30 января 2013, 14:07, Геннадий ДЕМИН

Сестры Кутеповы сыграли шлюх

На афише одного из лучших театров страны, Мастерской Петра Фоменко, появилось название, мягко говоря, непривычное – «Моряки и шлюхи». Пожалуй, и не слишком удачное, особенно рядом с такими, как «Семейное счастье» и «Театральный роман», «Дар» или

Сестры Кутеповы сыграли шлюх

Премьера (первая после ухода Мастера) воспринимается как разведка: в сторону чистой пластики – артисты еще не отправлялись, но и со знаком неравновесия: ясно, что с потерей создателя театра героическая страница перевернута; и на смену должно явиться что-то иное. Но что именно? Пока театр живет под сенью основателя (его призрачное изображение спроецировано на колонну в фойе) и при нем обретенной славы. Традиции надо сохранить, но и развивать тоже надо. А как?

Ситуация осложняется еще и тем, что в расцвете сил те, кто вместе с Мастером зарабатывал славу театра (за печальным вычетом роскошного Юрия Степанова), но наступают и новые поколения, теми же опытными артистами выпестованные. Поэтому один из острых вопросов – как развивается труппа, как сладятся поколения. В постановках, где их представители работают вместе, порой что-то получается, а где-то разность более заметна. В новой премьере контраст ощутим, несмотря на специфичность пластичной области, Полина и Ксения Кутеповы и Мадлен Джабраилова успешно состязаются с недавно пришедшими артистами. Для сестер выстроен даже особый фрагмент.

Благодаря, прежде всего, им, женская часть «фоменок» на Новой сцене и впрямь прекрасна. Впрочем, о мужской половине автору этих заметок судить труднее. К тому же актеры не балетные, а драматические, и мелкие недостатки (увы, в том числе и чисто физические) бросаются в глаза.

Беда в том, что хореограф Олег Глушков представил себя еще и сценаристом – сочинил структуру представления из отдельных отрывков. Картинка стала ведущей (как и ожидаешь от хореографа). Порой она изысканна, временами грешит дурновкусием. Стержнем становится не рассказ о мужском и женском началах, а оригинальность ракурса. Действие рассредоточено по всему планшету, а вот параллельно рампе опускается невысокая занавеска. Поверх нее видны лишь головы – своеобразный парад, вроде как их крупный план. Но вот занавеска приподнимается – теперь видны лишь ноги, провоцируя фантазию зрителей. А когда видны только мужские ноги – скорее голые, чем обнаженные – одна из каждой пары исчезает, танец продолжается лишь с помощью оставшейся конечности. Разумеется, это шутка, длись она несколько мгновений, так бы и воспринималась, но эпизод затягивается, рождая ощущение неловкости.

Олег Глушков, за которым числятся участие в драматических спектаклях Москвы и собственные постановки, человек увлеченный, но и увлекающийся. У него пластика в драматическом спектакле нередко превращается в самоцель, и смотрится гипертрофированным мускулом, уродующим тело (из-за подобного перехлеста дисгармоничны «Пять вечеров» у тех же «фоменок»). Хотелось верить, что постановщик учтет свои ошибки, обуздает безудержный полет собственного темперамента, но этого не произошло.

Отсюда главный минус представления – взаимозаменяемость большинства участников, когда отличить одну исполнительницу от другой можно только по купальнику, а мужчин – все больше по наколкам. Индивидуальность, личностное воздействие – оттенки буйных красок в щедрости общей палитры, столь определяющие для «фоменок», увы, в «Моряках и шлюхах» заметно нивелируются.


Политика В Кремле рассказали, чего ждут от нового президента Украины В Кремле рассказали, чего ждут от нового президента Украины

Кремль надеется, что новый президент Украины не будет принадлежать к "партии войны", заявил пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков.


Культура 25 лет "Золотой маски" не прошли даром. 25 лет "Золотой маски" не прошли даром.

За это время она окрепла, обросла верными спонсорами и друзьями, выработала свой код близкий к новому европейскому театру, потеснила стареющих режиссеров, исповедующих психологический театр, избавилась от вредных критиков, встающих на пути всероссийской национальной премии, поскольку ее авторитет стал непререкаемым.

Спорт Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил Овечкин о драке со Свечниковым: он вызвал меня на поединок, я ответил

Напомним, что нападающий "Вашингтон Кэпиталз" Александр Овечкин на одиннадцатой минуте матча с "Каролиной Хэррикейнз" подрался с игроком этой команды, Андреем Свечниковым.