17 января 2013, 09:46, Максим БАШКЕЕВ

Рекорд есть, динамики – нет

Ассоциация Европейского бизнеса подвела итоги продаж новых легковых автомобилей в России в 2012 году. Отечественный авторынок побил-таки рекорд, установленный в докризисном 2008 году! Правда, эксперты отрасли все равно смотрят в будущее без особог

Итак, планка, установленная в 2008 году, когда в России было реализовано 2,91 миллиона новых легковых автомобилей, пусть со скрипом, без «запаса», но все-таки взята. По итогам продаж 2012 года зафиксирован новый рекорд – 2,935 миллиона новеньких легковушек (рост на 10,6 процента), нашедших своих владельцев на просторах Российской Федерации. До психологически важной отметки в 3 миллиона автомобилей мы не дотянули совсем чуть-чуть.

Впрочем, обнародованные результаты скорее заставляют крепко задуматься, чем открывать бутылки с шампанским. Если проанализировать динамику продаж, то получится, что основной прирост был достигнут в первой половине прошлого года, тогда как летом и ближе к новому году рынок практически остановился (по сравнению с 2011 годом в декабре продажи выросли всего на 1 процент). В результате чего на складах дилеров скопилось большое количество так и не реализованных автомобилей.

Основные причины произошедшего – эффект отложенного спроса и расширение предложения. Российским покупателям в конце 2011-го – начале 2012-го стали доступны многие модели, ранее считавшиеся дефицитными. Однако затем наступило насыщение. Забитые склады, скорее всего, стали следствием определенных просчетов дилеров в среднесрочном и долгосрочном прогнозировании. По всей видимости, далеко не все оказались готовы к изменениям в структуре спроса. Основные тенденции – замедление продаж в массовом сегменте и перемещение интереса покупателей в средний ценовой диапазон. Причина этого во многом лежит в банковской сфере.

Ни для кого не секрет, что немалая часть новых недорогих автомобилей полностью или частично покупается в кредит, ставки по которым сейчас достигают 16–17 процентов годовых, что немало. Впрочем, в этом есть и положительный момент. Как только заемные деньги станут более доступными, мы вправе ожидать нового потребительского бума. Однако при сохранении существующих трендов ждать рекордных продаж в 2013 году не приходится. В лучшем случае мы немного превысим показатель 2012 года, еще ближе подойдя к отметке в 3 миллиона автомобилей (наиболее часто экспертами называется цифра в 2,95 миллиона новых авто). Впрочем, первые данные о продажах в январе текущего года оставляют место для оптимизма. По крайней мере, ряд дилеров сообщает об улучшении ситуации и о продажах уже достигающих уровня ноября – декабря прошлого года.

Что касается абсолютных цифр, то, как мы уже отметили, несмотря на зафиксированный рекорд, далеко не все автопроизводители смогли улучшить свои результаты.

Флагманом рынка ожидаемо остался российский АвтоВАЗ, реализовавший за 2012 год более 537 тысяч автомобилей. Впрочем, динамика здесь отрицательная: падение продаж – на 7 процентов, снижение доли рынка с 21,8 до 18,3 процента. Модели волжского автогиганта остаются и самыми продаваемыми: Priora разошлась тиражом без малого 126 тысяч экземпляров (падение на 9 процентов), продажи Granta составили 121,1 тысячи автомобилей.

Chevrolet второй год подряд удается удерживать за собой пальму первенства среди иномарок (результат 205 тысяч реализованных машин, рост на 18 процентов, увеличение доли рынка с 6,5 до 7 процентов). На второе место вышли французы из Renault (189,8 тысячи машин, 23-процентный рост и доля в 6,4 процента). Третью строчку подиума оккупировала Kia (187,3 автомобиля), опередившая даже коллег по концерну из Hyundai (174,2 тысячи легковушек), которые по итогам 2011 года стояли на второй ступени подиума, и лишь совсем немного не дотянув до «серебра». Рывку способствовало хорошее увеличение продаж – на 23 процента. У Hyundai этот показатель составил всего 7 процентов.

Хорошую динамику продемонстрировали Volkswagen и Toyota. У немцев увеличение объемов продаж составило 40 процентов (164,7 тысячи), у японцев – 28 процентов (153 тысячи проданных машин).

По всей видимости, серьезные изменения ожидают российский рынок не только в командном, но и в личном зачете. Hyundai Solaris (с показателем 110,7 тысячи машин) хоть и остался по итогам года самой продаваемой иномаркой, но очень сильно провалился в декабре (падение на 32 процента и всего 7,2 тысячи реализованных автомобилей). Лидерство (не по итогам года, а только за декабрь) с результатом в без малого 10 тысяч машин (рост продаж на 8 процентов) захватил Всеволожский Ford Focus. Несмотря на привлекательные цены, сдал позиции (на 17 процентов) уходящий с рынка Chevrolet Lacetti, на 13 процентов хуже, чем годом ранее (результат декабря – минус 48 процентов), продавался неувядающий Daewoo Matiz. Отрицательную динамику продаж продемонстрировали в декабре и Volkswagen Polo, и Opel Astra, и Toyota Corolla (минус 18, 19 и 10 процентов соответственно). Все это только подтверждает тенденцию к охлаждению интереса россиян к бюджетным автомобилям.

Бывший некогда бестселлером Renault Logan сдал позиции даже сильнее, чем Solaris. Снижение на 28 процентов по итогам 2012 года (58,7 тысячи реализованных машин – 11-е место в абсолютном зачете), декабрьский результат – падение на 43 процента и всего 3,8 тысячи новых седанчиков нашли новых владельцев. Впрочем, что касается этого результата, то относиться к нему нужно с пониманием. Падение отдельно взятой модели во многом объясняется ростом продаж всего семейства Logan. Duster и Sandero продаются хорошо и неминуемо оттягивают на себя часть потенциальных покупателей седана-прародителя.


Политика Министр обороны Англии нанес стране огромный экономический ущерб Министр обороны Англии нанес стране огромный экономический ущерб

В Лондоне в начальной стадии планировались переговоры с Китаем, по результатам которых Англия должна была получить многомиллиардные сделки, однако эти переговоры были сорваны из-за милитаристских выпадов в адрес Пекина министра обороны Англии Гэвина Уильямсона.

В мире Волк в овечьей шкуре Волк в овечьей шкуре

Америка под видом гуманитарной помощи готовятся к свержению режима Мадуро. Среди продуктов питания здесь загружены оружие для венесуэльской оппозиции. Об этом пишет французская Boulevard Voltaire.


Культура Выжить в ангольской саванне Выжить в ангольской саванне

23 февраля в 23.15 на НТВ состоится премьера документального фильма Алексея Поборцева "Секретная Африка. Выжить в ангольской саванне", посвященного еще одной "неизвестной" войне, на которой погибали советские люди.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.