9 января 2013, 08:53, Максим БАШКЕЕВ

Без тормозов

Наиболее вероятной причиной крушения Ту-204 во Внуково, скорее всего, стал отказ реверса.

Несмотря на то, что официальное расследование, проводимое Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) еще далеко до завершения (ведется расшифровка параметрического и речевого самописцев потерпевшего крушение самолета), уже сейчас можно с определенной долей уверенности говорить о причинах жесткой посадки Ту-204, произошедшей 29 декабря прошлого года в аэропорту Внуково. Трагедия, унесшая жизни пяти человек, скорее всего, произошла из-за нештатной работы реверса.

Поводом к такому заключению послужила директива летной годности, разосланная всем эксплуатантам самолетов Ту-204 и Ту-214, оснащенных двигателями ПС-90А. В числе прочего в документе содержится требование на ближайшем же оперативном обслуживании в базовом аэропорту смазать механизмы привода концевых выключателей обжатия амортизатора основной опоры, и в дальнейшем регулярно повторять эту процедуру. Экипажу же предписано строго следовать рекомендациям производителя летательных аппаратов при некорректном включении реверса на обоих двигателях.

Какая связь между амортизатором шасси и реверсом двигателей? На самолетах Ту-204 и Ту-214 самая прямая. Пока не произойдет касание взлетно-посадочной полосы (ВПП), пока амортизаторы не воспримут нагрузку приземлившегося лайнера (сожмутся и через подвижный стержень-шток не разблокируют механизм включения реверса) торможение двигателями будет физически невозможно. Можно считать это защитой от дурака, можно – конструктивным недостатком, но именно в таком виде Ту-204 и Ту-214 получили сертификаты летной годности, а значит, были признаны полностью безопасными для полетов.

Существует предположение, что из-за морозов, обработки лайнеров специальными реагентами, стали происходить обледенение, коррозия и как результат – подклинивание механизма. «Мозги» самолета не понимали того, что он сел даже после касания ВПП. Отсюда, скорее всего, и все проблемы с торможением преследовавшие «Тушки» в последнее время.

Впрочем, как это часто случается, причиной трагедии является не одна, а сразу несколько причин, некриминальные по отдельности, но фатальные в совокупности. Так, уже известно, что злополучный лайнер заходил на посадку с незначительным превышением скорости и на несколько сотен метров промазал мимо торца ВПП. Впрочем, при штатно работающей тормозной системе и оставшейся длины полосы с лихвой хватило бы для эффективного замедления, но все пошло по совсем другому сценарию.


В мире Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе Миссия ОБСЕ зафиксировала обстрел школы в Донбассе

Наблюдатели Специальной мониторинговой миссии (СММ) ОБСЕ зафиксировали обстрел школы в неподконтрольном правительству Украины населенном пункте Золотое-5.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Бахрушинский музей налаживает творческие связи с Польшей. Бахрушинский музей налаживает творческие связи с Польшей.

В Польше всегда были очень сильные сценографы и одним из них остается профессор, декан факультета сценографии Академии изящных искусств Варшавы Павел Добржицкий, создавший за 40 лет своей творческой деятельности 330 работ у себя на родине и за рубежом, включая 50 оперных спектаклей и кинематографических.