуемое будущее.

О, если бы все было так, как мечтает Александр Калягин, то не возник бы законопроект об обязательной аттестации на профпригодность, согласно которой актеров будут тестировать раз в три года. Это, что же за памфлет такой? И если все у нас равны перед законом, то тестировать станут от народных артистов СССР до сидящих на запасных скамейках выпускников? Иными словами, по выражению Калягина, выдавать «волчий билет» в случае профнепригодности. А судьи кто? Комиссия из чиновников министерства культуры, не имеющая представления о природе театрального искусства? Одним словом, - сюжет для черной комедии. Кафка отдыхает! Но с другой стороны, чиновники хотели сделать, как лучше для сокращения расходов на театры, слыша со всех сторон о безмерно раздутых труппах, об артистах, появляющихся в театрах только в дни зарплаты. Вот их то и подужать надо, нечего народные денежки по ветру пускать…

Представляете, какой «девятый вал» поднялся, если бы Калягин со своей командой не предложил другой вариант – вместо позорной аттестации – конкурс. Иными словами: ежели артист не занят в репертуаре в течение года, то дирекция имеет полное право предложить ему нечто в виде годового отпуска, а он, в свою очередь, имеет полное право – работать в других местах. Конечно, это своего рода «обманка», которой весьма успешно пользуются на западе. Более ни менее она приемлема в столицах или в городах миллиониках, где у артистов есть возможность пристроиться в других местах, а что делать бедному лицедею в городе, где кроме работы в театре у него больше ничего нет, а менять профессию уже поздно, хотя и это возможно. Тот же Александр Калягин признался, что, имея труппу из 32 артистов, он не всегда может обеспечить их работой, и не потому, что кто-то плохой, а кто-то хороший, а потому, что репертуар не резиновый.

Ну, и потом, худруки должны так составлять планы постановок на ближайшие два-три года, где было бы точно указано, какие исполнители нужны, а какие нет. Что вряд ли возможно в нашей буче кипучей, когда мы не знаем, что с нами случится завтра… Будет ли это предложение СТД России учтено при решении дальнейшей судьбы репертуарного театра членами государственной думы, пока неизвестно. И когда об этом будет извещено театральное сообщество тоже неизвестно. Ведь, как правило, оно узнает о принятых законах поздно. А потом удивляются, и чего это ради артисты устраивают в своих анклавах «болотные площади»…


Политика В США рассказали, в каком случае не потребуются санкции против России В США рассказали, в каком случае не потребуются санкции против России

Санкции США против России не понадобятся, если Москва "воздержится от агрессии за рубежом и станет дружественным партнером США и Европы", заявил советник президента Соединенных Штатов по нацбезопасности Роберт О'Брайен.

В мире Консул сообщил подробности беседы с задержанными в Белоруссии россиянами Консул сообщил подробности беседы с задержанными в Белоруссии россиянами

Задержанные в Белоруссии россияне заявили, что конечной целью их путешествия было одно из государств в Латинской Америке, сообщил российский консул в Минске Кирилл Плетнев.


Культура Бахрушинский музей открывает грандиозную выставку  "Власть сада" Бахрушинский музей открывает грандиозную выставку "Власть сада"

С 5-го августа по 25 октября в основном здании Бахрушинского музея и выставочном зале Каретный сарай состоится уникальный проект, посвященный 160-летию Антона Павловича Чехова "Власть сада", представляющий путешествие через художественное пространство четырех пьес: "Дядя Ваня", "Чайка", "Три сестры", "Вишневый сал".