23 января 2013, 13:52, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Тело в дело

Конец XIX и начало XX века во всемирной истории – это не только прорыв в области научно-технического прогресса, но также ожидание чего-то нового, упразднение старых форм в искусстве в пользу свежих, неизбитых мыслей и идей. На этой волне, а может

Интересно и отчасти грустно следить за тем, как ярко начался этот период, ознаменованный новыми опытами в гимнастике, ритмопластике, хореографии, современном танце, которые соответственно отражались в скульптуре, живописи, фотографии, и как постепенно культ красивого нагого тела все больше уходил от свободы и индивидуальности, превращаясь в типовую стандартную массовую физкультуру. Раскрепощенную часть тела на выставке мы можем увидеть, прежде всего, в изящных, явно далеких от идеологии, скульптурах Фердинанда Прайсса, выполненных из бронзы и слоновой кости – «Танец с факелами», «Прыжок через огонь», «Балансировка».

Эти фигурки на ониксовых постаментах – основа экспозиции в «Ар-Деко» – воплощение теории свободного танца Рудольфа Лабана, рассматривавшего движение как сгусток индивидуального ритма, неуправляемую космическую силу, выводящую человека за пределы сухого рационализма. Резким контрастом рядом со скульптурами Прайсса смотрятся фото «Занятия физкультурой в женском отряде гитлерюгенда», пластически скуповатые сдержанные эскизы театральных костюмов хореографического спектакля «Болт» на музыку Дмитрия Шостаковича. Конечно, если бы были возможности, в этот ряд для сравнения можно было бы поставить замечательные, полные динамики и экспрессии театральные эскизы Веры Мухиной, равно как и ее гениальное произведение «Рабочий и колхозница».

Советские опыты в сфере свободного искусства связаны не только с именем Айседоры Дункан, создавшей в СССР школу танца, проводившую идеалы античной пластики и красоты (к сожалению, на выставке нет экспонатов, связанных с ее творчеством). Это также была деятельность Хореографической лаборатории РАХН, созданной Василием Кандинским, Алексеем Сидоровым и Александром Ларионовым. Знаменитый график и абстракционист пытался установить связь между движением линий и движением человеческого тела, перевести линию в движение тела и движение тела в линию. На выставке можно увидеть фотографии танцовщицы Грет Палукки (автор Шарлотта Рудольф), где танцевальная фигура как бы превращается в геометрический рисунок. По этим фото Кандинский создал серию аналитических рисунков, в которых движение передавалось схематичными линейными комплексами.

Наиболее ярко составляющая советской культуры тела выражена на выставке в работах художника Николая Загрекова. В ритмически напряженных полотнах «Метательница ядра», «Копьеметатель на Олимпийских играх» пока еще нет обобществленного стандарта. Есть сила, динамика и мощь, а в этюде к картине «Ритм труда» и некоторая пародийность, ирония по отношению к рабочим с молотом и черенком инструмента. Эта картина – иллюстрация к книге Алексея Гастева «Поэзия рабочего удара» (1918). Как известно, Всеволод Мейерхольд разработал принципы биомеханики – системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности актера. Отчасти биомеханика вышла из работ инженера Фридриха Тейлора, разработавшего метод научной организации труда, – максимально экономичные, точные и эргономичные движения тела человека на рабочем месте. На выставке можно видеть фото упражнений из этой системы. Безусловно, рядом с фото, картинами и скульптурами хотелось бы видеть тело «в деле». Например, демонстрацию фильмов Лени Рифеншталь «Олимпия» или Вильгельма Прагера «Путь к силе и красоте».


В мире Мятежники планировали захватить власть в Венесуэле в течение суток Мятежники планировали захватить власть в Венесуэле в течение суток

Радикальная оппозиция, поддерживаемая Белым домом, планировала свергнуть правительство Николаса Мадуро в течение одних суток. Данное сообщение появилось в Street Journal, которая ссылается на анонимного чиновника в правительстве США.


Общество Италия - культурная бесконечность Италия - культурная бесконечность

Италия – это настоящая мечта: страна гор и моря, древней истории, великолепной гастрономии и изысканной моды! Здесь каждый найдет для себя то, что станет олицетворением для него, этого государства.

Культура Научный эксперимент или игра воображения. Научный эксперимент или игра воображения.

Российский академический молодежный театр предпочитает ходить нехожеными тропами, выбирая для постановки не просто оригинальные произведения, а пьесы- события, требующие от артистов абсолютного погружения в материал, а от публики сосредоточенного внимания и интеллекта. Я имею в виду репертуар, предназначенный для категории зрителей старше 15 лет.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.