30 января 2013, 12:13, Владимир САРИШВИЛИ ТБИЛИСИ

Из Сухуми в Тбилиси по шпалам

Заявление, озвученное премьер-министром Бидзиной Иванишвили, о необходимости восстановления абхазского участка железной дороги, связывающей Южный Кавказ с Россией, вызвало острую и противоречивую реакцию в Грузии и повышенный интерес за ее преде

Из Сухуми в Тбилиси по шпалам

Первую реакцию Сухуми можно было предвидеть: абхазские власти заявили, что эта идея не вписывается в систему национальных интересов республики. В переводе с дипломатического это означает категорический отказ. Но прошло немного времени, и уже после армянского турне Иванишвили тональность заявлений из Сухуми заметно смягчилась. Хотя президент Абхазии Александр Анкваб и на данном этапе считает этот проект бесперспективным, но уточняет, что «если поступят конкретные идеи, тогда сядем и будем обсуждать, а пока ничего нет, то и говорить не о чем».

Так ли уж безнадежно обстоит дело, если тот же Анкваб утверждает, что в восстановлении железнодорожного сообщения заинтересованы многие региональные игроки? Он также не возражает против того, чтобы эту проблему обсудили специалисты и «просчитали, что будет иметь в результате абхазская сторона, стоит ли игра свеч, какие цели и интересы преследуются участниками возможного процесса». Абхазская сторона исходит из неблагоприятных стартовых позиций проекта: за годы отсутствия транспортных и иных связей с Грузией железнодорожное полотно пришло в полный упадок. Фактически, после Очамчира в грузинском направлении, как сказал Анкваб, «вообще ничего нет, и нужны миллиардные вложения».

Но если Анкваб высказывает сомнения чисто экономического характера, то президент Грузии Михаил Саакашвили и его «Единое национальное движение», оказавшееся в парламентском меньшинстве, категорически против возобновления движения поездов прежде всего политически. «Восстановление абхазского участка входит в интересы только одной страны – России, которая решит сразу две задачи: произойдет экономическое ослабление Грузии и снизится значимость строящейся новой железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Эту дорогу Москва пытается уничтожить руками Иванишвили, поскольку она является конкурентом Транссибирской железной дороги, по которой идут грузы из Китая и Средней Азии в направлении Европы, заявил на брифинге действующий президент. К тому же, подчеркнул он, необходимо учитывать интересы дружественной Турции, отношения с которой осложнились и приток турецких инвестиций в страну приостановлен. Анкара, как известно, является активной сторонницей интеграции Тбилиси в НАТО.

Высказываются в Грузии и другие мнения. Так, влиятельный политолог Рамаз Сакварелидзе заявил, что восстановление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию и дальше, в Армению, в первую очередь в интересах самой Грузии.

По его словам, тот, кто выступает против этого, действует против государственных интересов Грузии. «Если кто-то хочет, чтобы Абхазия была навечно оккупирована, а Россия – оккупантом, тогда эта политика правильная. Мирные пути решения конфликта – это восстановление экономики, сближение экономических интересов государственных и бизнес-кругов как России, так и Абхазии», – считает эксперт. Россия, по его словам, чтобы упростить контакты с Ираном и Арменией, будет требовательна к абхазской стороне по поводу восстановления железнодорожного сообщения.

Сама команда Иванишвили оценивает ситуацию с позиций прагматизма. В частности, эксперт «Грузинской мечты» по экономике Гия Хухашвили считает, что по вопросу восстановления дороги должна быть создана рабочая группа, в которую кроме представителей грузинской и абхазской сторон, возможно, смогут войти специалисты России и Армении – стран, также заинтересованных в реализации проекта. «Но не стоит говорить о том, что это в интересах Армении или кого-либо. Железная дорога Абхазии является неотъемлемой частью грузинской железной дороги. Ее восстановление может стать неким мостом для начала процесса реинтеграции Абхазии», – заявил Хухашвили. По его словам, вопросы безопасности, таможенной границы являются предметом переговоров, и для их решения должна быть создана рабочая группа. Будет ли осуществлен проект, зависит от адекватности сторон. Две таможни недопустимы.

Главным препятствием для осуществления означенного проекта премьер-министр Иванишвили назвал признание Россией двух независимых государств на территории Южного Кавказа. «Между Грузией и Арменией нет проблем, но у нас остаются большие проблемы с Россией. Самый больной вопрос – территориальная целостность Грузии, и, наверное, он не будет быстро разрешен», – сказал Иванишвили и выразил надежду на восстановление отношений с Россией как можно скорее.

Лидер партии «Европейские демократы» Паата Давитая не исключает, что в целях осуществления проекта железной дороги Армения – Грузия – Россия через Абхазию новые власти Грузии могут признать административную границу Абхазии государственной границей. Как отметил Давитая, Абхазия противится прокладыванию данной железной дороги по трем причинам. Одной из них и самой главной является непризнание Грузией ее границы. «То есть она требует, чтобы Грузия ставила таможенные печати на административной границе, находящейся возле Ингури, что само по себе означает признание абхазских границ», – считает политик. Второй причиной возражения Абхазии является то, что она опасается оказаться вне игры. То есть железную дорогу на ее территории полностью будет контролировать Россия, именно у нее, а не у Сухуми, будет прямая связь с Арменией. Третья причина заключается в том, что абхазские власти просто боятся восстанавливать сообщение с Грузией – «как бы чего не вышло», – отметил Давитая.

Впрочем, для Тбилиси важно было получить из Сухуми отклик, что уже можно считать положительным фактом, открывающим возможность работать в данном направлении. Если верить грузинским официальным лицам, позитивные сигналы с абхазской стороны поступают из разных источников. «Но пока механизм проекта не задействован, и главная задача сейчас – войти в процесс. Все детали должны быть взвешены. Вопрос безопасности будет учтен. Интересы всех соседних государств будут учтены. Этот масштабный проект подразумевает обширный комплекс действий», – заявляет госминистр по делам реинтеграции Паата Закареишвили.

Какие же политические и экономические дивиденды получит Грузия, если проект удастся реализовать? Начнется реинтеграция Абхазии? Скептики, коих большинство, убеждены, что Москва вряд ли допустит подобное. Максимум, на что она может пойти в обмен на открытие дороги, – это сближение экономических интересов Грузии, России и отчасти Абхазии, относительное облегчение контактов населения, проживающего по обе стороны разделительной черты. Но возвращению беженцев в Абхазию дорога не поможет, хотя такое мнение и бытует во властных коридорах Грузии.

Положительным моментом в открытии дороги могут стать дополнительные поступления от транзита в грузинский бюджет. Но это при условии, если поток грузов не оттянет на себя железнодорожная магистраль Баку – Тбилиси – Карс и если абхазский участок удастся уберечь от диверсий.

Грузинская столица напоминает сейчас дискуссионный клуб. Все задаются вопросом: тащит или не тащит Иванишвили Грузию к России, прочь от НАТО и Европы? На днях подал в отставку замминистра иностранных дел Николай Вашакидзе.

Одной из причин, побудивших его к такому шагу, он назвал идею восстановления железнодорожного участка Тбилиси – Сухуми, которую считает опасной для процесса движения Грузии в сторону Запада. По мнению эксперта Торнике Шарашениддзе, индикатором внешней политики властей Грузии будет отношение к железнодорожному сообщению через Абхазию. Оно покажет, изменился ли внешнеполитический курс Грузии. В этой связи показателен и тот факт, что вслед за отставкой Вашакидзе был освобожден с поста вице-премьера Ираклий Аласания, который олицетворял прозападные силы в руководстве страны.


В мире Волкер заявил, что не заставлял Украину вести расследование против Байдена Волкер заявил, что не заставлял Украину вести расследование против Байдена

Бывший спецпредставитель США по Украине Курт Волкер заявил на слушаниях по импичменту против Дональда Трампа, что не требовал от украинских властей расследовать деятельность Джо Байдена.

Экономика В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт В России хотят установить единую комиссию за переводы с карт

Банк России планирует вернуться к обсуждению размера комиссии за межбанковские переводы, пишет РБК со ссылкой на директора департамента стратегии развития финансового рынка ЦБ Владимира Таможникова.


Общество Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров Лес рубят – щепки летят или Дубки в руках рейдеров

Как, известно право собственности в нашей стране имеет чисто декларативный характер и путем разного рода действий из богатого арсенала рейдеров можно отобрать все что угодно у кого угодно. В Московской области самым лакомым активом является земля, из-за которой, порой случаются самые настоящие войны. Одна из таких баталий прямо сейчас разворачивается вокруг СНТ "Дубки Плюс".

Культура Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень" Александр Калягин приехал поддержать "Крымскую театральную осень"

Председатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин, несмотря на колоссальную занятость, прилетел в Крым, чтобы своими глазами увидеть, как проходит первый фестиваль национальных театров в трех городах Крыма: Симферополе, Ялте, Керчи и поддержать инициаторов этого форума фестивальный центр "Балтийский дом" во главе с генеральным директором Сергеем Шубом.

Спорт Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории Колобков рассказал об итогах проверки московской антидопинговой лаборатории

Эксперты, которые изучали ситуацию вокруг московской антидопинговой лаборатории, не нашли подтверждений тому, что результаты тестов удаляли. Об этом сообщил министр спорта России Павел Колобков.