30 января 2013, 12:13, Владимир САРИШВИЛИ ТБИЛИСИ

Из Сухуми в Тбилиси по шпалам

Заявление, озвученное премьер-министром Бидзиной Иванишвили, о необходимости восстановления абхазского участка железной дороги, связывающей Южный Кавказ с Россией, вызвало острую и противоречивую реакцию в Грузии и повышенный интерес за ее преде

Из Сухуми в Тбилиси по шпалам

Первую реакцию Сухуми можно было предвидеть: абхазские власти заявили, что эта идея не вписывается в систему национальных интересов республики. В переводе с дипломатического это означает категорический отказ. Но прошло немного времени, и уже после армянского турне Иванишвили тональность заявлений из Сухуми заметно смягчилась. Хотя президент Абхазии Александр Анкваб и на данном этапе считает этот проект бесперспективным, но уточняет, что «если поступят конкретные идеи, тогда сядем и будем обсуждать, а пока ничего нет, то и говорить не о чем».

Так ли уж безнадежно обстоит дело, если тот же Анкваб утверждает, что в восстановлении железнодорожного сообщения заинтересованы многие региональные игроки? Он также не возражает против того, чтобы эту проблему обсудили специалисты и «просчитали, что будет иметь в результате абхазская сторона, стоит ли игра свеч, какие цели и интересы преследуются участниками возможного процесса». Абхазская сторона исходит из неблагоприятных стартовых позиций проекта: за годы отсутствия транспортных и иных связей с Грузией железнодорожное полотно пришло в полный упадок. Фактически, после Очамчира в грузинском направлении, как сказал Анкваб, «вообще ничего нет, и нужны миллиардные вложения».

Но если Анкваб высказывает сомнения чисто экономического характера, то президент Грузии Михаил Саакашвили и его «Единое национальное движение», оказавшееся в парламентском меньшинстве, категорически против возобновления движения поездов прежде всего политически. «Восстановление абхазского участка входит в интересы только одной страны – России, которая решит сразу две задачи: произойдет экономическое ослабление Грузии и снизится значимость строящейся новой железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Эту дорогу Москва пытается уничтожить руками Иванишвили, поскольку она является конкурентом Транссибирской железной дороги, по которой идут грузы из Китая и Средней Азии в направлении Европы, заявил на брифинге действующий президент. К тому же, подчеркнул он, необходимо учитывать интересы дружественной Турции, отношения с которой осложнились и приток турецких инвестиций в страну приостановлен. Анкара, как известно, является активной сторонницей интеграции Тбилиси в НАТО.

Высказываются в Грузии и другие мнения. Так, влиятельный политолог Рамаз Сакварелидзе заявил, что восстановление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию и дальше, в Армению, в первую очередь в интересах самой Грузии.

По его словам, тот, кто выступает против этого, действует против государственных интересов Грузии. «Если кто-то хочет, чтобы Абхазия была навечно оккупирована, а Россия – оккупантом, тогда эта политика правильная. Мирные пути решения конфликта – это восстановление экономики, сближение экономических интересов государственных и бизнес-кругов как России, так и Абхазии», – считает эксперт. Россия, по его словам, чтобы упростить контакты с Ираном и Арменией, будет требовательна к абхазской стороне по поводу восстановления железнодорожного сообщения.

Сама команда Иванишвили оценивает ситуацию с позиций прагматизма. В частности, эксперт «Грузинской мечты» по экономике Гия Хухашвили считает, что по вопросу восстановления дороги должна быть создана рабочая группа, в которую кроме представителей грузинской и абхазской сторон, возможно, смогут войти специалисты России и Армении – стран, также заинтересованных в реализации проекта. «Но не стоит говорить о том, что это в интересах Армении или кого-либо. Железная дорога Абхазии является неотъемлемой частью грузинской железной дороги. Ее восстановление может стать неким мостом для начала процесса реинтеграции Абхазии», – заявил Хухашвили. По его словам, вопросы безопасности, таможенной границы являются предметом переговоров, и для их решения должна быть создана рабочая группа. Будет ли осуществлен проект, зависит от адекватности сторон. Две таможни недопустимы.

Главным препятствием для осуществления означенного проекта премьер-министр Иванишвили назвал признание Россией двух независимых государств на территории Южного Кавказа. «Между Грузией и Арменией нет проблем, но у нас остаются большие проблемы с Россией. Самый больной вопрос – территориальная целостность Грузии, и, наверное, он не будет быстро разрешен», – сказал Иванишвили и выразил надежду на восстановление отношений с Россией как можно скорее.

Лидер партии «Европейские демократы» Паата Давитая не исключает, что в целях осуществления проекта железной дороги Армения – Грузия – Россия через Абхазию новые власти Грузии могут признать административную границу Абхазии государственной границей. Как отметил Давитая, Абхазия противится прокладыванию данной железной дороги по трем причинам. Одной из них и самой главной является непризнание Грузией ее границы. «То есть она требует, чтобы Грузия ставила таможенные печати на административной границе, находящейся возле Ингури, что само по себе означает признание абхазских границ», – считает политик. Второй причиной возражения Абхазии является то, что она опасается оказаться вне игры. То есть железную дорогу на ее территории полностью будет контролировать Россия, именно у нее, а не у Сухуми, будет прямая связь с Арменией. Третья причина заключается в том, что абхазские власти просто боятся восстанавливать сообщение с Грузией – «как бы чего не вышло», – отметил Давитая.

Впрочем, для Тбилиси важно было получить из Сухуми отклик, что уже можно считать положительным фактом, открывающим возможность работать в данном направлении. Если верить грузинским официальным лицам, позитивные сигналы с абхазской стороны поступают из разных источников. «Но пока механизм проекта не задействован, и главная задача сейчас – войти в процесс. Все детали должны быть взвешены. Вопрос безопасности будет учтен. Интересы всех соседних государств будут учтены. Этот масштабный проект подразумевает обширный комплекс действий», – заявляет госминистр по делам реинтеграции Паата Закареишвили.

Какие же политические и экономические дивиденды получит Грузия, если проект удастся реализовать? Начнется реинтеграция Абхазии? Скептики, коих большинство, убеждены, что Москва вряд ли допустит подобное. Максимум, на что она может пойти в обмен на открытие дороги, – это сближение экономических интересов Грузии, России и отчасти Абхазии, относительное облегчение контактов населения, проживающего по обе стороны разделительной черты. Но возвращению беженцев в Абхазию дорога не поможет, хотя такое мнение и бытует во властных коридорах Грузии.

Положительным моментом в открытии дороги могут стать дополнительные поступления от транзита в грузинский бюджет. Но это при условии, если поток грузов не оттянет на себя железнодорожная магистраль Баку – Тбилиси – Карс и если абхазский участок удастся уберечь от диверсий.

Грузинская столица напоминает сейчас дискуссионный клуб. Все задаются вопросом: тащит или не тащит Иванишвили Грузию к России, прочь от НАТО и Европы? На днях подал в отставку замминистра иностранных дел Николай Вашакидзе.

Одной из причин, побудивших его к такому шагу, он назвал идею восстановления железнодорожного участка Тбилиси – Сухуми, которую считает опасной для процесса движения Грузии в сторону Запада. По мнению эксперта Торнике Шарашениддзе, индикатором внешней политики властей Грузии будет отношение к железнодорожному сообщению через Абхазию. Оно покажет, изменился ли внешнеполитический курс Грузии. В этой связи показателен и тот факт, что вслед за отставкой Вашакидзе был освобожден с поста вице-премьера Ираклий Аласания, который олицетворял прозападные силы в руководстве страны.


Политика Захарова высмеяла реакцию НАТО на послание Владимира Путина Захарова высмеяла реакцию НАТО на послание Владимира Путина

В МИД России с иронией прокомментировали заявление заместителя официального представителя НАТО Пирса Казалета о послании Владимира Путина Федеральному Собранию.

В мире Курц рассказал Трампу о планах по "Северному потоку — 2" Курц рассказал Трампу о планах по "Северному потоку — 2"

Канцлер Австрии Себастьян Курц после встречи с Дональдом Трампом в Вашингтоне заявил, что Вена заинтересована в надежности энергоснабжения и продолжит продвигать "Северный поток — 2".

Экономика Украина лидирует в нанесении экономического ущерба нашей стране Украина лидирует в нанесении экономического ущерба нашей стране

Против нашей страны действуют около 160 ограничений, принятых в 62 государствах. По мнению экспертов, общий ущерб от этих санкций составляет 6,3 миллиарда долларов ежегодно. Украина входит в тройку лидеров по количеству введенных санкций.


Культура Драмы и трагедии, не видимые глазу Драмы и трагедии, не видимые глазу

21 февраля в 23.05 на "ТВ-Центре" выйдет в эфир документальный проект "Горькие ягоды" советской эстрады", героями которого стали отечественные исполнители недавнего прошлого, пережившие немало драм и трагедий, да и просто скандалов и интриг, не видимых и не ведомых зрителю.

Спорт Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности Основатель "КАМАЗ-мастер": организаторы "Дакара" ушли от ответственности

Снимать вину с экипажа команды Андрея Каргинова при наезде на зрителя на ралли-марафоне "Дакар"-2019 нельзя, но решением дисквалифицировать российского гонщика "КАМАЗ-мастер" организаторы ушли от ответственности, заявил основатель команды Семен Якубов.