24 апреля 2013, 12:52, Любовь ЛЕБЕДИНА

Чужой в птичьей стае

Зрелищность по-прежнему играет большую роль в спектаклях Марка Захарова. При этом ему обязательно нужна какая-то «фишка», которая бы завораживала, интриговала зрителей, заставляла их напрягаться, думать.

Чужой в птичьей стае

Некоторым может показаться, что таким магическим «трендом» стало приглашение в Ленком популярного киноактера Александра Балуева на роль доктора Дымова. Как бы там ни было, но значительная часть публики «купилась» на «зоологическом» интересе. Любопытнее другое – возвращение Захарова на тернистый путь театра социального с его блистательными репризами типа: «Усталый мозг поддается иллюзиям», «Я хочу обливаться слезами по поводу будущего России» или «У нас ничего не получится, пока мы не научимся ценить чужую жизнь, как свою».

Не желая почивать на лаврах, Захаров в очередной раз идет против течения, так как ему нужно разобраться в больном на голову обществе, в самом себе, в мировоззрении новых хозяев жизни. Сон разума его не устраивает. Слава Богу, он не из тех режиссеров, у которых технические «украшательства» все решают за артистов, и «бедолагам» отводится роль обслуживающего персонала перформансов. Хотя попервоначалу я вздрогнула, увидев на сцене странную конструкцию из балок, похожую на геометрические рисунки Родченко. Ни тебе привычного коллажа из различных предметов, ни стульев, одни пеньки (все, что осталось от цивилизации), куда присаживаются герои, напоминая птиц с подрезанными крыльями. Спектакль называется «Небесные странники» по рассказам Чехова «Попрыгунья», «Хористка», «Черный монах» и комедии Аристофана «Птицы».

Трудно представить более несовместимых авторов, чем Аристофан и Чехов, принадлежащих к разным эпохам и культурам, но, как известно, – древнегреческий театр стал прародителем европейского, в основу которого были положены мифы о богах и царях, влияющих на судьбы смертных. Понятие «судьбы» – «что кому на роду написано», конечно же, присутствует в рассказах Чехова, особенно в мистическом «Черном монахе», являющемся к гениям с поврежденным умом. Но при чем здесь «Птицы» Аристофана, посылаемые небесным царем Удодом на землю, чтобы запутать людей, посеять среди них смуту? А вот это как раз и заинтересовало Захарова в смутные времена, когда талант затаптывается, и верх берет кучка дилетантов, провозглашающих себя умниками, знающими, что нужно народу. Мифические птицы на глазах зрителей превращаются в функционеров, отлично натренированных «стервятников», выступающих единым фронтом, и горе тому, кто на веру не примет заболтанной в высоких кругах национальной идеи. Именно в эти сети попадает жаждущая славы Ольга Ивановна в исполнении Александры Захаровой. «Белые воротнички» окружают ее плотным кольцом, поднимают на руки, восторгаются, аплодируют, и вот она уже чувствует себя избранницей в кругу продажной богемы, а Дымов всего лишь муж, всего лишь врач, которому недоступны высокие помыслы. Попрыгунья, словно глупая стрекоза, летит на свет праздничных софитов и сгорает. А Дымов…

Тут особый разговор. Если над всеми персонажами, включая Ольгу Ивановну и ее любовника, модного художника Рябовского (Виктор Раков), режиссер насмехается, подчеркивая мелочность и суетность «народников», какими бы лозунгами они не прикрывались, то Дымов стоит в стороне от этой пляшущей камарильи. Балуев не играет героя без страха и упрека, ему, как любому нормальному человеку, стыдно за тот цирк, в который пытается втянуть его жена. Но и ее он не осуждает, просто тихо уговаривает не трогать, оставить в покое, ибо есть вещи поважнее войны амбиций, это совесть, главный судья всех дел человеческих. Дымов Балуева существует в том самом мире, куда хаос не проникает, ибо защищен верой и долгом. Долгом спасителя как от смертельных недугов, так и от призраков, обещающих вечную славу. Вот почему, когда к нему приходит Черный монах и предлагает возвыситься до ранга гения, Дымов отказывается, потому что не нуждается в подачках, а спасти человека от смерти он может и сам, ценой собственной жизни. Такой роли в кино у Балуева еще не было, благодаря театру он открылся новой гранью своего природного дарования, и это очень важно, в первую очередь для его будущего.

Таким образом, притча о свободном человеке как бы делится на две части. С одной стороны, эта интеллигенция, которая под знаменем свободного выбора делит выгодные места и изображает из себя «Буревестников», а с другой – придавленная совесть нации уповает на ветер перемен и хозяев родной земли. Во второй части спектакля, по сути исповедального характера, в отличие от первой, где правит гиньоль и пластические дивертисменты Сергея Грицайя, есть весьма душещипательный момент: встреча двух старых друзей Дымова и помещика Песоцкого (читайте фермера), в обаятельном исполнении Сергея Степанченко. Так вот этот большой и сильный человек горюет об одном, что его дело некому передать, поэтому деревья пустят под топор и вместо пшеничных полей будет только ветер гулять на бескрайних просторах. Антон Павлович Чехов мечтал, что через сто лет наша земля превратится в сплошной цветущий сад. Не получилось, не превратилась, только оголилась. Он также настаивал, что в человеке все должно быть прекрасно: и мысли, и поступки, и одежда. С одеждой более-менее достигли какого-то прогресса, а вот мысли и поступки все больше напоминают поведение мутантов, когда с птичьими мозгами жить легче и приятнее. Выходит, победили «Птицы» Аристофана, а, может быть, все-таки пожертвовавший собой ради другого Дымов, потому что умереть, это всего лишь выйти из времени, но не исчезнуть навсегда, превратившись в «Небесных странников».


Политика В Польше призвали ввести санкции против России из-за событий в Белоруссии В Польше призвали ввести санкции против России из-за событий в Белоруссии

Санкции за события в Белоруссии, где несколько дней после президентских выборов продолжались протесты, надо ввести против России, считает депутат Европейского парламента от Польши Яцек Сариуш-Вольский.

Экономика Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до 11 468 рублей Минтруд предложил увеличить прожиточный минимум до 11 468 рублей

Прожиточный минимум в России во втором квартале 2020 года предлагается установить на уровне 11 468 рублей, следует из документа Минтруда, опубликованного на портале проектов нормативных правовых актов.


Культура Валерий Фокин возвращается в кино Валерий Фокин возвращается в кино

После почти двадцатилетней паузы в кинематографе, режиссёр Валерий Фокин приступил к съёмкам фантастической драмы-триллера "Петрополис" по мотивам повести своего сына – Кирилла Фокина – "Огонь", изданной в 2016 году.