20 февраля 2013, 11:03, Антонина КРЮКОВА

Потоп в московской подземке

На российские экраны вышел фильм «Метро», поставленный режиссером Антоном Мегердичевым по одноименному роману Дмитрия Сафонова. Участники картины не без гордости подчеркивают, что это первый отечественный фильм-катастрофа, снятый за

Потоп в московской подземке

Но можно также вспомнить неприметный «713-й просит посадку», появившийся в начале 60-х, какие-нибудь совсем забытые две-три картины про горящие поезда и обрушившиеся самолеты. Это американцы могут предъявить и «Аэропорт», и «Титаник», и «Армагеддон», и еще не один десяток лент, посвященных неравной схватке человека с техногенными или стихийными бедствиями. Правда, снимать такие фильмы у нас почему-то никто не осмеливается, а посему этот жанр не освоен, и быть его пионерами в российском кинематографе, да еще с приличным, внятным результатом, дело похвальное. Так что будем считать, что лед тронулся. Остается надеяться, что у «Метро» появятся свои почитатели, если, конечно, залы кинотеатров на сеансах не будут пустыми.

Основное действие картины разворачивается в затопленном тоннеле метро, куда хлынула вода через образовавшуюся трещину и куда устремляются пассажиры остановившегося между двумя станциями поезда, терпящего бедствие. Первые, почти идиллические кадры, как и положено в фильме-катастрофе, не предвещают никакой чрезвычайной ситуации. Героиня Светланы Ходченковой, проснувшись поутру в постели с любовником (Анатолий Белый), собирается отправиться на работу в офис. В это время ее муж отправляется проводить их дочку Ксюшу в школу. В роли мужа снялся Сергей Пускепалис, сыгравший врача городской больницы – на этот раз скромного, но очень знающего хирурга и обманутого супруга, который молча страдает и на вопросы дочки о нахождении ее матери не находит ответа. А дальше вместе со своим чадом несчастный муж окажется в злополучном поезде метро, куда, оставив автомобиль, переместится и его соперник. Там они и встретятся лицом к лицу, с трудом преодолевая взаимную неприязнь.

Надо сказать, что авторам удалось подробно и убедительно показать процесс нарастания стихии, когда с угрожающей скоростью сначала не представляющие угрозу струйки воды, поднимающейся все выше и выше, превратятся в гигантский бешеный поток, поглотивший все пространство тоннеля и сметающий все на своем пути. Это производит сильное впечатление, так же как и застигнутые врасплох пассажиры, по-разному проявляющие себя в экстремальной ситуации. Хирург сразу же бросается на помощь людям, упавшим от резкого торможения вагона, и, преодолев злость и обиду, в том числе и к любовнику жены, хотя главное для него – найти дочь, чудом уцелевшую под скамейкой. Впрочем, любовник, который не вызывает никаких подозрений, ведет себя в этой ситуации точно так же, как любой достойный человек. Но не обошлось и без мародеров – как же без них! – пытающихся, то снять дорогие часы с безжизненной руки, то умыкнуть сумку. Вероятно, боясь наскучить затянувшейся сценой с разбросанными по вагону стонущими людьми, режиссер решил слегка разбавить гнетущую атмосферу, когда одна из очнувшихся пассажирок, обнаружив свою книгу, начинает ее читать, как ни в чем не бывало, будто ничего не замечая вокруг. Но выглядело это нелепо и даже как-то глуповато, а вовсе не смешно.

То, что происходило под землей, где попавшие в беду пассажиры изо всех сил пытались выбраться из затопленного тоннеля, чередовалось с заседаниями чиновников, испугавшимися, что если не остановить потоп, то полгорода может рухнуть, а также с переживаниями жены хирурга, догадавшейся, что муж и дочь попали в беду. Авторы фильма всячески стараются держать зрителя в напряжении. Испытывая его нервы не только несущейся по тоннелю обезумевшей толпой, трупами погибших пассажиров, но и тем, что попавшие через проем в стене в бункер наши герои: муж с дочкой и любовник жены, пара молодых людей и примкнувшая к ним алкоголичка, – постоянно роняют в воду мобильные телефоны, по которым могли бы дозвониться и сказать о своем местонахождении. Правда, в конце концов, это получилось, и все шестеро спасаются, но логический финал напрашивался гораздо раньше, что существенно укоротило бы фильм и придало бы событиям большей драматичности.

Понятно, что в «Метро» техногенная катастрофа является, с одной стороны, испытанием человеческих характеров, а с другой – фоном с встроенной человеческой драмой. Истинная сущность героя Анатолия Белого к развязке проявляется в полной мере, как человека эгоистичного, жестокого, высокомерного и трусливого. «Это не моя жизнь, я случайно здесь оказался из-за твоей мамы, – говорит он Ксюше. – А она того стоит». Переживания за родных изменили и героиню Ходченковой, решившей вернуться к мужу. Ведь нередко человек понимает, что любит, только когда теряет.

По словам продюсера «Метро» Игоря Толстунова, стоимость проекта составила девять миллионов долларов, и это для нашего кинематографа достаточно внушительная сумма, хотя в Голливуде такой проект обошелся бы в два-три раза дороже.

Семь миллионов долларов дали частные инвесторы, остальные деньги дало государство. Антон Мегердичев рассказал, что сначала хотели снимать в минском метро, но там на той станции, где должны были состояться съемки, как раз произошел взрыв, и проект оказался на грани срыва. Выход был найден благодаря самарскому метрополитену.

Режиссер признался, что хотел этим фильмом привлечь внимание к проблемам его родного города Москвы, в котором из-за пробок и катаклизмов жить становится все тяжелее и тяжелее. С Московским же метрополитеном у съемочной группы были особые отношения: после ухода Дмитрия Гаева с поста руководителя подземки обещанной поддержки новая администрация не оказала, позволив лишь выкупить часть списанных вагонов. «Метрополитен не давал разрешения на съемки на конкретных станциях, поэтому действие происходит на трех станциях – реальной «Парк культуры» и двух вымышленных – «Садовой» и «Бородинской», – пояснил Мегердичев. Фильм «Метро» уже купил Первый канал, где в недалеком будущем его и покажут.


Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски" Театр Романа Виктюка предлагает коллегам присоединиться к акции "Когда мы снимем маски"

Форс мажор "Роман-на – дому" был запущен с момента начала карантина в столице. Предложенный театром флешмоб "Когда мы снимем маски", это своего рода вполне реальный проект, заточенный на благодарности всем медицинским работникам, сражающимся со смертельным вирусом KOVID – 19 и спасающим жизни тысяч людей.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.