14 января 2013, 13:06, Мария БЕЗРУК

Сергей Безруков – джентльмен удачи

Артист театра и кино, а с недавнего времени и продюсер Сергей Безруков, безусловно, входит в тройку лучших актеров своего поколения. Переиграв целую плеяду выдающихся личностей от Пушкина и Есенина до Высоцкого и Иешуа Га-Ноцри, Безруков не пер

безруков 4.jpg– За 40 лет, разделяющие две картины – «Джентльмены удачи» Александра Серого и продюсерским проектом Тимура Бекмамбетова «Джентльмены, удачи!», аудитория серьезно мутировала. Как, на ваш взгляд, качественно изменился зритель и какими средствами сегодня должен располагать кинематографист, для того чтобы его завоевать?

– Да, вы правы, у нас огромное количество мутантов сегодня. Это абсолютно точное сравнение. Мы очень сильно изменились, к великому сожалению. Мы не воспринимаем добрые слова. Такие понятия, как доброта и любовь, практически стерлись из нашей памяти, как файлы из компьютера. Люди стали злыми и агрессивными, что ужасно обидно, ведь это наша страна, мы в ней живем и никуда уезжать не собираемся. И наши попытки что-то сделать – это кино-антидоты. Мы со слезами на глазах впрыскиваем вакцину добра, как бы говоря: «Пожалуйста, не забывайте, мы вас очень просим, говорите о добре под Новый год. Пусть хотя бы раз в году у вас в жизни будет хорошая история». Мы вводим этот антидот – и он действует какое-то время.

– Знаю, как вы избирательно подходите к материалу. Что заставило вас принять предложение «Базелевса»? Ведь ремейк в России – это всегда колоссальный риск.

безруков 1.jpg– Скажу честно, для меня это было сложное решение, особенно после первой реакции на продолжение «Иронии судьбы», где я сыграл жениха Нади – Ираклия. Я и на эту роль согласился лишь потому, что мне был предложен новый персонаж – я не Ипполит XXI века и не его сын. Ираклий – абсолютно новый современный герой. И для меня это было неким внутренним оправданием. Несмотря на жесткую критику, которая сыпалась на авторов фильма, кассовые сборы были сногсшибательными. Основная идея призвать в кинозал «и стар и млад» была блестяще реализована. Понятно, что зрители старшего и среднего возраста, которые знают наизусть фильм Эльдара Рязанова, отнеслись тогда к ленте немного скептически, потому что это не совсем то, что мы когда-то видели. Но молодежь, которая в большинстве своем не видела старый фильм, посмотрела его после того, как увидела современную версию. И вот это, наверное, та самая основная задача, которая стоит перед создателями любого ремейка – привлечь внимание нового поколения к старому доброму кино. Это миссия, которую мы можем выполнить. Но, если ты берешься за ремейк, ты должен спросить у самого себя, способен ты на это или нет. Хватит ли у тебя таланта, такта и юмора это сделать. Понимая, что все изначально будут нацелены против. Все будут относиться к тебе негативно априори. Так было и с «Джентльменами». В самом начале пути продюсеры запустили в Интернет ролик, где человек в гриме делал маленькую пародию на персонаж Евгения Леонова. Сразу посыпался шквал негативных откликов – пасть порвать, моргалы выколоть тем, кто на это осмелился. И если бы в этот момент я почувствовал, что слаб в коленках, и у меня не хватит чувства юмора и характера, чтобы бороться с продюсерами, что-то придумать, фантазировать вместе с режиссером, делать что-то новое, а не повторять то, что уже было придумано, – я бы ни за что на свете за это не взялся. Поэтому каждый, кто в будущем захочет снимать ремейки, должен подумать, хватит ли ему смелости, зная, как тебя будут за это распинать. Но, если ты чувствуешь, что справишься, – стиснув зубы, собрав все свои силы – разбуди фантазию, привлеки юмор, при этом сохраняй легкость, потому что комедия без легкости невозможна. И все получится.

– Я знаю, что вы всегда много работаете с материалом на уровне сценария и придумываете много интересных вещей. Как в «Иронии судьбы. Продолжение» вы придумали образ «человек-антенна», который запомнился зрителям больше всего. Какие находки принадлежат вам в фильме «Джентльмены, удачи!»?

безруков 3.jpg– Артист всегда должен заботиться о том, чтобы сделать проект лучше. Если я могу помочь со сценарием и что-то придумать интересное – всегда с удовольствием это делаю. Гоша изначально придумал, что его герой будет сипеть, как герой Георгия Вицына. Но мы с режиссером Сашей Барановым отговорили его от этой идеи, потому что нельзя было повторять прежних персонажей, чтобы не получилось пародии. И тогда я придумал, что Гошин Шатун будет заикаться. Тогда родилась сцена с прямым эфиром. В фильме «Джентльмены удачи» Трошкин привозит Хмырю письмо от родных. Герой Вицына уходит его читать, и мы не знаем, какова его первоначальная реакция – мы видим уже постфактум, как он переживает. Мы же сделали очень современный вариант, невероятно характерный для сегодняшнего дня, когда главное – что происходит здесь и сейчас. Трошкин договаривается на телевидении о том, что семью Шатуна пригласят на прямой эфир в программу и позвонят ему на мобильный телефон во время передачи, чтобы пропавший отец мог пообщаться со своими родными. В итоге герой Куценко от волнения так сильно начинает заикаться, что не может вымолвить ни слова. Гоша замечательно это сыграл. И эта сцена получилась одной из самых сильных и драматичных в картине.

– Меня как зрителя поражает ваше удивительное умение сохранять доброжелательный и оптимистичный взгляд на мир, который ощущается в каждой вашей роли. Каким образом вам удается его сохранять в наше непростое время?

безруков 2.jpg– Этого в первую очередь требует моя профессия. Если ты приходишь на съемочную площадку и тебе плохо, и ты страдаешь, тебе все не нравится, и партнерам тоже, и у монитора никто не смеется – это катастрофа. Особенно, если ты работаешь в жанре комедии. А если люди у монитора зажимают рот ладошкой, чтобы не навредить звуковикам – тогда возможно что-то и получится. Но для этого каждый из актеров должен источать этот позитив и эту радость. И нужно честно спрашивать себя, способен ли ты на это. Некоторые относятся к этому легко – ну да, не получилось кино, но на первом уик-энде мы все соберем. Как же так?! Кинематографист должен в первую очередь обладать чувством ответственности. В этом смысле режиссерам, которые делают авторское кино, проще – они занимаются искусством и коль скоро становятся на эту территорию – делают это достойно. А попробуйте сделать достойным коммерческое кино, которое пойдет в кинотеатрах. Мы же находимся в сфере развлечений и «Искупление» Прошкина здесь смотреть никто не будет. «Рассказы» Михаила Сегала, возможно, будут. Потрясающий фильм. Умный, хорошая история, зал смеялся – замечательно! Но все равно это не совсем то развлечение, к которому привык массовый зритель. Для того чтобы сделать фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой», тоже нужно иметь смелость. И кто бы что ни говорил – я в обиду это кино не дам. Потому что пригласить зрителя в кинотеатр на драму сейчас практически невозможно. А я знаю, как люди приходили на эту картину с ведрами попкорна и с этими же ведрами уходили обратно, потому что это не сочетаемо – попкорн и Высоцкий. Никак! Таким людям нужно ставить памятники – я говорю про создателей, ни коим образом не про себя, я просто артист один из многих, которые совестливо относятся к проблеме. Я не могу отвечать за глобальный результат, но я отвечаю за свою работу. И если берусь за материал, то стараюсь работать с ним так, чтобы потом мне самому не было за него стыдно.

Джентльмены удачи.jpg– Вы наверняка помните свои детские впечатления от картины. Что было тогда для вас самым ярким и что вы внутренне оттуда взяли с собой в работу над современными «Джентльменами»?

– Для меня самым сильным впечатлением о старых «Джентльменах» была музыка. Музыка в кино – это всегда лотерея. Если зритель напевает мелодию из фильма – это успех. Для нашего фильма Женя Любич написала замечательную песню «Метелица». Мне она очень нравится. Но музыка Гладкова… Я очень часто напевал ее на съемочной площадке. Конечно, она бы не подошла к этим «Джентльменам» – слишком уж разные картины. Но вот эта грусть-тоска, пронизывающая ту самую музыку из старого фильма, она каким-то необыкновенным образом мне помогала. Я помню самое сильное детское впечатление – финал, когда Василий Алибабаевич кричит: «Здаемсу!», Косой: «О, обрили уже», Леонов без парика бежит к ним, улыбается, зовет, а они убегают от него. И звучит эта музыка! Я плакал. Это были слезы восторга от музыки, от истории. И это трепетное ощущение я сохранил на всю жизнь. Поэтому наши «Джентльмены» для меня в первую очередь – это память. Память о великих артистах, которых невозможно не то что переиграть – к ним даже приблизиться не реально. И мы относимся к ним и к той картине исключительно коленопреклоненно, с почтением. Потому у нас в названии и стоит запятая между словами, как бы подчеркивая, что это другое кино. Все, чего я хочу, – это чтобы благодаря нашему фильму молодое поколение обратило внимание на старый любимый нами фильм «Джентльмены удачи», в котором играли гениальные советские актеры. И, посмотрев наше кино в кинотеатре, – молодой зритель захотел бы увидеть первоисточник. И если это случится – я буду счастлив.


Экономика В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам В Кремле разъяснили инициативу о налоге в 13% с доходов по вкладам

Налогом в 13% будут облагать процентные доходы по каждому вкладу более миллиона рублей, при этом счета суммироваться не будут, сообщил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.


Общество РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса РБК: россияне отказываются платить по кредитам из-за коронавируса

Пандемия коронавируса и карантинные меры становятся аргументом для россиян, с которыми работают коллекторы и которые пытаются перенести выплаты, сообщает РБК со ссылкой на Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.

Культура Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова Ушла из жизни народная артистка СССР Инна Макарова

Инна Владимировна прожила длинную жизнь. Такому долголетию в 93 года, да еще актрисы, может позавидовать любой творческий человек, так как нервы у этой категории людей изнашиваются очень быстро.

Спорт Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год Олимпиаду в Токио перенесли на 2021 год

Глава Международного олимпийского комитета Томас Бах и премьер-министр Японии Синдзо Абэ сошлись во мнении, что летние Олимпийские игры в Токио нужно перенести на 2021 год.