23 января 2013, 13:52, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Тело в дело

Конец XIX и начало XX века во всемирной истории – это не только прорыв в области научно-технического прогресса, но также ожидание чего-то нового, упразднение старых форм в искусстве в пользу свежих, неизбитых мыслей и идей. На этой волне, а может

Интересно и отчасти грустно следить за тем, как ярко начался этот период, ознаменованный новыми опытами в гимнастике, ритмопластике, хореографии, современном танце, которые соответственно отражались в скульптуре, живописи, фотографии, и как постепенно культ красивого нагого тела все больше уходил от свободы и индивидуальности, превращаясь в типовую стандартную массовую физкультуру. Раскрепощенную часть тела на выставке мы можем увидеть, прежде всего, в изящных, явно далеких от идеологии, скульптурах Фердинанда Прайсса, выполненных из бронзы и слоновой кости – «Танец с факелами», «Прыжок через огонь», «Балансировка».

Эти фигурки на ониксовых постаментах – основа экспозиции в «Ар-Деко» – воплощение теории свободного танца Рудольфа Лабана, рассматривавшего движение как сгусток индивидуального ритма, неуправляемую космическую силу, выводящую человека за пределы сухого рационализма. Резким контрастом рядом со скульптурами Прайсса смотрятся фото «Занятия физкультурой в женском отряде гитлерюгенда», пластически скуповатые сдержанные эскизы театральных костюмов хореографического спектакля «Болт» на музыку Дмитрия Шостаковича. Конечно, если бы были возможности, в этот ряд для сравнения можно было бы поставить замечательные, полные динамики и экспрессии театральные эскизы Веры Мухиной, равно как и ее гениальное произведение «Рабочий и колхозница».

Советские опыты в сфере свободного искусства связаны не только с именем Айседоры Дункан, создавшей в СССР школу танца, проводившую идеалы античной пластики и красоты (к сожалению, на выставке нет экспонатов, связанных с ее творчеством). Это также была деятельность Хореографической лаборатории РАХН, созданной Василием Кандинским, Алексеем Сидоровым и Александром Ларионовым. Знаменитый график и абстракционист пытался установить связь между движением линий и движением человеческого тела, перевести линию в движение тела и движение тела в линию. На выставке можно увидеть фотографии танцовщицы Грет Палукки (автор Шарлотта Рудольф), где танцевальная фигура как бы превращается в геометрический рисунок. По этим фото Кандинский создал серию аналитических рисунков, в которых движение передавалось схематичными линейными комплексами.

Наиболее ярко составляющая советской культуры тела выражена на выставке в работах художника Николая Загрекова. В ритмически напряженных полотнах «Метательница ядра», «Копьеметатель на Олимпийских играх» пока еще нет обобществленного стандарта. Есть сила, динамика и мощь, а в этюде к картине «Ритм труда» и некоторая пародийность, ирония по отношению к рабочим с молотом и черенком инструмента. Эта картина – иллюстрация к книге Алексея Гастева «Поэзия рабочего удара» (1918). Как известно, Всеволод Мейерхольд разработал принципы биомеханики – системы упражнений, направленных на развитие физической подготовленности актера. Отчасти биомеханика вышла из работ инженера Фридриха Тейлора, разработавшего метод научной организации труда, – максимально экономичные, точные и эргономичные движения тела человека на рабочем месте. На выставке можно видеть фото упражнений из этой системы. Безусловно, рядом с фото, картинами и скульптурами хотелось бы видеть тело «в деле». Например, демонстрацию фильмов Лени Рифеншталь «Олимпия» или Вильгельма Прагера «Путь к силе и красоте».


Политика Эксперт прокомментировал слова посла США, пригрозившего России авианосцами Эксперт прокомментировал слова посла США, пригрозившего России авианосцами

Слова посла США Джона Хантсмана, пригрозившего России двумя американскими авианосцами в Средиземном море, выглядят как ультиматум, дипломаты не должны делать подобные заявления, такой подход имеет целью подорвать доверие к России в мире, заявил заместитель декана факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Андрей Суздальцев

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.