2 января 2013, 11:13, Ольга ШУЛЬГА

Сюрпризы зимнего туризма

В канун новогодних праздников тысячи россиян паковали чемоданы в предвкушении сказочного отдыха за границей. Однако долгожданная поездка для многих обернулась кошмаром. Какие опасности подстерегают «зимних» туристов за рубежом? Можно

Новогодний тур в Вену семья Гульновых купила еще в сентябре. О «зимней сказке» в городе дворцов и парков Максим с женой Катей мечтали несколько лет, однако воплотить грезы в жизнь финансы позволили лишь прошлой осенью. К поездке готовились обстоятельно и серьезно – штудировали путеводители, читали книги по истории Австрии. Восторгом родителей заразилась шестилетняя Катя: о предстоящем путешествии она была готова говорить все дни напролет.

Кошмар начался 26 декабря, когда Гульновы приехали в Шереметьево. Вылета не было час, два, три... Пассажиры передавали друг другу новости о природных катаклизмах и пролившемся на столицу ледяном дожде. Официальные представители авиакомпаний хранили гордое молчание. Что произошло и на сколько именно задерживается вылет, измученным людям объяснить нужным не считали. Началось многочасовое томление на чемоданах в переполненном «накопителе». Изнуренные туристы спали на лавках, чемоданах, даже на полу. О размещении в гостиницах не было и речи. Хваленое бесплатное питание было организовано так хитро, что большинству туристов увидеть его не довелось.

– Через семь часов прошел слух, что сотрудники аэропорта раздают талоны на горячее питание, – вспоминает Максим. – Началась давка. Расхватав бумажки, народ ломанулся в кафе, еду там смели мгновенно. Кто не успел, тот опоздал, то бишь остался голодным: возобновлять запасы бесплатного съестного не стали. А цены в аэропортах – просто ломовые. За 48 часов мы на троих там оставили 5 тысяч рублей.

…Два дня все тяготы жизни на чемоданах шестилетняя дочь Максима Катя сносила безропотно. Потом расплакалась так, что родители долго не могли ее успокоить. Так семье Гульновых пришлось на новогоднюю Вену махнуть рукой.

– Здоровье ребенка дороже, – объясняет Максим.

Приехав домой, он позвонил в фирму, где купил «сказочный» тур. Вернуть деньги за испорченный отдых ему категорически отказались.

– Менеджер железным голосом заявила, что деньги возвращаются только в том случае, если в страховку включен пункт «страхование от невылета». В нашем случае подобного не было. Так что теперь компания нам ничем помочь не может – ни за авиабилеты, ни за бронь в гостинице мы деньги не увидим. И вообще – уезжать из аэропорта нас никто не заставлял: нужно было сидеть и ждать вылета. Пусть почти что через трое суток – но рейс же все-таки улетел.

Теперь Максим готовится к судебным тяжбам.

– Как раз пригодятся те деньги, которые планировали прогулять в Вене. Потратим их на хорошего юриста, – грустно шутит он.

«Акулий» отдых

Поездку в Египет в канун новогодних праздников 27-летней Ирине Кудряшовой подарил ее бойфренд Николай. Адрес отеля: Шарм-эль-Шейх, бухта Наама-Бэй. Буквально через неделю после вручения презента отсюда пришли страшные известия о нападении акул на четырех туристов из России и Украины. Еще через несколько дней морская хищница здесь растерзала туристку из Германии. Ирина до последнего ждала, что акулу-людоеда поймают. Но этого не произошло и к тому моменту, когда до вылета осталась неделя. В итоге отказаться от тура перепуганной девушке предложил сам незадачливый даритель: как оказалось, морских хищниц он опасался ничуть не меньше подруги. Однако сотрудники турфирмы согласились вернуть им деньги за путевки лишь с 90% удержанием.

– Сказали, что под Новый год там все гостиницы переполнены, отказ от брони в последний момент возможен лишь с огромным штрафом, – вспоминает Ирина. – И сразу же успокоили: мол, по новому закону пляж каждого отеля в Шарм-эль-Шейхе теперь огорожен сеткой, а с вышки ведется наблюдение за тем, что делается на море.

Приехав в отель, Ирина и Николай первым делом отправились на пляж. Никакой сетки в море не было и в помине, обещанная вышка оказалась пустой. Улыбчивый араб на ресепшене отеля подмигнул и огорошил признанием: «В первое время после нападений акул специальный работник на вышке действительно дежурил, однако хищники давно не появлялись, и до новых атак подобные меры сочли излишними». После такого объяснения зайти в море Ирина себя заставить уже не могла.

– Отдых был окончательно испорчен, – сокрушается горе-туристка. – Мы не купались в море, поскольку боялись акул, опасались ездить на экскурсии, потому что помнили о том, как за две недели в этой стране разбились три экскурсионных автобуса. В общем, как полные идиоты, сидели безвылазно в отеле и плавали в бассейне. Причем таких же пугливых, как мы, было много: в море отваживались залезть немногие, все тусовались у бассейна – даже лежак возле него удавалось занять не всегда. Получилось так: ни нормального отдыха, ни загара. Настроение, как вы понимаете, было хуже некуда.

Пилюля для путешественников

Шикарно организованную встречу Нового года на побережье Таиланда Андрею Крестову пообещала шустрая красотка с красочным буклетом, схватившая его за руку в универмаге «Московский». Она завела его в приютившееся неподалеку туристическое агентство. В подарок к туру дама сулила оплату новогоднего ужина в отеле, обзорные экскурсии по Патайе и Бангкоку.

– Цены она называла просто удивительные, уверяла, что у них проходит предновогодняя распродажа. В итоге мы взяли тур на троих: поехали я, жена и сын, – рассказывает Андрей.

А потом Крестовым пришлось удивляться уже на месте. Никакого новогоднего ужина для них, как оказалось, зарезервировано не было. Не оплатила фирма и экскурсии. Но самое неприятное заключалось даже не в этом: обещанной в компании системы «все включено» в отеле не было и в помине, в стоимость тура входил только завтрак.

– В итоге Новый год встречали в своем номере – с бутылкой купленного в аэропорту виски. Из закусок были только креветки и рыба: благо они в Таиланде дешевые. Отпуск прошел на нервах: не то что на экскурсии не удалось съездить, лишний кокос себе боялись купить. Считали медяки – все переживали: хватит или нет денег ребенку на еду.

В Москве Андрей отправился в турфирму, где брал путевку. Тут-то и выяснилось: менеджер, продавшая ему тур, в агентстве больше не работает. Ее суровая коллега посоветовала внимательней читать договор. Ни об оплаченном новогоднем вечере, ни о трехразовом питании там не было и речи.

– Обманули нас, как последних дураков, теперь даже судиться с ними бессмысленно, – сетует несчастный отпускник.

Бои по правилам и без

Эксперты отмечают: отстаивать свои права в разборках с турфирмами решаются считанные путешественники. Остальные предпочитают с торговцами «дурпутевками» не связываться и не портить себе нервы, а об испорченном отпуске забыть. Как результат, многие игроки на рынке туризма давно перестали церемониться со своими клиентами. По слухам, вступать в деловые отношения с отечественными дельцами накладно не только русским туристам, но и зарубежным туроператорам. От происков российских бизнесменов не раз страдали и их репутация, и карман. Теперь даже турецкие партнеры работают с Россией жестко – требуют предоплату, повышают цены за риск, что, в свою очередь, отражается на стоимости путевок. Специалисты общественной организации «Клуб защиты прав туристов» ежегодно фиксируют около 2000 нарушений турфирмами своих обязательств. Чаще всего туристы страдают от неожиданной замены отеля и внезапного переноса срока тура. Предприниматели отмахиваются от самых элементарных своих обязанностей. Например, стоило в конце декабря минувшего года ледяному дождю парализовать работу столичных аэропортов, как Ассоциация туроператоров России выступила с громким заявлением. Смысл его сводился к следующему: считать бездействие авиакомпаний форс-мажором никак нельзя, туроператоры в нем неповинны и никакого отношения к их поведению не имеют. А значит, никакой компенсации за «сгоревшие» дни отдыха туристам не положено.

– Благодушное отношение, которое демонстрируют россияне, сталкиваясь с нарушением собственных прав, позволило многим представителям турбизнеса и авиакомпаний на эти права махнуть рукой, – сетует председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков. – Судите сами: если в странах ЕС при задержке рейса авиакомпания тратит на каждого пассажира от 250 до 800 евро – сюда входит и горячее питание, и отплата гостиницы – то у нас эта сумма просто издевательская: за час задержки авиакомпания должна отдать пассажирам 25 рублей. И что на эти деньги можно купить в аэропорту? По закону, если рейс переносится на 6 и более часов, пассажирам положено бесплатное проживание в гостинице. Однако у нас это правило практически не выполняется.

Дорога в суд

Чтобы обезопасить себя от происков потенциальных обманщиков, стоит в первую очередь заключить с турагентством максимально подробный и грамотно составленный договор, включающий в себя страховку от всех возможных рисков.

– В идеале письменный договор с турфирмой должен включать все условия предоставления услуг. И чем подробнее будет договор, чем больше требований туда будет внесено со стороны клиента, тем меньше возможности у турфирмы обмануть отдыхающих, – объясняет известный столичный адвокат Шота Горгадзе.

Впрочем, оспорить можно и подписанный документ.

– Любой пункт договора с турфирмой, который противоречит Закону «О защите прав потребителей», в суде можно оспорить, – уверяет Михаил Аншаков. – Главное, проявить принципиальность, не верить заверениям продавцов о том, что ваши претензии бесперспективны, и довести это дело до суда. Взять хотя бы декабрьский случай с задержками рейсов. В тот момент наши юристы посоветовали пассажирам собирать все чеки на расходы в аэропортах – от еды до платных туалетов, и с этими документами идти в суд. Причем, если билет на самолет был куплен в пакете услуг, предоставленных турфирмой, то и материальные претензии – в том числе за проведенные в аэропорту дни отпуска, стоило предъявлять этой же фирме. Она обязана выплатить компенсацию. А уж потом ее юристы сами будут разбираться с авиакомпаниями и требовать денег у них.

Однако правовая грамотность россиян сегодня оставляет желать лучшего. И пока это так – нам еще долго придется страдать от происков всевозможных мошенников и ушлых бизнесменов.

досье

Российские туристы нередко попадают в неприятности в разных странах мира, однако чаще всего это происходит в Турции. Страховые компании отмечают, что половина страховых случаев с нашими соотечественниками, отдыхающими за рубежом, происходит именно там. Далее следует Египет (14 процентов), Болгария (шесть процентов), замыкают список Испания с Таиландом (менее пяти процентов). Всего за последние годы в зарубежных странах произошло 70 ДТП с участием российских туристов. Однако после заключения с Турцией в 2009 году двустороннего соглашения об обеспечении безопасности россиян ее доля в общем числе страховых случаев за 10 месяцев этого года снизилась с 50 до 27 процентов. В самой России с 2006 по 2009 год в сегменте активного туризма погибли 746 человек,

189 туристов пропали без вести, 4,5 тысячи – пострадали от различных происшествий.

В преддверии новогодних праздников британские эксперты составили рейтинг самых опасных туристических направлений, где можно получить желудочно-кишечные инфекции. В этом списке на первом месте оказался Египет. Согласно статистике, на каждые 100 тысяч гостей этой страны приходится

82 случая серьезных желудочно-кишечных проблем. Для Индии данный показатель равен 65. Третье место занимают Таиланд и Марокко (от 64,5 до 40 случаев).

Как отстаивать свои права в борьбе с турфирмами?

1. Не следует прямиком из аэропорта бежать в офис турфирмы и крушить оргтехнику. По возвращении из путешествия стоит для начала просмотреть отснятые фото или видео, рекламные материалы, на которых вы основывали свой выбор, перечитать подписанный договор. И приступить к составлению претензии (рекламации). Лучше всего направлять претензию как турагенту, у которого покупали путевку, так и туроператору, через которого вы совершали путешествие.

2. Если в договоре, который вы заключили с турфирмой, присутствуют положения, ущемляющие ваши права потребителя, следует написать заявление в Роспотребнадзор. В заявлении необходимо кратко изложить сложившуюся ситуацию. Указать, какие именно нарушения прав потребителя были допущены со стороны турфирмы. Попросить провести проверку турфирмы на предмет соответствия ее деятельности действующему законодательству и поставить вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении. Как правило, после подобной проверки турфирма идет на уступки и соглашается на компенсацию туристу.

3. В случае если турфирма не выдала вам контрольно-кассовый чек или путевку формы ТУР-1, следует обратиться в налоговую инспекцию по месту расположения офиса турфирмы.

4. В том случае, когда предыдущие действия не принесли желаемого результата, идите в суд. По закону о защите прав потребителей вы имеете право обратиться с заявлением в суд как по месту нахождения ответчика (турфирмы), так и по месту своей регистрации. Это удобно, в особенности когда вы живете, скажем, в Екатеринбурге, а турфирма находится в Москве. Перспектива несколько раз в месяц ездить на судебные разбирательства за сотни километров вряд ли воодушевит руководство турфирмы. А затраты на представителя чаще всего оказываются значительно выше, чем материальные претензии туриста.



Общество Летнее тепло нагрянет в Москву в середине недели Летнее тепло нагрянет в Москву в середине недели

В центре погоды "Фобос" спешат обрадовать жителей и гостей столицы – теплу быть. Уже с середины недели столбики термометров будут подниматься до плюс 21-23 градусов.

Культура Рэйфу Файнсу вручили приз "Верю. Константин Станиславский" Рэйфу Файнсу вручили приз "Верю. Константин Станиславский"

Британский актер и режиссер Рэйф Файнс отмечен специальным призом 41-го Московского международного кинофестиваля за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К.С. Станиславского "Верю. Константин Станиславский"

Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.