25 января 2013, 07:38, Эсаулова Татьяна

Завершился третий этап I Всероссийского музыкального конкурса

В 2010-м соревновались пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. В 2011-м – музыканты по специальностям камерный ансамбль, хоровое и оперно-симфоническое дирижирование. 2012 год был «самым урожайным» на разнообразные специ

Завершился третий этап I Всероссийского музыкального конкурса

В 2010-м соревновались пианисты, скрипачи, виолончелисты и вокалисты. В 2011-м – музыканты по специальностям камерный ансамбль, хоровое и оперно-симфоническое дирижирование. 2012 год был «самым урожайным» на разнообразные специальности – это деревянные и медные духовые инструменты, ударные, а также орган и арфа. В 2013 году пройдёт последний, завершающий четвёртый этап цикла в котором определятся лучшие исполнители на народных инструментах, а также дирижёры оркестром народных инструментов. Мы побеседовали с Ниной Куприяновой, победительницей I Всероссийского музыкального конкурса в номинации арфа, которая рассказала о своём прекрасном инструменте и о том, как проходил Конкурс.

Первая премия… Легко ли было получить такую серьёзную награду?

– У меня есть Вторые и Третьи премии, но Первая – это в первый раз! Она далась мне нелегко. Я очень долго шла к ней, и очень рада, что так сложилось.

Как и когда вы выбрали столь редкий и красивейший музыкальный инструмент?

– Скорее, это случайность. В детстве я хотела играть на фортепиано. Но, когда мама привела меня в музыкальную школу, на фортепианном отделении был уже закончен набор и мне предложили арфу.

Не жалеете, что так вышло?

– Нет, не жалею.

Говорят, у музыкантов есть свои секреты общения с инструментом, на котором они играют?

– Я думаю, что к любому инструменту надо относиться как к живому. Я даже на конкурсах перед каждым выступлением, бывает, какие-то слова говорю своей арфе, разговариваю с ней. На Первом Всероссийском конкурсе нам предложили выбрать себе инструмент из нескольких. Это были очень хорошие арфы, предоставленные известной американской фирмой именно для Конкурса. Для арфиста это достаточно волнительный момент. Тут нельзя ошибиться. Нужно выбрать такой инструмент, который бы устраивал тебя по всем параметрам. В этот раз у меня произошло так, что сев за арфу, я тут же почувствовала, это будет именно она!

А какие характеристики важны?

– У нас похожие параметры, что и у пианистов. Может быть тугое натяжение струн, от этого тяжелее играть, но для некоторых – это может быть даже лучше. В первую очередь, это, конечно же, звук: кто-то любит более сочный, кто-то – более густой, низкий. Мне нравится сочный и яркий звук, но не слишком звонкий. У арфы, на которой я играла на Конкурсе, был очень благородный тембр, и мне было легко играть.

Сложно ли было в финале, ведь вы все играли одно сочинение?

– Мы все – финалисты – играли Интродукцию и аллегро Равеля с камерным оркестром. Это небольшое и очень популярное сочинение для арфы. Оно очень показательное, потому что здесь демонстрируется и чувство музыкального вкуса, и знание стиля, – ведь импрессионизм очень сложно играть…

Самый напряжённый момент, когда определяются победители?

– Да, конечно. Мы все очень переживали, сидели за сценой и ждали, когда жюри выставит нам баллы, и мы узнаем, кто проходит дальше, а кто – нет. Тем не менее, была очень хорошая атмосфера. Всё было достойно. Не было никаких некрасивых случаев, чтобы кто-то кому-то навредил. Более того, в гостинице я жила в одном номере с Татьяной Емельяновой, которая получила третью премию. Мы с ней давно знакомы, она училась у того же педагога, что и я. На конкурсе всё-таки существует момент конкуренции. Мы же, этого совершенно не замечали: ходили друг друга слушать, помогали друг другу. Я помогала ей настроить инструмент; она слушала меня, когда я выступала. Конкурс, наоборот, даже как-то породнил нас и сблизил.

А как вас встретил город на Неве?

– Я второй раз в жизни была в Санкт-Петербурге. Мы много гуляли по городу. Конечно, под большим впечатлением от Питерской консерватории, я была в ней впервые. Очень понравился зал имени Глазунова. Прекрасная акустика, и просто чисто внешне – одно удовольствие было там выступать.

Вы все были приблизительно в одной возрастном промежутке с соперницами?

– На этом конкурсе – только одна категория, это музыканты в возрасте от 16 и до 30 лет. Разрыв был существенный. Мне – двадцать шесть, в этом году я только закончила аспирантуру Московской консерватории. Мне было достаточно сложно. Но жюри относилось к юным участникам лояльно. Ведь те, кто постарше – у них и опыта, может быть, побольше и практика! Были и такие, которые вообще впервые участвовали в конкурсе. Тем не менее, существовали какие-то обобщающие факторы, например, программа, она была подобрана так, что, если человек изначально не справлялся, он и не мог дальше участвовать в этом конкурсе. Программа сразу наводила порядок.

Как вы общались с жюри? Были какие-то комментарии, когда выставлялись оценки?

– Комментарии мы обычно получаем, если человек не проходит в дальнейший тур. У членов жюри можно спросить об игре, что не устроило, что понравилось, есть ли какие-то пожелания. Я, наоборот, старалась даже избежать какого-то общения с жюри, потому что, для меня, бывает, это может даже отрицательно сказаться, в моральном плане. Они, наверное, хотят сделать лучше, помочь тебе, дать какой-то совет, а в момент конкурса это может отрицательно повлиять на выступление.

Мне очень понравилось, когда после второго тура при объявлении результатов Максим Дмитриевич Шостакович – Председатель жюри – по-отечески говорил: «Мне так нравится, что вы такие мужественные! Никто не рыдает, не возмущается!» Это правда, потому что я помню разные ситуации из своей собственной практики. На конкурсах бывает по-разному! А здесь очень приятно было.

Чем занимаетесь после победы? Отдыхаете?

– Сейчас я вернулась к своей работе. (Работаю в симфоническом оркестре государственной капеллы России под управлением Валерия Полянского.) В данный момент нахожусь на стадии выбора новой программы, хочу выучить совершенно новые произведения. Ещё я поставила цель – это должны быть какие-то малоизвестные сочинения. У арфистов не такой обширный репертуар, как, например, у скрипачей или пианистов. Все в основном играют примерно одинаковую программу, но мне всегда казалось, что на этом не надо останавливаться, надо как-то расширять репертуар. Это можно сделать за счёт обработок сочинений для других инструментов. Например, сейчас я хочу выучить скрипичную сонату Баха, обработку которой сделали специально для меня. Передо мной стоит сложная задача…

Что движет музыкантом, когда он принимает решение подать заявку на конкурс?

– У меня за плечами уже много конкурсов, есть и международные. Почему я решила участвовать? Наверное, это скорее патриотическое чувство. Я думаю, очень важно, чтобы внутри страны производился своего рода Смотр, чтобы люди знали, как играют музыканты из разных городов России. Лично для меня было очень интересно услышать арфистов из Санкт-Петербурга, и особенно из каких-то других, нестоличных городов. У исполнителей на арфе мало возможностей для профессиональных встреч, у нас редки мероприятия, где мы можем обменяться опытом или как-то послушать друг друга. Это очень важно, проводить такой Конкурс в масштабе всей страны.


Политика Посол США пригрозил России авианосцами в Средиземном море Посол США пригрозил России авианосцами в Средиземном море

Посол США в России Джон Хантсман назвал развернутую в Средиземном море американскую авианосную группировку сигналом для Москвы. Об этом говорится в пресс-релизе Шестого флота ВМС Соединенных Штатов.

В мире Глава МИД Турции пригрозил найти замену американским F-35 Глава МИД Турции пригрозил найти замену американским F-35

Анкара в случае отказа США поставить истребители пятого поколения F-35 удовлетворит потребность в самолетах такого класса в другой стране, заявил глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу.

Экономика Банки России будут использовать децентрализованные системы Банки России будут использовать децентрализованные системы

В пресс-релизе Ассоциации "Финтех" сообщается о том, что полномасштабный запуск децентрализованной депозитарной системы (ДДС) учета закладных на Мастерчейне запланирован на начало лета текущего года.


Общество “Когда убьют - тогда и приходите” “Когда убьют - тогда и приходите”

Все наверное неоднократно слышали о том, как участников митингов грузят пачками в автозак и закрывают на 15 суток просто за присутствие на митинге, но не всегда наша доблестная полиция действует так оперативно. Беда в том, что на задержание подростка, сделавшего репост или поставившего лайк во Vkontakte, могут выехать целой группой захвата с автоматами, а на просьбу о защите и помощи реагируют далеко не всегда. Бездействие правоохранителей и неготовность их вникать в ситуацию привели к тому, что

Культура Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу Страх и ненависть: "Эпидемия" накрыла столицу

Конкурсный фильм Павла Костомарова "Эпидемия. Вонгозеро" – объемная метафора современной российской реальности, в которой с ползуче распространяется вирус жестокости и агрессии.

Спорт Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет Рауш в матче с "Зенитом" играть не будет

Завтра в Санкт-Петербурге состоится матч "Зенит" — "Динамо". Однако, вряд ли фанаты смогут увидеть на поле защитника Константина Рауша.