7 января 2013, 21:00, Ангелина ХРИСТЮК

Эммануил ВИТОРГАН: «Все можно понять, при этом обидеться, не разговаривать, но ненадолго»

Народный артист России Эммануил ВИТОРГАН снялся более чем в 120 фильмах и сыграл тысячи ролей в театре. Его сын от актрисы Аллы Балтер – Максим продолжает знаменитую актерскую династию. А Виторган-старший вместе со своей нынешней женой &nd

Эммануил ВИТОРГАН: «Все можно понять, при этом обидеться, не разговаривать, но ненадолго»

– Эммануил Гедеонович, у вас добрая, душевная жена Ирина. Поэтому, наверное, вы счастливы?

– Да, мне очень везло и везет на жен. Предыдущая моя жена – актриса Аллочка Балтер, с которой я прожил 30 лет, и нынешняя – Иришка очень похожи по своим душевным качествам. Увидев конфликтную ситуацию на улице, они, не задумываясь, начинают помогать, невзирая на то, что это абсолютно незнакомые люди.

– Когда вы стали руководителем своего культурного центра, начальник не победил в вас актера?

– Никогда не позволяю себе обидеть человека, даже будучи его начальником. Я хорошо знаю эту жизнь и поэтому стараюсь никогда не спешить с выводами и уж тем более не рубить с плеча. Постоянно говорю себе: «Не спеши, старина, не спеши!» По крайней мере, в свой адрес никогда не слышал, чтобы я выпендривался. Да и нет в этом никакого смысла. Все мы – люди, и у всех свои проблемы. Самое главное – благодаря нашему центру есть возможность помогать людям, причем по многим вопросам: юридическим, медицинским, социальным.

– Откуда у вас такой шикарный офис в центре Москвы?

– Еще давно Юрий Лужков обещал и через четыре года выполнил свое обещание. Дом ремонтировали три года – он был весь прогнивший. Но место действительно замечательное. Зал у нас небольшой – на 100 мест. Вообще наш клуб, а теперь центр, существует уже 20 лет, только раньше не было своего помещения. Недавно прошел вечер памяти Виталия Соломина – ему бы 70 лет исполнилось, и мы отметили его как день рождения замечательного артиста, как будто он рядом с нами. Ни у одного из моих коллег нет такого центра. Правда, это аренда до 2018 года, и, может, после этого придут «матросы» и заберут... Помещение дали не по блату, да у меня и нет такого блата. Люди знают: если я прошу, то не для себя. Вытащил из тюрьмы уже несколько человек.

– А если человек прямо не говорит, что находится в беде?

– Иду спасать, когда знаю человека. Престиж моей фамилии очень оберегаю и не хочу, чтобы она произносилась в негативных тонах.

– Как вы думаете, кто-то мог помочь замечательному актеру Владу Галкину?

– Наверное, можно было помочь. Некоторые ребята замыкаются в своей беде и не подпускают близко никого, в том числе самых родных людей. Конечно, мы виновны в потере таких славных парней, каким был Влад Галкин. Очень важно найти способ – как помочь человеку. Влад должен был жить, а не умирать. Иногда человек перестает жить в профессии, потому что его «задолбали». Но не так долго мы живем, чтобы загонять друг друга в угол!

– Наверняка вам пришлось оправдываться перед сыном, что после смерти Аллы позволили себе жениться в третий раз? Причем – через год после ее ухода.

– История моей женитьбы на Иришке вроде бы простая и в то же время сложная. Аллочка была уникальной женщиной – и как актриса, и как мама, и как дочь для своих родителей, и как жена, и как подруга… И когда она ушла, я не то чтобы не хотел жить, а всерьез задумывался о суициде. Я заперся, выдернул все телефоны… А Ириша была наша общая знакомая. Когда Аллочка сильно заболела (у нее была онкология), очень много людей бросились ей на помощь, включая Иришу. У меня ведь тоже была онкология. Спустя год после смерти Аллочки появилась Ириша, и я понял, что человек не вправе распоряжаться своей жизнью. Ей удалось оградить меня от всех хозяйственных дел, и вот уже десять лет, как мы вместе.

– На кого похож ваш сын Максим?

– На Аллочку, и я очень этому рад. Когда родился Максимка, то для нее сын стал самым главным в жизни. Она каждую свободную секунду проводила с Максимом, я же в это время снимался – по три фильма в год, играл 20 с лишним спектаклей в театре, мотался как угорелый по всей стране. Поэтому в воспитании сына принимал очень небольшое участие. Все, что получал Максим в детстве и в юности, – было от его мамы.

– Вы знаете много женщин, которым бы удалось, как Балтер, реализовать себя в семье и в профессии?

– Такие женщины есть, и среди актрис тоже. Иришка, к огромному сожалению, не может иметь детей, но при этом обожает ребятишек, свою маму, сестру, друзей…

– Подскажите, как в наше время найти хорошую жену?

– Мой совет – если встретишь женщину и через энное количество лет поймешь, что это ошибка, не надо по-хамски расставаться друг с другом. Следует вспомнить те минуты, которые были светлыми и прекрасными, и расставаться надо без ненависти… С моей первой семьей у меня была история болезненного расставания. Они были ни в чем не виноваты. Замечательная актриса Томочка Румянцева родила мне чудесную дочь Ксюшу, и ей было четыре года, когда я ушел. Но, встретив Аллочку, я впервые в своей жизни понял, что такое любовь. С Тамарой мы вместе учились в институте, и, очевидно, в наших отношениях была большая доля привычки. А без Аллочки я не мог дышать, спать, есть. Благодаря Алле я понял, что в нас есть что-то божественное… В громадном большинстве случаев права женщина, только это, к сожалению, поздно понимаешь. У женщины иная интуиция, чем у мужчины, есть пунктик провидения. Женщина рассчитывает на большее количество шагов, чем мужчина.

– На Новый год пересматриваете картину «Чародеи», где вы играете мудрого, светлого и неженатого волшебника?

– Поражен тем, что столько лет нет хороших новогодних фильмов, чтобы «Чародеев» наконец-то положили на полку. Сколько можно? Ну каждый Новый год люди смотрят эту сказку. Я не пересматриваю специально этот фильм, но во многих наших творческих вечерах есть фрагменты из «Чародеев» как дань памяти ушедшим актерам – Александру Абдулову, Семену Фараде.

– А сами в чудеса верите?

– Не верю. Но точно знаю: главное чудо – это человек. Пока еще в человеках не разочаровался. Главное – не надо торопиться с оценками. Все можно понять, при этом обидеться, не разговаривать, но ненадолго. Особенно по отношению к своим родителям. К огромному сожалению, дети расстаются со своими родителями и думают, что на всю жизнь. Они не правы! Большей благодарности за то, что тебя родили, у человека не может быть. Поэтому расставаться с родителями навсегда – противоестественно. У нас был момент размолвки с сыном в связи с моей женитьбой на Иришке, но это было мгновение.

– Внуки вас любят? Говорят, что гены передаются через поколения – от дедов?

– Мне и на прямое поколение нет причин жаловаться. И Максим, и Ксюша – очень способные люди. Ксюша – директор Дома культуры на Валааме. Есть квартира в Петербурге, но она не хочет там жить. Что же касается внуков, то, к огромному сожалению, мы не так часто с ними видимся. Все очень заняты. Правнуков пока еще не видел – они тоже на Валааме. Не могу найти время поехать к ним. В этот Новый год мы ездили в Юрмалу. Иришка – рижанка, поэтому каждый год мы бываем в Прибалтике и даже приобрели там небольшую квартирку.

– В Юрмале есть знаменитые соседи?

– В нашем доме живут Лариса Долина, Олег Газманов. В другом доме есть квартира у Александра Калягина.

– Если бы вам предложили возглавить Театр на Таганке или, предположим, имени Маяковского, где вы проработали много лет, то согласились бы?

– Нет! Возраст уже не тот. Но главное – это колоссальная ответственность. Я даже не набираю курс в театральном вузе, хотя мне много раз предлагали. Один раз меня все-таки уболтали, и я набрал студентов в ГИТИСе. Проводил с ребятами сутки, от всего отказывался. Из 23 выпускников только двум-трем удалось устроиться в театры, а остальные мечутся, и я чувствую свою вину перед ними. Ведь главное в актерской профессии – удача! Я много езжу по стране и вижу, столько талантливых ребят, но поскольку они живут на периферии, то у них нет возможности показываться. Если раньше вытаскивали из провинции талантливых актеров, то сейчас это никому не нужно.

– Вы оценивали работы Третьего Московского фестиваля молодежного кино «Отражение». Поделитесь своими соображениями на этот счет.

– Уже давно произошли резкие изменения в кинематографе – как страна наша поменялась, так и кино. Если раньше было достаточно выхода десяти фильмов в год, то сегодня нужно гораздо больше картин. А для того чтобы эта цифра увеличилась, надо многому учиться и просто «вкалывать». Никто за тебя ничего не сделает! Поэтому надо ценить любого талантливого человека, которого ты встречаешь в жизни и у которого можешь чему-то научиться. Замечательно, когда педагоги прекрасные. Моему поколению повезло – у нас были великие педагоги, поэтому мы и стали востребованными актерами, руководителями театров, деятелями культуры. Лично я, работая в театре, встретился с уникальными режиссерами: Георгием Товстоноговым, Андреем Гончаровым, Марией Кнебель и представителями более молодого поколения: Толей Васильевым, Борисом Морозовым, Камой Гинкасом, Генриеттой Яновской, Романом Виктюком... Заостряю на этом внимание потому, что в первую очередь считаю себя актером театра, а не кино. А вот в кино большие режиссеры, как, например, Никита Михалков или Сергей Соловьев, меня не приглашали. Но все равно мне грех жаловаться – все-таки в моем багаже более ста киноработ.

– Какие сейчас тенденции молодежного кино?

– Крайне редко попадаются фильмы с оптимистическим содержанием. Пессимизм – глубочайший! Казалось бы, молодые режиссеры и актеры, а такая в их работах ужасающая безысходность! Я не призываю к тому, чтобы черное называть белым, но, наоборот, хочу напомнить, что жизнь всегда была сложная. Нашим родителям и дедушкам пришлось жить в еще более суровое время – война, разруха, террор. Поэтому я поражаюсь такому количеству пессимизма. Вне всякого сомнения, в наше время предостаточно событий, которые творческие люди вправе воспринимать и показывать пессимистично. Но вся штука в том, что художественное кино существует по своим законам. Это иной способ общения: надо, чтобы я, сидящий в зале, не сказал: «Господи, да я больше не пойду в кино, я не хочу на такое смотреть!» На мой взгляд, задача любой картины заключается в том, чтобы человек, ее посмотревший, сказал себе: «Надо подумать, может, я в своей жизни что-то не так сделал?», или же: «Все-таки я был прав!». Словом, махровый пессимизм меня огорчает. Один умный человек сказал, что пессимизм – это трусость перед жизнью, и я с ним полностью согласен.

– Среди молодых актеров есть будущие Смоктуновские, Евстигнеевы, Папановы?

– Есть ребята очень способные, талантливые – это безусловно. Но, к огромному сожалению, то ли жизнь так складывается, то ли виновато недостаточное воспитание, многие из них, снявшись в одном-двух фильмах, думают, что все – наступил их «звездный час», и успокаиваются... Поэтому говорю постоянно и себе, и своим ребятам: «Не спешите с выводами, с оценками!»

– Под вашим руководством также работает Актерское агентство, созданное Ириной Млодик…

– Да, работает. Должен вам сказать, что я ушел из государственного театра. Так сложились обстоятельства – в Театр имени Маяковского, где я прослужил 20 лет, пришло новое руководство, которое мне не подошло. Правда, сегодня в этом театре уже другое начальство. Но я не жалею, что не работаю в одном из государственных театров, – свободы больше. Сегодня я беру ту пьесу, которая нравится. Приглашаю тех актеров, которых хочу позвать, выбираю ту режиссуру, которая мне представляется наиболее интересной. И за все, буквально все – несу полную ответственность!

– На сегодняшний день есть что-то «самое заветное», что бы вы хотели поставить или сыграть?

– Ваши коллеги обычно спрашивают по поводу постановок Островского, Салтыкова-Щедрина, Шекспира и так далее. У меня же нет такого желания – во что бы то ни стало сыграть, например, Гамлета. В первую очередь хочется «заболеть» ролью, а потом уже ее воплотить.

Темы: Виторган

Политика Генсек ООН поддержал Россию после отказа США выдать визы дипломатам Генсек ООН поддержал Россию после отказа США выдать визы дипломатам

Генсек ООН разделяет позицию Москвы по проблеме невыдачи американских виз российским дипломатам для участия в работе Генеральной ассамблеи всемирной организации, заявил журналистам зампостпреда России при ООН Геннадий Кузьмин.

В мире На улицах Барселоны начались столкновения протестующих с полицией На улицах Барселоны начались столкновения протестующих с полицией

Полиция вытеснила демонстрантов от здания представительства правительства Испании в Барселоне, однако протесты перекинулись на соседние улицы, свидетельствуют кадры, которые транслирует телеканал 24 Horas.

Экономика Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ Из Еврогазбанка незаконно вывели свыше 3 млрд грн - ФГВФЛ

За два года из Еврогазбанка было выведено 3,3 млрд гривен через кредитование структур, косвенно связанных с менеджментом банка. Об этом сообщает Фонд гарантирования вкладов.


Общество В Москве задержали четырех человек по делу о массовых беспорядках В Москве задержали четырех человек по делу о массовых беспорядках

В деле о массовых беспорядках в Москве появились шесть новых фигурантов, некоторые уже задержаны, сообщила официальный представитель Следственного комитета Светлана Петренко.

Культура Зло, совершающееся под покровом ночи Зло, совершающееся под покровом ночи

14 октября в 21.00 на телеканале "Россия 1" состоится премьера восьмисерийного фильма "Холодные берега", поставленного режиссёром Сергеем Комаровым по сценарию Алана Хурумова и Марии Ваксман (производство кинокомпании Star Media).