23 января 2013, 11:40, Станислав Козак,

Закон об омбудсмене: защита по закону

В прошлом месяце депутаты Государственной Думы приняли в первом чтении Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Сейчас идет работа по обобщению поправок, внесенных в этот документ. Законопроект

Закон об омбудсмене: защита по закону

Учитывая важность закона для предпринимательского сообщества, корреспондент «Торгово-промышленных ведомостей» обратился к директору департамента по защите малого и среднего бизнеса ТПП РФ Анне Палагиной с просьбой прокомментировать этот документ.

– Анна Николаевна, как можно оценить саму идею создания закона о бизнес-омбудсменах?

– Я считаю, однозначно положительно. Во-первых, российская Торгово-промышленная палата поддержала инициативу создания такого закона. Во-вторых, президент ТПП РФ Сергей Катырин на совещаниях с участием первых лиц страны всегда отстаивал тезис о том, что должен быть именно закон об уполномоченных. Это принципиально. Потому что в правительстве, в некоторых общественных объединениях звучали предложения закрепить круг прав и обязанностей бизнес-омбудсмена некими менее значимыми актами: распоряжением или утвержденным положением.

– А кто готовил текст, кто вел закон в правительстве?

– Закон проходил через Минэкономразвития. Оно же вносило его и на межведомственную правительственную комиссию. В Государственную Думу проект закона был внесен правительством в лице уполномоченного органа, который отвечает за развитие предпринимательства, создание инвестиционной среды и т. д.

Торгово-промышленная палата тоже принимала участие в составлении текста закона. Скажу, что редакций этого документа было очень много. Сразу после совещания у президента России 11 октября Сергей Катырин собрал нас с Виктором Ермаковым и Сергеем Васильевым, и работа пошла в форсированном режиме. Мы быстро делали правки, и здесь особую роль сыграл Сергей Васильев, потому что когда речь идет о законах, юридическая техника очень важна.

– Давайте перейдем непосредственно к тексту законопроекта. На мой взгляд, новый закон временами очень похож на закон о работе с письмами и обращениями граждан.

Это вполне естественно. Потому что уполномоченный и работает в основном с письмами и обращениями граждан. Правда, преимущественно в лице предпринимателей, но общие принципы такой работы должны быть неизменными.

– В законопроекте есть пункт, согласно которому омбудсмен должен в течение 15 дней дать ответ: принимает он жалобу к рассмотрению или нет. А затем не реже 1 раза в два месяца информировать заявителя о том, как идут дела. Так в какой же тогда срок он должен решать эти вопросы?

А все дело в том, что вопросы очень разные. Вот даже по нашей пока еще небольшой практике можно говорить, что предприниматели обращаются к уполномоченному чаще всего в таких случаях, когда у них нет четкого и ясного понимания сложившейся ситуации. Вот, например, возникла в Кирове проблема, связанная с торговыми местами. Городская дума отреагировала на обращение уполномоченного, она пересматривает список объектов нестационарной торговли, но сюжет развивается дальше. Предпринимателей без внимания не оставили, но там есть еще арендаторы. Им просто пересчитали арендную плату в сторону увеличения. Добавлю, что есть решение суда, в котором сказано, что муниципальные власти могут это делать. В данном случае они выступают как хозяйствующий субьект. Но совсем недалеко расположен еще один муниципальный рынок. Там в разы меньше и налоговые поступления, и арендная плата.

– Почему так происходит?

– Понятно, что случай тяжелый и запутанный, но именно с такими вопросами чаще всего обращаются к уполномоченному. Ведь чиновники, что бы там о них ни говорили, сегодня стали умнее. Они редко принимают решение, которое явно и однозначно противоречит действующему законодательству. А неявное противоречие еще нужно обнаружить и доказать. Поэтому в законопроекте и предусматривается ситуация, при которой решение проблем может потребовать сравнительно долгого времени.

– Есть комментарий зампреда комитета Госдумы Виктора Звагельского, который считает, что если принять закон в предложенном варианте, то уполномоченный не сможет эффективно и до конца выполнять возложенные на него задачи.

Давайте не будем забывать, что речь идет пока о законопроекте, работа над которым продолжается. Из правительства он передан в Государственную Думу. Депутаты говорят о том, что бизнес ждал от этого закона большего? Верно. Но сейчас работают парламентские механизмы. Мы надеемся, что депутаты мыслят более глобально и вместе с тем лучше учитывают интересы своих избирателей. Поэтому есть основания предполагать, что в Госдуме документ будет усилен.

Можно по-разному оценивать этот закон. Поверьте, что это лучше, чем ничего. И если быть объективными, то можно в предложенном законопроекте найти беспрецедентные нормы. Просто если есть возможность, надо их усиливать. И запускать сам механизм действия закона.

– И в завершение нашего разговора хочу задать вопрос о судьбе общественных уполномоченных по защите бизнеса.

– Сейчас в законопроекте они названы представителями. Когда дискутировалась сама необходимость закона, тогда их называли общественными уполномоченными. Мы будем по-прежнему отстаивать предыдущую формулировку, хоть, как мне кажется, принципиальной разницы здесь нет. Может быть, например, представитель по конкретному направлению. Так что это скорее лексический, чем политический вопрос.

Речь идет о том, что уполномоченный по защите прав предпринимателей – это элемент взаимодействия бизнеса и власти. Эти его полномочия и компетенции никто не оспаривает. Ему даются прямые поручения – участвовать в реализации государственной политики, проводить анализ положения дел, вносить предложения президенту.

Но он физически не сможет все это делать сам. Уполномоченный будет опираться на Торгово-промышленную палату, на бизнес-объединения, на тех людей, которые не утратили связи с бизнесом, а сегодня являются без преувеличения его голосом. То есть по существу предполагается делегирование полномочий наиболее компетентным, деловым, ответственным представителям предпринимательских кругов, которые в свою очередь смогут обеспечить максимальную защиту интересов бизнес-сообщества. И эту систему предлагаемый законопроект закрепляет.

Источник: Станислав Козак, Темы: ТПП-Информ

Политика Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми Глава греческой делегации назвал антироссийские санкции несправедливыми

Глава греческой делегации, заместитель председателя международной ассоциации "Друзья Крыма" Константинос Ираклис Исихос сравнил западные санкции в отношении России с ядом, который отравляет межгосударственные отношения.

В мире В Праге мужчина приковал себя цепью к памятнику маршалу Коневу В Праге мужчина приковал себя цепью к памятнику маршалу Коневу

Неизвестный мужчина во второй половине дня в понедельник приковал себя цепью к памятнику советскому маршалу Ивану Коневу, выражая таким образом свой протест против решения властей района Прага-6, на территории которого находится монумент, о перемещении его в музей, сообщила журналистам представитель полиции Виолета Сиржиштёва.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.