16 января 2013, 09:50, Геннадий ДЕМИН

Сон вне сезона

Счастливая мысль родилась в Шекспировском театре Великобритании – провести Всемирный фестиваль Барда. Удачная идея посетила и главу Конфедерации театральных союзов Валерия Шадрина – договориться о постановке для фестиваля с Дмитрием Кр

Оказалось, изысканный сон можно смотреть и в другие времена года – с тем же результатом. Разве что огромный, в пару обхватов, покрытый шершавой корою ствол, который энергично, с гиканьем и шумом проносят через зал, задевая близсидящих, то ли рабочие сцены, то ли ремесленники, задумавшие поразвлечь властителей, своей искусственной листвой напоминает о жарком сезоне. Фактура грезы, приправленная изрядной долей сентиментальности и щедро сдобренная иронией, способна заворожить и в осенние, и в зимние вечера как напрочь неискушенного, так и крайне взыскательного зрителя. Чисто театральные фокусы – вроде милейшего песика, с трудом удерживающего равновесие когтями всех четырех лап, впившись в тот самый несомый бутафорский ствол, внезапно, но законно чередуются с философскими размышлениями; опасные шутки (после дерева по тому же проходу тащат еще и чашу фонтана с настоящей, на публику то и дело брызжущей водой) сменяются трогательным вокальным дуэтом… А завершается, как и положено нежному сувениру из России, танцем маленьких лебедей, исполняемым совсем юными хрупкими балеринами.

Из пестрой смеси дерзкого озорства и хрустальной лирики ясна перспектива разговора: о времени и о себе, о власти и творчестве, о чуде подмостков и его виртуозных и/или неумелых творцах. Последние уже на сцене срочно одевают явно непривычные концертные костюмы, торопясь успеть до прихода правителей подготовиться к представлению и о чем-то еще договориться между собой. По бокам справа и слева от подмостков – двухъярусные ложи, места в которых скоро займут VIP-персоны: вряд ли можно определить, кто из них древний Тезей, а кто Ипполита (для свадьбы которых, согласно Шекспиру, и подготовлено зрелище). Вернее, это сегодняшний стандартный набор представителей высшего класса (только ли английского?), включая седых старцев и миленьких девчушек, ведомых заботливой мамой. У кого-то во время действия зазвонит мобильник, благородный владелец будет судорожно его искать, потом, не обращая особого внимания на почтительно застывших актеров, по нему разговаривать – государственные, естественно, дела, простые смертные могут подождать.

Позднее появятся и основные персонажи – те самые Пирам и Фисба, несчастные влюбленные, пока еще незримые, спрятанные в длинных мешках. Принеся извинения за вероятностные накладки, актеры на глазах аудитории (в зале и ложах) смонтируют тех, кто, по слову неловкого, запинающегося ведущего, стал прообразом всех влюбленных пар в истории и литературе (следует перечисление). Участники дуэта выглядят и в самом деле незавершенными и слегка разномастными: у влюбленного утонченное лицо дано плоским портретом, у его возлюбленной объемная головка с пленительными глазками. Вдобавок – фирменный знак Крымова – обе фигуры превышают человеческий рост в два-три раза и поначалу кажутся не слишком управляемыми: то грозят снести аристократическую верхнюю ложу, то критически нависают над залом. Когда все выправляется (самодеятельные артисты справляются с системами рычагов и веревок), следует классическая лав-стори. С забавными подробностями: когда герой подносит даме фрукты, миниатюрный ее ротик раскалывает щель, голова откидывается, а в оставшейся полости мгновенно исчезает подношение. Или более пикантное продолжение (дамы в ложах спешно отворачивают от сцены малолеток): ремесленники ведь реалисты, для них высокие чувства имеют вполне реальную подоплеку, для достоверного отображения которой приходится со скрежетом отвинчивать гульфик и пользоваться насосом.

Впрочем, натуралистические детали смывает фантастический лунный свет, что превращает присутствующих на подмостках в сюрреалистические силуэты, а ожесточенный лай симпатичного пса преследует свирепого льва, которого служителю приходится удерживать за яростный хвост. Это после зверской атаки на планшете остаются куски женского платья, которые меланхоличный распорядитель методично посыпает красными ленточками – поранил, дескать.

Пожалуй, только изредка звучащие речи препятствуют полной гармонии: даже искусница Лия Ахеджакова расцвечивает неповторимыми своими интонациями банальные все же фразы. Коллективная импровизация уступает-таки строчкам Барда, которые нет-нет да и всплывают в памяти аудитории. Театр в театре блестяще доказывает свою мощь, не скрывая и слабостей.

Тем самым распахивает иные горизонты. Многие СМИ сообщали, что «Как вам это…» получил приз в Эдинбурге (туда компания приехала после Шекспировского празднества). Известие странное, поскольку шотландский фестиваль знаменит тем, что на нем нет никаких официальных раздач. Никаких вульгарных «лучших спектаклей» или «лучших актеров» – спортивную состязательность устроители посчитали неподходящей для тонкой и плохо поддающейся измерению театральной материи.

Но один из спонсоров учредил свой приз, который и присудил Мастерской Дмитрия Крымова. Существуют три варианта награды, самый бесшабашный называется вроде как «чертенок», он присуждается молодым труппам. Вторая и третья предназначены солидным театрам, их наименования примерно переводятся «ангел-герольд» (средняя ступень) и «архангел-герольд» (высшая). Русский вариант трагедии о влюбленных получил отличие второй степени, так что Крымову и Ко есть еще к чему стремиться.

А отечественный зритель чувствует себя на спектакле о страстных любовниках посетителем сразу двух иностранных празднеств. И получает двойное удовольствие.


В мире Гордон назвал способ вернуть Крым Украине Гордон назвал способ вернуть Крым Украине

Для того, чтобы Украина вернула Крым и Донбасс, Киеву следует "сделать шаги навстречу людям", заявил украинский журналист и политик Дмитрий Гордон в эфире телеканала "112 Украина".

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.