30 января 2013, 14:07, Геннадий ДЕМИН

Сестры Кутеповы сыграли шлюх

На афише одного из лучших театров страны, Мастерской Петра Фоменко, появилось название, мягко говоря, непривычное – «Моряки и шлюхи». Пожалуй, и не слишком удачное, особенно рядом с такими, как «Семейное счастье» и «Театральный роман», «Дар» или

Сестры Кутеповы сыграли шлюх

Премьера (первая после ухода Мастера) воспринимается как разведка: в сторону чистой пластики – артисты еще не отправлялись, но и со знаком неравновесия: ясно, что с потерей создателя театра героическая страница перевернута; и на смену должно явиться что-то иное. Но что именно? Пока театр живет под сенью основателя (его призрачное изображение спроецировано на колонну в фойе) и при нем обретенной славы. Традиции надо сохранить, но и развивать тоже надо. А как?

Ситуация осложняется еще и тем, что в расцвете сил те, кто вместе с Мастером зарабатывал славу театра (за печальным вычетом роскошного Юрия Степанова), но наступают и новые поколения, теми же опытными артистами выпестованные. Поэтому один из острых вопросов – как развивается труппа, как сладятся поколения. В постановках, где их представители работают вместе, порой что-то получается, а где-то разность более заметна. В новой премьере контраст ощутим, несмотря на специфичность пластичной области, Полина и Ксения Кутеповы и Мадлен Джабраилова успешно состязаются с недавно пришедшими артистами. Для сестер выстроен даже особый фрагмент.

Благодаря, прежде всего, им, женская часть «фоменок» на Новой сцене и впрямь прекрасна. Впрочем, о мужской половине автору этих заметок судить труднее. К тому же актеры не балетные, а драматические, и мелкие недостатки (увы, в том числе и чисто физические) бросаются в глаза.

Беда в том, что хореограф Олег Глушков представил себя еще и сценаристом – сочинил структуру представления из отдельных отрывков. Картинка стала ведущей (как и ожидаешь от хореографа). Порой она изысканна, временами грешит дурновкусием. Стержнем становится не рассказ о мужском и женском началах, а оригинальность ракурса. Действие рассредоточено по всему планшету, а вот параллельно рампе опускается невысокая занавеска. Поверх нее видны лишь головы – своеобразный парад, вроде как их крупный план. Но вот занавеска приподнимается – теперь видны лишь ноги, провоцируя фантазию зрителей. А когда видны только мужские ноги – скорее голые, чем обнаженные – одна из каждой пары исчезает, танец продолжается лишь с помощью оставшейся конечности. Разумеется, это шутка, длись она несколько мгновений, так бы и воспринималась, но эпизод затягивается, рождая ощущение неловкости.

Олег Глушков, за которым числятся участие в драматических спектаклях Москвы и собственные постановки, человек увлеченный, но и увлекающийся. У него пластика в драматическом спектакле нередко превращается в самоцель, и смотрится гипертрофированным мускулом, уродующим тело (из-за подобного перехлеста дисгармоничны «Пять вечеров» у тех же «фоменок»). Хотелось верить, что постановщик учтет свои ошибки, обуздает безудержный полет собственного темперамента, но этого не произошло.

Отсюда главный минус представления – взаимозаменяемость большинства участников, когда отличить одну исполнительницу от другой можно только по купальнику, а мужчин – все больше по наколкам. Индивидуальность, личностное воздействие – оттенки буйных красок в щедрости общей палитры, столь определяющие для «фоменок», увы, в «Моряках и шлюхах» заметно нивелируются.


В мире США на учениях сымитировали ядерный удар по России США на учениях сымитировали ядерный удар по России

США провели "небольшие" учения на случай российского ядерного удара по Европе и ответной атаки со стороны Соединенных Штатов, сообщил представитель Пентагона.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура На НТВ раскроют секретные планы ЮАР На НТВ раскроют секретные планы ЮАР

24 февраля в 23.20 на НТВ состоится премьера документального проекта Алексея Поборцева "Секретная Африка. Бомба в Калахари" из цикла "НТВ-видение".

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.