23 января 2013, 13:52, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Тело в дело

Конец XIX и начало XX века во всемирной истории – это не только прорыв в области научно-технического прогресса, но также ожидание чего-то нового, упразднение старых форм в искусстве в пользу свежих, неизбитых мыслей и идей. На этой волне, а может

Интересно и отчасти грустно следить за тем, как ярко начался этот период, ознаменованный новыми опытами в гимнастике, ритмопластике, хореографии, современном танце, которые соответственно отражались в скульптуре, живописи, фотографии, и как постепенно культ красивого нагого тела все больше уходил от свободы и индивидуальности, превращаясь в типовую стандартную массовую физкультуру. Раскрепощенную часть тела на выставке мы можем увидеть, прежде всего, в изящных, явно далеких от идеологии, скульптурах Фердинанда Прайсса, выполненных из бронзы и слоновой кости – «Танец с факелами», «Прыжок через огонь», «Балансировка».

Эти фигурки на ониксовых постаментах – основа экспозиции в «Ар-Деко» – воплощение теории свободного танца Рудольфа Лабана, рассматривавшего движение как сгусток индивидуального ритма, неуправляемую космическую силу, выводящую человека за пределы сухого рационализма. Резким контрастом рядом со скульптурами Прайсса смотрятся фото «Занятия физкультурой в женском отряде гитлерюгенда», пластически скуповатые сдержанные эскизы театральных костюмов хореографического спектакля «Болт» на музыку Дмитрия Шостаковича. Конечно, если бы были возможности, в этот ряд для сравнения можно было бы поставить замечательные, полные динамики и экспрессии театральные эскизы Веры Мухиной, равно как и ее гениальное произведение «Рабочий и колхозница».

Советские опыты в сфере свободного искусства связаны не только с именем Айседоры Дункан, создавшей в СССР школу танца, проводившую идеалы античной пластики и красоты (к сожалению, на выставке нет экспонатов, связанных с ее творчеством). Это также была деятельность Хореографической лаборатории РАХН, созданной Василием Кандинским, Алексеем Сидоровым и Александром Ларионовым. Знаменитый график и абстракционист пытался установить связь между движением линий и движением человеческого тела, перевести линию в движение тела и движение тела в линию. На выставке можно увидеть фотографии танцовщицы Грет Палукки (автор Шарлотта Рудольф), где танцевальная фигура как бы превращается в геометрический рисунок. По этим фото Кандинский создал серию аналитических рисунков, в которых движение передавалось схематичными линейными комплексами.

Наиболее ярко составляющая советской культуры тела выражена на выставке в работах художника Николая Загрекова. В ритмически напряженных полотнах «Метательница ядра», «Копьеметатель на Олимпийских играх» пока еще нет обобществленного стандарта. Есть сила, динамика и мощь, а в этюде к картине «Ритм труда» и некоторая пародийность, ирония по отношению к рабочим с молотом и черенком инструмента. Эта картина – иллюстрация к книге Алексея Гастева «Поэзия рабочего удара» (1918). Как известно, Всеволод Мейерхольд разработал принципы биомеханики – системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности актера. Отчасти биомеханика вышла из работ инженера Фридриха Тейлора, разработавшего метод научной организации труда, – максимально экономичные, точные и эргономичные движения тела человека на рабочем месте. На выставке можно видеть фото упражнений из этой системы. Безусловно, рядом с фото, картинами и скульптурами хотелось бы видеть тело «в деле». Например, демонстрацию фильмов Лени Рифеншталь «Олимпия» или Вильгельма Прагера «Путь к силе и красоте».



Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма. Народному артисту России Борису Щербакову идет военная форма.

Фильмы о войне, где снимался Борис Щербаков, которому 11 декабря исполнилось 70 лет, его герои всегда отличались особой военной выправкой, знанием солдатской доли в суровых испытаниях войны и одновременно каким-то внутренним лиризмом.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.