24 января 2013, 14:38, Любовь Лебедина

Насилие под видом любви

Сегодня театр «Современник» славен не только свой мощной труппой, особенно женским составом, но и режиссерскими экспериментами, которые Галина Борисовна Волчек с радостью разрешает начинающим постановщикам на Новой сцене.

Насилие под видом любви Автор фото: Елены Сидякиной

Здесь все довольно аскетично, зрительный зал расположен ступеньками, так что хорошо видно с каждого места, а сцена без кулис и особых технических приспособлений, вытянутая в длину без занавеса. Именно тут нам предстояло увидеть первый режиссерский опыт Габриэллы Туминайте, дочери известного художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, - постановку «Эмилия Галотти» Лессинга.

Конечно, критики ринулись смотреть этот спектакль, чтобы убедиться «насколько далеко упало яблоко от яблони»… На мой взгляд, это занятие бесполезное. Конечно, художественные гены играют какую-то роль, но мировоззрение у папы и дочери несомненно разное, так как каждый из них идет своим путем, да и театральная школа у них тоже разная, поскольку Туминас учился в ГИТИСе.

В одном они похожи, оба делают ставку на актеров, на изображение конфликта через столкновение разных характеров и человеческих типов, а это уже кое-что, да значит. Габриэлла Туминайте придумывала спектакль с литовской командой: сценография – Адомас Яцовскис, композитор – Гедрюс Пускунигис, но, актеров, скорее всего, она не выбирала, и тут намечается большой разнобой.

Мелодрама была превращена в трагикомический фарс, жанр, прямо сказать, не слишком-то знакомый нашим артистам, особенно молодым. Поскольку в пьесе речь идет о власти, о светских салонах, где делается большая политика и существует бордели, под видом меценатов беззащитных девиц, то режиссер превращает сильных мира сего в марионеток, движущихся манекенов, рисующихся перед зеркалами и самими собой, эдакие нарциссы с кукольными лицами. Илья Лыков, выполняя задание режиссера, весьма искусно заламывает руки и ноги, гордо откидывает прядь кудрявых волос, неимоверно таращит глаза, но дальше маски сластолюбивого Принца не идет Наследственную порочность он изображает в утрированной пластике, что поначалу смешно, а потом надоедает, становится скучно и однообразно. Его камергер Маринелли в исполнении Евгения Павлова ухватил злую карму эдакого гибкого червя, роющего землю ради своего хозяина, отличного выдумщика по части интриг и в том числе убийств. Он как дирижер закулисной драмы обходит дворец принца, звеня ключами от всех дверей и подземелий, где, наверняка, зарыто немало скелетов.

Казалось бы, у зрителей должно возникнуть нечто подобное страху, презрению к этой странной и страшной парочке, играющей человеческими судьбами, как шарами в бильярде, но ничего подобного не поднимается со дня души. Почему? Да потому, что они скользят по сюжету, зная наизусть каждое следующее «па» своего партнера. Подстать им и граф Аппиани в исполнении Шамиля Хаматова, который по идее должен играть благородного жениха Эмили. Но! Коль все они из одной стаи, то и манера поведения, ритуалы щегольства должны быть одни и те же. Я не против масок, и все-таки злодеи и добряки должны быть разными, иначе тогда непонятно за что могла полюбить графа взбалмошная дикарка Эмилия. Ведь она само естество и неиспорченная наивность, свято верящая в чудо любви и преображения ради добра.

Виктория Романенко выскакивает на сцену, как вихрь, ее длинные кудри развиваются в разные стороны, глаза горят, яркий румянец играет на круглых щечках, уныние, тоска, подозрительность ей не свойственны. И вообще вся ее жизнь – это сплошные приключения. Только попадая в плен к принцу после смерти жениха , ветреная девчонка понимает, что ей грозит бесчестие и прав был отец, предостерегая от льстивых речей знатных вельмож.

Весьма странно выглядит на фоне великодержавных клоунов полковник Одоардо Галотти в исполнении Владислава Ветрова. Его длинная фигура с замашками Дон Кихота диссонирует с гламуром довольных собой персон, напоминая безумного изгоя. Поначалу он тоже неестественно таращит глаза, чуть ли не рвет рубашку на себе в порыве благородного возмущения и это по-настоящему смешно, но до поры, до времени непонятно, куда он клонит. И только когда полковник оказывается во дворце принца, ища пропавшую дочь – тут-то и начинается самое главное. Зависимый от обстоятельств и вечного унижения бесправный человек готов сразиться, потерять все, но не дать обесчестить свою единственную дочь. Выход один – смерть! И тут же рядом с несчастным отцом оказывается другая жертва произвола – графиня Орсина в блистательном исполнении Елены Козиной, давно отвергнутая принцем и потому выброшенная на помойку, как ненужная ветошь. Но женщина не думает сдаваться, она хочет рассказать всему миру о кознях двуличного любовника и его верного слуги Маринелли. Вот уж где точно возникает страх за ее жизнь, ибо у этих людей нет ничего святого. Одни красивые слова и пустые обещания.

По всей видимости, Габриэллу Туминайте привлекла в пьесе тема насилия под видом любви, обмана ради удовольствий, стоящих на вершине власти, но жанр клоунского трагифарса вступил в противоречие с морализаторским финалом и спектакль распался на эпизоды, как в цветном калейдоскопе, где изысканная пластика не всегда отвечала сути происходящего. Не могу сказать, что первый режиссерский опыт оказался комом, в нем было много интересных находок, а самое главное – волнение благородной души.


В мире В Канаде совершил полет самолет, полностью работающий на электричестве В Канаде совершил полет самолет, полностью работающий на электричестве

Первый в мире коммерческий самолет, полностью работающий на электроэнергии, совершил полет во вторник в канадской провинции Британская Колумбия, следует из сообщения компании Harbour Air Seaplanes.

Экономика Минэкономразвития предложило защитить доходы россиян от кредиторов Минэкономразвития предложило защитить доходы россиян от кредиторов

Министерство экономического развития предлагает установить "защищенный" от кредитных организаций уровень дохода граждан в размере прожиточного минимума, сообщил журналистам представитель ведомства.


Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Спорт Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага Российские боксеры отказались ехать на ОИ-2020 без национального флага

Боксеры отечественной сборной отказались ехать на Олимпиаду в Токио без национального флага, заявил генеральный секретарь Федерации бокса России Умар Кремлев.