29 января 2013, 10:49, Антонина КРЮКОВА

Карен Шахназаров: «Мосфильм» не нуждается в помощи олигархов»

В 1923 году на базе двух объединенных кинофабрик – Александра Ханжонкова и Иосифа Ермолаева была создана киностудия «Мосфильм», деятельность которой началась со съемок полнометражного художественного фильма режиссера и ее первого директора Борис

Карен Шахназаров: «Мосфильм» не нуждается в помощи олигархов»

Первоначально она называлась «Москинокомбинат», а свое нынешнее название получила в 1935 году. На «Мосфильме» было снято около двух тысяч картин, многие из которых вошли в Золотой фонд мирового киноискусства, завоевали многочисленные награды на различных отечественных и международных кинофестивалях. Сегодня «Мосфильм» работает как киноконцерн, предоставляя свои производственные мощности различным кинокомпаниям и творческим объединениям, арендующим съемочные павильоны и различные специализированные комплексы – от пиротехнического до автотранспортного. Кроме того, здесь осуществляется дублирование художественных фильмов западного производства по заказу компаний-прокатчиков. По словам генерального директора «Мосфильма», известного режиссера Карена Шахназарова, сегодня ведущая российская киностудия с точки зрения технологий не уступает ни одной киностудии мира. «Являясь государственным, «Мосфильм» тем не менее работает и развивается без участия государства, и мы достаточно уверенно чувствуем себя сегодня. За последние десять лет в качестве налога выплатили в госказну порядка трех миллиардов рублей», – сообщил Шахназаров на пресс-конференции, прошедшей в РИА «Новости» по случаю дня основания «Мосфильма». При этом режиссер признался, что 2012 год по многим показателям был хуже, чем предыдущий, связывая это с падением уровня отечественного кинематографа, вызывающего тревогу.

Одной из проблем он считает дефицит специалистов среднего звена: «Главное отличие Голливуда от российского кино то, что там работают десятки тысяч профессионалов среднего звена, а у нас во многих сегментах в лучшем случае есть два человека», – сокрушенно заметил Шахназаров. Объяснив, что современному кино, стремительно уходящему в «цифру», без них не обойтись, и вряд ли с этой проблемой может справиться один «Мосфильм», где организованы единственные в стране бесплатные курсы по подготовке таких специалистов. Сейчас эти курсы заканчивают четыре человека, которые получат дефицитную профессию видеоинженера.

Надо сказать, что Карен Шахназаров принял руководство «Мосфильмом» в 1998 году. «На его счетах было ноль, большинство павильонов разрушено, кругом царили мрак и запустение, – поделился своими давними впечатлениями режиссер, – и кроме коллекции старых картин – единственного ресурса киностудии, ничего не было. Никто не хотел инвестировать в разрушенную, когда-то процветающую кинофабрику. Все думали, что это конец». С продажи прав на показ фильмов коллекции и началось самостоятельное существование «Мосфильма». «Идеология любого предприятия на самом деле очень проста, – считает гендиректор. – Это как в нормальной семье: то, что заработал, ты можешь потратить, вложив средства в развитие». Например, в 2010 году на продаже прав «Мосфильм» заработал почти 250 миллионов рублей. А первые вырученные от этого деньги пошли на закупку немецких световых приборов, и вложенные средства не только были отбиты в течение трех месяцев, но и стали приносить прибыль, которая дала возможность заняться модернизацией киностудии. «Нам не надо помогать, – говорит Шахназаров. – Единственная помощь – это не мешать. Мы с самого начала обходились без кредитов, олигархов и каких-либо щедрых спонсоров, и я никогда ни у кого ничего не просил».

По мнению главного начальника «Мосфильма», сегодня в России производится немало «приличных картин», но зритель их не видит, потому что не налажен прокат. Проблема в том, что отечественные кинокомпании выходят на рынок с одной-двумя лентами, в то время как американские – с пакетом в 80–100 фильмов. На многочисленных заседаниях всякого рода советов Карен Шахназаров не раз предлагал взять хорошую прокатную компанию – скажем, «Каро» или «Парадиз» – и передать им права на 50–60 российских картин, чтобы они могли выходить с ними на рынок: «Это как на базаре: три помидора ты предлагаешь или три ящика – что вызовет больший интерес?» К сожалению, пока его идея уходит в песок, потому что многим это не выгодно, так как кинопрокату надо будет вкладывать немалые средства в рекламу фильмов.

Гендиректор «Мосфильма» высказался не только по вопросам, касающимся киноконцерна, но и коснулся актуальных вещей, связанных с кинематографом. Например, он до сих пор считает странной идею распределения государственных средств компаниям-лидерам, которым занимается Фонд кино: «Во всем мире это делается иначе: средства выделяются под конкретные проекты. У нас же так называемые «лидеры» получают деньги и распоряжаются ими, как хотят», – выразил режиссер свое несогласие с таким положением дел. Он также не очень понимает, как практически будет реализована идея введения в школах факультатива по изучению 100 лучших фильмов, список которых недавно был опубликован Министерством культуры. «Это хорошая идея, но я не понимаю, как это практически будет осуществляться. Как можно во всех школах найти специалистов, и какие это будут специалисты? Как будут детей обучать: сажать после уроков и они будут смотреть кино? Я не понимаю», – заявил Шахназаров.

По его мнению, в кинофакультатив не надо включать картины, созданные за последние 20 лет, потому что прошло слишком мало времени для объективной оценки фильмов. Кроме того, он считает, что все споры, возникшие по поводу этого списка, являются следствием раскола кинематографического сообщества. «У нас идет латентная гражданская война, к счастью, не переросшая в реальную. Понятно, о чем идет речь: этих включили, а этих не включили, – подчеркнул режиссер. – Внутри сообщества кинокритиков настолько разные художественные и идеологические позиции, что это, мягко говоря, озадачивает, и отражается на всем: на международных фестивалях. А вот «антитабачный» законопроект, принятый Госдумой, который предполагает запрет на показ курения в новых фильмах и телесериалах, его вполне устраивает. «Мы это уже проходили, я пришел на киностудию в 70-х, и тогда уже было постановление Госкино о том, что курение надо прекратить. И прекратили. Я не верю, что это помешает хорошему кино», – отметил Шахназаров. По словам режиссера, хотя сам он и является заядлым курильщиком, все равно одобряет борьбу с курением в России, поскольку весь мир беспощадно с этим борется.

В скором времени выйдет его новая картина «Любовь в СССР», которую он сделал из материалов своей ленты «Исчезнувшая империя» 2007 года, сильно ее отредактировав. Фильм появится в ограниченном прокате, затем будет релиз на DVD и показан на одном из телеканалов. «На мой взгляд, получилась совсем другая картина. Меня некоторые упрекали, что я не снимаю о любви – так вот эта картина полностью будет только про любовь», – сообщил режиссер, признавшись, что приступил к работе над этим фильмом с желанием переделать «Исчезнувшую империю», так как она не совсем его устраивала.

В завершение разговора журналисты поинтересовались, не собирается ли режиссер привлечь в свое кино недавно принявшего российское гражданство Жерара Депардье. «Артист он хороший, человек обаятельный, но пока я не планирую его снимать», – ответил Карен Георгиевич и подчеркнул, что любые формы сотрудничества с зарубежными актерами он приветствует.

Источник: "Трибуна" Темы: «Мосфильм» Карен Шахназаров

Политика Китай и США предварительно договорились объявить мир в торговой войне Китай и США предварительно договорились объявить мир в торговой войне

Китай и США предварительно договорились объявить перемирие в торговой войне, сообщает газета South China Morning Post со ссылкой на осведомленные источники. Это должно произойти на саммите G20 в Осаке 28-29 июня.

В мире Британских читателей удивил перехват российских самолетов над Балтикой Британских читателей удивил перехват российских самолетов над Балтикой

Издание Daily Mail написало о сопровождении британскими истребителями российских военных самолетов в небе над Балтийским морем. Публикация вызвала активный отклик пользователей в комментариях.

Экономика Зачем России Африка? Зачем России Африка?

Россия, начав налаживать отношения с африканскими государствами в XIX веке, продолжает это делать и по сей день. Стремясь стать для континента политическим, экономическим и военным партнером.


Общество Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование Где найти деньги на просвещение: инвестиции частного бизнеса в образование

Школа – это место, где ребенок проводит минимум девять лет, где готовится ко взрослой жизни и получает необходимые навыки. Качество этой подготовки оказывает огромное влияние на его дальнейшее личное и профессиональное развитие.