24 января 2013, 14:38, Любовь Лебедина

Насилие под видом любви

Сегодня театр «Современник» славен не только свой мощной труппой, особенно женским составом, но и режиссерскими экспериментами, которые Галина Борисовна Волчек с радостью разрешает начинающим постановщикам на Новой сцене.

Насилие под видом любви Автор фото: Елены Сидякиной

Здесь все довольно аскетично, зрительный зал расположен ступеньками, так что хорошо видно с каждого места, а сцена без кулис и особых технических приспособлений, вытянутая в длину без занавеса. Именно тут нам предстояло увидеть первый режиссерский опыт Габриэллы Туминайте, дочери известного художественного руководителя театра имени Вахтангова Римаса Туминаса, - постановку «Эмилия Галотти» Лессинга.

Конечно, критики ринулись смотреть этот спектакль, чтобы убедиться «насколько далеко упало яблоко от яблони»… На мой взгляд, это занятие бесполезное. Конечно, художественные гены играют какую-то роль, но мировоззрение у папы и дочери несомненно разное, так как каждый из них идет своим путем, да и театральная школа у них тоже разная, поскольку Туминас учился в ГИТИСе.

В одном они похожи, оба делают ставку на актеров, на изображение конфликта через столкновение разных характеров и человеческих типов, а это уже кое-что, да значит. Габриэлла Туминайте придумывала спектакль с литовской командой: сценография – Адомас Яцовскис, композитор – Гедрюс Пускунигис, но, актеров, скорее всего, она не выбирала, и тут намечается большой разнобой.

Мелодрама была превращена в трагикомический фарс, жанр, прямо сказать, не слишком-то знакомый нашим артистам, особенно молодым. Поскольку в пьесе речь идет о власти, о светских салонах, где делается большая политика и существует бордели, под видом меценатов беззащитных девиц, то режиссер превращает сильных мира сего в марионеток, движущихся манекенов, рисующихся перед зеркалами и самими собой, эдакие нарциссы с кукольными лицами. Илья Лыков, выполняя задание режиссера, весьма искусно заламывает руки и ноги, гордо откидывает прядь кудрявых волос, неимоверно таращит глаза, но дальше маски сластолюбивого Принца не идет Наследственную порочность он изображает в утрированной пластике, что поначалу смешно, а потом надоедает, становится скучно и однообразно. Его камергер Маринелли в исполнении Евгения Павлова ухватил злую карму эдакого гибкого червя, роющего землю ради своего хозяина, отличного выдумщика по части интриг и в том числе убийств. Он как дирижер закулисной драмы обходит дворец принца, звеня ключами от всех дверей и подземелий, где, наверняка, зарыто немало скелетов.

Казалось бы, у зрителей должно возникнуть нечто подобное страху, презрению к этой странной и страшной парочке, играющей человеческими судьбами, как шарами в бильярде, но ничего подобного не поднимается со дня души. Почему? Да потому, что они скользят по сюжету, зная наизусть каждое следующее «па» своего партнера. Подстать им и граф Аппиани в исполнении Шамиля Хаматова, который по идее должен играть благородного жениха Эмили. Но! Коль все они из одной стаи, то и манера поведения, ритуалы щегольства должны быть одни и те же. Я не против масок, и все-таки злодеи и добряки должны быть разными, иначе тогда непонятно за что могла полюбить графа взбалмошная дикарка Эмилия. Ведь она само естество и неиспорченная наивность, свято верящая в чудо любви и преображения ради добра.

Виктория Романенко выскакивает на сцену, как вихрь, ее длинные кудри развиваются в разные стороны, глаза горят, яркий румянец играет на круглых щечках, уныние, тоска, подозрительность ей не свойственны. И вообще вся ее жизнь – это сплошные приключения. Только попадая в плен к принцу после смерти жениха , ветреная девчонка понимает, что ей грозит бесчестие и прав был отец, предостерегая от льстивых речей знатных вельмож.

Весьма странно выглядит на фоне великодержавных клоунов полковник Одоардо Галотти в исполнении Владислава Ветрова. Его длинная фигура с замашками Дон Кихота диссонирует с гламуром довольных собой персон, напоминая безумного изгоя. Поначалу он тоже неестественно таращит глаза, чуть ли не рвет рубашку на себе в порыве благородного возмущения и это по-настоящему смешно, но до поры, до времени непонятно, куда он клонит. И только когда полковник оказывается во дворце принца, ища пропавшую дочь – тут-то и начинается самое главное. Зависимый от обстоятельств и вечного унижения бесправный человек готов сразиться, потерять все, но не дать обесчестить свою единственную дочь. Выход один – смерть! И тут же рядом с несчастным отцом оказывается другая жертва произвола – графиня Орсина в блистательном исполнении Елены Козиной, давно отвергнутая принцем и потому выброшенная на помойку, как ненужная ветошь. Но женщина не думает сдаваться, она хочет рассказать всему миру о кознях двуличного любовника и его верного слуги Маринелли. Вот уж где точно возникает страх за ее жизнь, ибо у этих людей нет ничего святого. Одни красивые слова и пустые обещания.

По всей видимости, Габриэллу Туминайте привлекла в пьесе тема насилия под видом любви, обмана ради удовольствий, стоящих на вершине власти, но жанр клоунского трагифарса вступил в противоречие с морализаторским финалом и спектакль распался на эпизоды, как в цветном калейдоскопе, где изысканная пластика не всегда отвечала сути происходящего. Не могу сказать, что первый режиссерский опыт оказался комом, в нем было много интересных находок, а самое главное – волнение благородной души.


Политика Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме Пушков прокомментировал слова Шредера о Крыме

Сенатор Алексей Пушков прокомментировал заявление бывшего канцлера Германии Герхарда Шредера о том, что воссоединение Крыма с Россией было совершенно законным.

Экономика Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике Всемирный банк назвал пять факторов, угрожающих российской экономике

Росту российской экономики в среднесрочной перспективе угрожает пять факторов, включая риск расширения санкций, к позитивным для роста факторам относятся национальные проекты, говорится в докладе Всемирного банка (ВБ) об экономике России.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей. "Кинотавр" отмечает свой 30-летний юбилей.

С 9-го по 16 июня в Сочи проходит национальный фестиваль кинематографистов, куда съехались известные продюсеры, режиссеры, операторы, актеры участвовать в киносмотре отобранных 13 полнометражных картин и короткометражных лент, а также себя показать на красной дорожке и, конечно же, понежится под южным солнцем, искупаться в Черном море.