30 января 2013, 12:13, Владимир САРИШВИЛИ ТБИЛИСИ

Из Сухуми в Тбилиси по шпалам

Заявление, озвученное премьер-министром Бидзиной Иванишвили, о необходимости восстановления абхазского участка железной дороги, связывающей Южный Кавказ с Россией, вызвало острую и противоречивую реакцию в Грузии и повышенный интерес за ее преде

Из Сухуми в Тбилиси по шпалам

Первую реакцию Сухуми можно было предвидеть: абхазские власти заявили, что эта идея не вписывается в систему национальных интересов республики. В переводе с дипломатического это означает категорический отказ. Но прошло немного времени, и уже после армянского турне Иванишвили тональность заявлений из Сухуми заметно смягчилась. Хотя президент Абхазии Александр Анкваб и на данном этапе считает этот проект бесперспективным, но уточняет, что «если поступят конкретные идеи, тогда сядем и будем обсуждать, а пока ничего нет, то и говорить не о чем».

Так ли уж безнадежно обстоит дело, если тот же Анкваб утверждает, что в восстановлении железнодорожного сообщения заинтересованы многие региональные игроки? Он также не возражает против того, чтобы эту проблему обсудили специалисты и «просчитали, что будет иметь в результате абхазская сторона, стоит ли игра свеч, какие цели и интересы преследуются участниками возможного процесса». Абхазская сторона исходит из неблагоприятных стартовых позиций проекта: за годы отсутствия транспортных и иных связей с Грузией железнодорожное полотно пришло в полный упадок. Фактически, после Очамчира в грузинском направлении, как сказал Анкваб, «вообще ничего нет, и нужны миллиардные вложения».

Но если Анкваб высказывает сомнения чисто экономического характера, то президент Грузии Михаил Саакашвили и его «Единое национальное движение», оказавшееся в парламентском меньшинстве, категорически против возобновления движения поездов прежде всего политически. «Восстановление абхазского участка входит в интересы только одной страны – России, которая решит сразу две задачи: произойдет экономическое ослабление Грузии и снизится значимость строящейся новой железной дороги Баку – Тбилиси – Карс. Эту дорогу Москва пытается уничтожить руками Иванишвили, поскольку она является конкурентом Транссибирской железной дороги, по которой идут грузы из Китая и Средней Азии в направлении Европы, заявил на брифинге действующий президент. К тому же, подчеркнул он, необходимо учитывать интересы дружественной Турции, отношения с которой осложнились и приток турецких инвестиций в страну приостановлен. Анкара, как известно, является активной сторонницей интеграции Тбилиси в НАТО.

Высказываются в Грузии и другие мнения. Так, влиятельный политолог Рамаз Сакварелидзе заявил, что восстановление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию и дальше, в Армению, в первую очередь в интересах самой Грузии.

По его словам, тот, кто выступает против этого, действует против государственных интересов Грузии. «Если кто-то хочет, чтобы Абхазия была навечно оккупирована, а Россия – оккупантом, тогда эта политика правильная. Мирные пути решения конфликта – это восстановление экономики, сближение экономических интересов государственных и бизнес-кругов как России, так и Абхазии», – считает эксперт. Россия, по его словам, чтобы упростить контакты с Ираном и Арменией, будет требовательна к абхазской стороне по поводу восстановления железнодорожного сообщения.

Сама команда Иванишвили оценивает ситуацию с позиций прагматизма. В частности, эксперт «Грузинской мечты» по экономике Гия Хухашвили считает, что по вопросу восстановления дороги должна быть создана рабочая группа, в которую кроме представителей грузинской и абхазской сторон, возможно, смогут войти специалисты России и Армении – стран, также заинтересованных в реализации проекта. «Но не стоит говорить о том, что это в интересах Армении или кого-либо. Железная дорога Абхазии является неотъемлемой частью грузинской железной дороги. Ее восстановление может стать неким мостом для начала процесса реинтеграции Абхазии», – заявил Хухашвили. По его словам, вопросы безопасности, таможенной границы являются предметом переговоров, и для их решения должна быть создана рабочая группа. Будет ли осуществлен проект, зависит от адекватности сторон. Две таможни недопустимы.

Главным препятствием для осуществления означенного проекта премьер-министр Иванишвили назвал признание Россией двух независимых государств на территории Южного Кавказа. «Между Грузией и Арменией нет проблем, но у нас остаются большие проблемы с Россией. Самый больной вопрос – территориальная целостность Грузии, и, наверное, он не будет быстро разрешен», – сказал Иванишвили и выразил надежду на восстановление отношений с Россией как можно скорее.

Лидер партии «Европейские демократы» Паата Давитая не исключает, что в целях осуществления проекта железной дороги Армения – Грузия – Россия через Абхазию новые власти Грузии могут признать административную границу Абхазии государственной границей. Как отметил Давитая, Абхазия противится прокладыванию данной железной дороги по трем причинам. Одной из них и самой главной является непризнание Грузией ее границы. «То есть она требует, чтобы Грузия ставила таможенные печати на административной границе, находящейся возле Ингури, что само по себе означает признание абхазских границ», – считает политик. Второй причиной возражения Абхазии является то, что она опасается оказаться вне игры. То есть железную дорогу на ее территории полностью будет контролировать Россия, именно у нее, а не у Сухуми, будет прямая связь с Арменией. Третья причина заключается в том, что абхазские власти просто боятся восстанавливать сообщение с Грузией – «как бы чего не вышло», – отметил Давитая.

Впрочем, для Тбилиси важно было получить из Сухуми отклик, что уже можно считать положительным фактом, открывающим возможность работать в данном направлении. Если верить грузинским официальным лицам, позитивные сигналы с абхазской стороны поступают из разных источников. «Но пока механизм проекта не задействован, и главная задача сейчас – войти в процесс. Все детали должны быть взвешены. Вопрос безопасности будет учтен. Интересы всех соседних государств будут учтены. Этот масштабный проект подразумевает обширный комплекс действий», – заявляет госминистр по делам реинтеграции Паата Закареишвили.

Какие же политические и экономические дивиденды получит Грузия, если проект удастся реализовать? Начнется реинтеграция Абхазии? Скептики, коих большинство, убеждены, что Москва вряд ли допустит подобное. Максимум, на что она может пойти в обмен на открытие дороги, – это сближение экономических интересов Грузии, России и отчасти Абхазии, относительное облегчение контактов населения, проживающего по обе стороны разделительной черты. Но возвращению беженцев в Абхазию дорога не поможет, хотя такое мнение и бытует во властных коридорах Грузии.

Положительным моментом в открытии дороги могут стать дополнительные поступления от транзита в грузинский бюджет. Но это при условии, если поток грузов не оттянет на себя железнодорожная магистраль Баку – Тбилиси – Карс и если абхазский участок удастся уберечь от диверсий.

Грузинская столица напоминает сейчас дискуссионный клуб. Все задаются вопросом: тащит или не тащит Иванишвили Грузию к России, прочь от НАТО и Европы? На днях подал в отставку замминистра иностранных дел Николай Вашакидзе.

Одной из причин, побудивших его к такому шагу, он назвал идею восстановления железнодорожного участка Тбилиси – Сухуми, которую считает опасной для процесса движения Грузии в сторону Запада. По мнению эксперта Торнике Шарашениддзе, индикатором внешней политики властей Грузии будет отношение к железнодорожному сообщению через Абхазию. Оно покажет, изменился ли внешнеполитический курс Грузии. В этой связи показателен и тот факт, что вслед за отставкой Вашакидзе был освобожден с поста вице-премьера Ираклий Аласания, который олицетворял прозападные силы в руководстве страны.


Политика Посольство России обвинило США в обострении ситуации в Персидском заливе Посольство России обвинило США в обострении ситуации в Персидском заливе

Давление, оказываемое США и Великобританией на Иран путем создания коалиции по защите свободы мореплавания способствует лишь обострению ситуации в Персидском заливе. Вместо этого необходима инклюзивная система региональной безопасности, заявили в посольстве РФ в Великобритании.

В мире Глава МИД Польши предложил способ военного сдерживания России Глава МИД Польши предложил способ военного сдерживания России

Размещение американских войск в Польше будет сильнее "сдерживать Россию", чем если их отправить в Западную Европу, заявил глава МИД Польши Яцек Чапутович. Его слова цитирует телекомпания Polsat.

Экономика Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов

В июне Россия вложила в американские облигации 10,8 миллиарда долларов, продолжая тенденцию сокращения, следует из данных Министерства финансов США.


Общество Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Минтруд предложения по переходу на четырехдневную рабочую неделю, сообщается в заявлении департамента общественных связей аппарата ФНПР.

Культура Книга – источник вдохновения для режиссеров и актеров.
Книга – источник вдохновения для режиссеров и актеров.

С 30 августа по 1 сентября в Иркутске будет проходить международный книжный фестиваль "Контуры нового мира" при поддержке Фонда поддержки социальных инноваций.