2 января 2013, 12:40, Владимир ДМИТРИЕВ

Игрушки взрослого человека

Возле огромных размеров прозрачной стены-витрины стояла молодая мама с маленьким сыном и, наклонясь, что-то пыталась ему объяснить. Мальчишка изумленно водил глазами и тянул ее за руку, чтобы подойти ближе и лучше рассмотреть расположившиеся там,

Автор фото: Наталии НЕЧАЕВОЙ

– Ма, а ты тоже в такие играла? – спросил он.

– Нет, сыночек, скорее твоя бабушка. А это – музей.

И действительно, время здесь, казалось, отсчитывает обратный ход, и на пороге не 2010-й, а где-то пятидесятые прошлого века и страна, как написано на боку вон того серебристого дирижабля, называется СССР, и находишься ты в знаменитом Московском доме пионеров и октябрят на Ленинских горах.

Кабинет, он же музей, он же творческая мастерская историка-исследователя игрушки, реставратора, педагога Московского дворца детского (юношеского) творчества Сергея РОМАНОВА находится рядом с той самой витриной-выставкой. Здесь очень тесно, потому что практически все полезное пространство от пола до потолка занимают экспонаты Музея игрушки, и место нашлось только для рабочего стола. Впрочем, и он уставлен картонными коробками, из которых Сергей Геннадьевич, не торопясь, вынимает бережно завернутые в бумагу елочные игрушки. Здесь – маленькая толика, а всего их в его личной коллекции более 3 тысяч. Собрание считается самым большим и редким, в нем есть раритеты даже позапрошлого века, когда первые елочные игрушки только появились.

– Началось все в Германии, в городе Лауша, примерно в середине XIX века, – по моей просьбе Сергей Геннадьевич начинает с истории. – Кто-то из местных стеклодувов, а это была здесь основная профессия, решил своим детям на Рождество сделать подарок и выдул из стекла птичку. Его примеру потом последовали другие. Такими игрушками стали украшать елки. Постепенно развилось целое производство по изготовлению елочных игрушек, и город Лауша стал его мировым центром. Надо сказать, что эти изделия тогда были весьма дорогим удовольствием и приобретать их могли только состоятельные люди. В России же такие игрушки стали привозить из Германии, где-то в 90-х годах XIX столетия. Кстати, и сама традиция ставить под Новый год елки пришла отсюда же, правда, по указу Петра I. Но сначала их ставили у питейных заведений – кабаков, трактиров, потом появилась традиция приносить домой и украшать незатейливыми подарочками, сладостями.

– Новогодняя елка – всегда праздник. Но история России знает периоды, когда таких всенародных, как, к примеру, сейчас, праздников не было…

– Да, к сожалению. В период Первой мировой войны все немецкое стало считаться враждебным. И наряжать елку тогда было как минимум непатриотично. Затем советская власть объявляет новогодний праздник религиозным буржуйским пережитком, и он фактически оказывается под запретом. Взамен насаждаются другие культурно-массовые мероприятия по типу «комсомольского рождества». А где-то после смерти Ленина новогодние традиции вообще попадают в раздел, скажем так, антисоветских.

– Но когда-то вдруг это закончилось…

– Вот именно, вдруг. В декабре 1935 года в газете «Правда» появляется статья секретаря ЦК Украины Павла Постышева о необходимости провести елки для детей «в каждом городе и колхозе». И праздник стал возвращаться. А вместе с ним и елочные игрушки. В стране создаются специализированные артели, постепенно к их производству подключаются стекольные, ламповые, парфюмерные, оптические заводы. Создаются крупные производства по всей стране – Клин, Киев, Одесса, Новосибирск, Алма-Ата, Витебск. Помимо стекла игрушки начинают изготавливать из картона, ваты, проволоки. Организуется целый институт игрушки, и даже утверждается ГОСТ на их изготовление. Кстати, по этим ГОСТам с учетом, что огромное количество людей проживает в коммуналках и не может себе позволить ставить большую елку, разрабатываются и появляются в магазинах мини-наборы елочных украшений. Это все, конечно, произошло не за год, не за два, но все это было.

– И почему опять же вдруг такое внимание к проблеме, прямо скажем, далеко не главной для государства?

– Это стало частью советской идеологии. В обыкновенной елочной игрушке увидели мощнейший воспитательный, пропагандистский инструмент. В 1935-м началась эра советской елочной игрушки. Одно из обязательных условий – присутствие советской символики, например серпа и молота. Дед Мороз с посохом, на конце которого пятиконечная звезда. В середине 30-х выходит фильм «Цирк», и появляются игрушечные негритята как символ угнетенных народов. Или очень популярная в довоенный период тема освоения Северного полюса – появляется легендарная игрушка, где бородатый Шмидт стоит у флагштока вместе с белыми медведями. На 20-ю годовщину Великого Октября выпускаются елочные игрушки с портретами Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Кстати, по-моему, только в Германии однажды была выпущена игрушка в виде фашистской свастики. Словом, в Стране Советов все знаменательные даты или значительные события так или иначе воплощались в елочных игрушках. Замечательная, например, коллекция на тему сказок Пушкина выпускалась в 1937 году к юбилеюпоэта. В 1947-м, когда Москва отмечала свое 800-летие, появилась коллекция шаров, отображающих виды столицы.

– А случалось, что те или иные игрушки запрещали?

– На моей памяти только фигурка черта, выпущенная на Украине. Он хоть и гоголевский персонаж, но в нем усмотрели что-то чуждое советскому человеку. Зато в период «хрущевской оттепели» стали очень популярны разработанные ленинградскими художниками елочные стеклянные сосульки, как символ времени.

– А елочные игрушки времен Великой Отечественной есть в вашей коллекции?

– Да, есть. Хотя их тогда почти не делали: специалисты ушли на фронт, многие заводы эвакуировали. Предприятия пищевой промышленности из фольги стали изготавливать бабочек, белочек, рыбок. Серебрили, иногда наносили рисунки на оплавленные лампочки, различные колбочки, пробирки. Скручивали ниткой какую-то ветошь, тряпочки, придавали форму, например, фруктов и овощей. Особым образом загибали офицерские погоны, приделывали к ним ручку из проволоки, украшали бусинками – получалась корзиночка. Но к 1944 году производство елочных игрушек в стране стали восстанавливать. Причем восстановили довольно быстро, и послевоенный период елочной игрушки я считаю наиболее ярким и интересным. Особенно в части ручной росписи. К 60-м годам уходят ватные, потом картонные игрушки. Вместо них приходят новые материалы типа пенопласта. Сами они начинают упрощаться и уже в 70-е годы елочные игрушки представляют собой в общей массе жалкое зрелище.

– А современная российская елочная игрушка, что вы скажете о ней?

– Еще хуже, чем в брежневские времена. Основные предприятия загнулись еще в 90-е. Из крупных на всю Россию их осталось всего два. Но то, что они выпускают, – это ужасно! Слащавые, невыразительные, присыпанные какими-то блестками, с кошмарной росписью. Полки наших магазинов завалены игрушками из Тайваня, Китая, Кореи самого низкого пошиба. Разве может все это радовать или развивать вкус у того же ребенка?

А вот в Германии производство елочных игрушек никогда не останавливалось и до сих пор производится по старинным формам.

– Грустно… Но все-таки Новый год на пороге. А как вы, Сергей Геннадьевич, у себя дома украшаете елку?

– Всегда по-разному. Иногда по периодам, например дореволюционный или послевоенный. Когда-то по определенной тематике или стилю. Правда, игрушек всегда так много, что друзья смеются – елки-то не видно!

знаете ли вы, что...

Решением международной организации коллекционеров елочных игрушек «Golden Glow» («Золотое свечение») старинными признаются игрушки, произведенные до 1966 года.

В Книге рекордов Гиннесса елкам и украшениям отведено немало места. Самую большую елочную игрушку в мире – синий шар из пенопласта и прорезиненной ткани с серебряным наполнением в виде снежинок, весивший почти тонну, – сделали в 2003 году петербургские мастера.

Самая большая в мире искусственная ель высотою почти 68 метров, украшенная двумя миллионами лампочек, зажглась на специальной плавучей платформе посредине озера в Рио-де-Жанейро.

досье

Откуда пришла традиция ставить в дом на Новый год украшенную елку? Предполагается, что все началось с древних кельтов, а точнее, с их жрецов – друидов, которые поклонялись елке как пристанищу духов плодородия. Чтобы задобрить этих духов, каждый год в конце декабря развешивали для них на елках самые разные дары.

Известно, что в средние века под Рождество жители европейских стран уже украшали свои жилища вечнозелеными ветками и делали это столь интенсивно, что из-за порчи лесов власти неоднократно вводили запреты на подобные украшения.

Первое упоминание о «рождественском дереве» сохранилось в немецкой летописи начала XVII века. А полвека спустя нарядная лесная красавица превратилась в необходимый атрибут новогоднего праздника во всей Германии. Вслед за Германией елочные традиции с радостью подхватили и другие страны Западной Европы – к примеру, в Англии первую елку установили по приказу королевы Виктории в Виндзорском замке в 1867 году.

Украшалось «рождественское дерево» по особым каноническим правилам: верхушку венчала «Вифлеемская звезда», яблоки олицетворяли тот запретный плод, который вкусили прародители Адам и Ева. Горящие свечи – суть жертвенности Христовой. Всевозможные фигурные пряники и печенье, сменившие обязательные в средневековье вафли, напоминали о пресных хлебцах, употребляемых при обряде причастия.

1 сентября 7208 года от сотворения мира патриархальная Москва, как обычно, собиралась встретить Новый год – так повелось на Руси с XV века. Но в привычный осенний день празднику не суждено было состояться. Громом среди ясного неба на Красной площади глашатаи Петра I известили, что отныне и навсегда 1 сентября становится будничным днем! После же 31 декабря 7208 года, гласил царский указ, настанет Новый год – 1 января 1700 года христианской эры, как принято в европейских странах. (Кстати, избрание января началом года не случайно: название этого месяца происходит от имени древнего божества Януса, одно лицо которого обращено вперед – в будущее, а другое назад – в прошлое.)

Ко всеобщему смятению, 31 декабря пополуночи Петр I лично открыл празднества несусветным сумасбродством – запустил ракету. Оная, оглушив присутствующих, обдала всех искрами, копотью и пороховой вонью. Далее царь повелел хмельно гулять всю неделю; вменил в обязанность

1 января всем поздравлять друг друга с праздником и наряжать... елку! Так впервые в России справили зимний Новый год.

XVII век – в Европе устанавливается обычай наряжать «рождественское дерево» съедобными украшениями.

1848 год – в Тюрингии (Германия) появились первые елочные шары.

1918 год – декрет Совнаркома ввел новый стиль ведения календаря и запретил празднование Нового года.

1935 год – советское руководство приняло решение о возобновлении елочных праздников.

1937 год – первая советская елка в Колонном зале Дома союзов.

1947 год – Новый год объявлен нерабочим днем.


В мире Волкер заявил, что не заставлял Украину вести расследование против Байдена Волкер заявил, что не заставлял Украину вести расследование против Байдена

Бывший спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил на слушаниях по импичменту против Дональда Трампа, что не требовал от украинских властей расследовать деятельность Джо Байдена.

Экономика В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт

Банк России планирует вернуться к обсуждению размера комиссии за межбанковские переводы, пишет РБК со ссылкой на директора департамента стратегии развития финансового рынка ЦБ Владимира Таможникова.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень" Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.