24 января 2013, 15:35, Максим БАШКЕЕВ

МАК: на разбившемся во Внуково Ту-204 не сработал реверс

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) пришли к выводу о том, что причиной крушения лайнера Ту-204 в столичном аэропорту Внуково, стал отказ системы реверса.

МАК: на разбившемся во Внуково Ту-204 не сработал реверс

Распространенное Межгосударственным авиационным комитетом сообщение не только подтвердило и ранее считавшуюся основной версию трагедии, но и позволило детально воспроизвести события того злополучного предновогоднего дня.

Итак, во всем действительно виноват несработавший реверс. Можно считать это защитой от дурака, можно – конструктивным недостатком, но эффективное замедление Ту-204 возможно только после того как произойдет обжатие шасси. Механизм процесса следующий: после касания взлетно-посадочной полосы (ВПП), амортизаторы должны воспринять нагрузку приземлившегося лайнера (сжаться и через подвижный стержень-шток разблокировать механизм включения реверса). Причем важно, чтобы произошло это на всех шасси!

Кроме того, в сообщении МАК нашли подтверждение и предположение о заходе на посадку с превышением скорости (что так же могло способствовать необжатию шасси ввиду излишков подъемной силы), и допущение непопадания в торец взлетно-посадочной полосы (ВПП).

Итак, проследим за последними секундами жизни разбившегося Ту-204.

Входной торец ВПП был пройден на высоте около 15 метров и скорости около 260 километров в час. Касание полосы произошло через 900 – 1000 метров на 230 километрах в час с левым креном в 1 – 1,5 градуса (из-за порывистого бокового ветра справа, сила которого достигала 11,5 метров в секунду). Затем произошло обжатие передней и левой опор шасси, но… сигнал с правой (разгруженной) опоры так и не сформировался.

Через три секунды после приземления экипаж перевел рычаги управления реверсом (РУР) двигателей в положение «максимального реверса» и начал тормозить педалями. Однако из-за вышеописанного необжатия перекладки створок реверса на обоих двигателях так и не произошло. Фактически самолет начал увеличивать тягу двигателей, сводя на нет все усилия по торможению. Приборами зафиксирован выход двигателей на номинальный режим работы.

Между тем правая опора шасси продолжала оставаться необжатой. Минимальная скорость, до которой удалось замедлиться лайнеру за счет колесных тормозов была зафиксирована через 7 – 8 секунд после приземления и составила 200 – 205 километров в час.

РУР находился в положении максимального реверса около 8 секунд, затем экипаж заметил фатальную ошибку и отключил его. К этому моменту скорость Ту-204 успела вырасти до 240 километров в час, что в свою очередь привело к увеличению подъемной силы и дополнительной разгрузке шасси. Из-за начавшихся колебаний (по крену) происходило попеременное обжатие то левой, то правой опор шасси. Их одновременного обжатия не было.

Затем последовало повторное включение реверса. Но, как и в первом случае это лишь привело к росту скорости из-за выхода обоих двигателей на режим прямой тяги. Поняв это, экипаж через 4 секунды отключил реверс. Скорость лайнера составляла 230 – 240 километров в час, до конца взлетно-посадочной полосы оставалось не больше километра.

В это время экипаж предпринял попытку автоматического торможения, но времени уже оставалось слишком мало. В районе выходного порога ВПП двигатели были переведены на режим малого реверса. Выкатывание произошло через 32 секунды после касания полосы на скорости около 215 километров в час. Видимо поняв, что шансов на спасение нет, командир корабля дал команду бортинженеру выключить двигатели, что тот и сделал при помощи стоп-кранов.

За счет торможения при движении по снежному покрову и из-за наезда на неровности уже за пределами ВПП произошло одновременное обжатие левой и правой опор шасси. Это привело к автоматическому выпуску воздушных тормозов и интерцепторов, а также к перекладке створок реверсивных устройств двигателей, которые к тому моменту уже были выключены… Столкновение со склоном оврага произошло на скорости около 190 километров в час.


В мире Власти Испании направят в Мадрид военных для борьбы с коронавирусом Власти Испании направят в Мадрид военных для борьбы с коронавирусом

Испанских военных задействуют в борьбе с эпидемией коронавируса в сообществе Мадрид, сообщили премьер-министр страны Педро Санчес и глава регионального правительства Исабель Диас Аюсо после встречи по вопросу о совместных шагах при ухудшении эпидемиологической обстановки.

Экономика "Если честно…": Греф открыто высказался о повышении налогов "Если честно…": Греф открыто высказался о повышении налогов

Председатель правления "Сбербанка России" Герман Греф высказался против повышения налогов в России, таким образом экономического роста не выйдет.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Культура Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ Объявлена программа и состав жюри 42-го ММКФ

На состоявшейся пресс-конференции с участием программного директора ММКФ кинокритика Кирилла Разлогова, директора по связям с общественностью фестиваля Петра Шепотинника, куратора программы "Свободная мысль" и конкурса документального кино Григория Либергала и генерального директора ММКФ Натальи Сёминой объявили состав жюри основного конкурса и короткого метра, а также назвали полный список фильмов, представленных в основном конкурсе и конкурсе документального кино.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.