6 мая 2013, 09:14

Различия в стратегии развития индустрии ставок на спорт у нас и на западе 2,176

Букмекерский бизнес особенен во всем. Мировые экономические взлеты и падения на него почти не влияют. Скорее – наоборот, во времена набивших оскомину кризисов гейминг продолжает двигаться теми же темпами, и даже, можно сказать пр

Причин несколько: первая – разница между традиционными восприятиями о том, как нужно вести бизнес. В Европе, принимая в расчет технический прогресс, всячески подгоняли игорную индустрию в жесткие рамки бизнес-модели остальных сфер услуг. В появлении и развитии интернета на Западе увидели прекрасную возможность перевести туда максимально большую долю бизнеса. Избавиться от пунктов приема ставок (с их вечно растущими расходами на аренду и обслуживание) и минимизировать наличный оборот, получив электронные инструменты контроля над бизнесом – что может быть лучше для измученных налоговым бременем западных бизнесменов?

В России же, как и во всех других отраслях, гейминг родился и развивался бурно, спонтанно и стремительно. Пункты приема ставок появлялись на каждом перекрестке, их количество росло вместе с доходами, и до поры до времени всех все устраивало. Шла активная (весьма честная, надо заметить) борьба за русского клиента, букмекеры росли профессионально, расширялась сфера предоставляемых услуг. О том, что бизнес естественным образом уходит в пространство интернета и о том, что ни одна законодательная база в России не дает гарантий долгосрочного «спокойствия», в начале века в России не думали. Спохватились довольно поздно – и, как и следовало ожидать, значительно отстали от Запада. После пресловутых законодательных изменений в 2008-м некоторые конторы, некогда успешные и имевшие твердую долю на российском рынке приема ставок на спорт, оказались в нокауте – одни стали спешно реструктуризироваться, другие вообще прекратили существование. Десятки тысяч клиентов стали метаться от одного букмекера к другому, пункты приема ставок в большинстве своем закрылись, а готовой интернет-замены еще не было. Начался такой же спонтанный дележ рынка и новая борьба – теперь уже за интернет-клиента. При этом те, которые выжили в законодательной «мясорубке», пытались еще и сохранить максимальное количество ППС – от этого «сладкого пирога» отказываться не хотелось.

Способы ведения борьбы за клиента на Западе и в России тоже сильно отличаются – и это вторая причина отчужденности. Наши конторы решили делать упор на низкую рентабельность, предлагая высокие коэффициенты. Что ж, для привлечения игрока, делающего ставки, это очень хороший козырь. Но ничего другого в добавок предложено не было: ни активной рекламы, ни повышения уровня работы служб поддержки клиентов. И особенно не наблюдалось развития программного продукта – именно на него сделали ставку западные конторы, прекрасно понимая, что их, западный клиент, гораздо внимательнее смотрит на оформление «витрины», чем на ее содержимое.

Говоря о сегодняшнем дне, наблюдается сильный отрыв западных контор от российских в двух аспектах: в этих самых программных продуктах и служб работы с клиентами. Тут главным образом дает о себе знать причина в разнице менталитета.

С одной стороны, на востоке и на западе по-разному относятся к клиентам. Закон «клиент всегда прав», который можно считать первоочередным в капиталистическом обществе, в постсоветском пространстве еще до конца не прижился. В современном игорном бизнесе это правило верно вдвойне: чуть что человеку не понравится – и он уйдет к конкуренту, нажав лишь несколько клавиш. К сожалению, российские конторы продолжают относиться к игрокам как к назойливым мухам – стоит только пообщаться с несколькими службами поддержки, чтобы расхотелось с ними иметь дело в последствии. Европейцы же холят и лелеют каждого клиента, кому в голову пришло выйти на прямую связь с конторой. И поэтому от выданного европейской фирмой пятидолларового бонуса игрокам порой гораздо приятнее, чем от 50 долларов, брошенных российской конторой как кость собаке.

Есть еще и разница в подходе к такому важному вопросу, как подбор персонала. В России практически никто не учился букмекерскому ремеслу: сажали «толковых» парней за компьютер, показывали какие кнопки нажимать – и вперед, с голой надеждой на «толковость». На западе тоже туговато с букмекерским образованием – но там решили, что доверять человеческому фактору нужно как можно меньше. Больше автоматики – меньше человеческого порыва и интеллекта. В обоих подходах есть свои очевидные плюсы и столь же очевидные минусы, но именно тут кроется, на мой взгляд, главная причина «железного занавеса» в букмекерском бизнесе: программные продукты.

Некоторые российские конторы до сих пор не обновили интерфейсы своих веб-сайтов, написанные еще в 90-е. Неожиданное исчезновение коэффициентов с монитора, непонятные фразы типа «ставок нет» или «ваша ставка не может быть принята», другие программные недочеты и недоработки делают российские конторы похожими на неопрятную лавку, которой все равно, продастся товар или нет. А то, что этот товар в чем-то лучше западных образцов (чего стоят хотя бы коэффициенты с отъемом всего в 2,5% в некоторых наших БК), уже не играет той роли, что могло бы – клиенту лучше ставить по 1,85, но спокойно и гарантированно знать, что ставка будет принята, чем по 1,90 – но «через раз».

Все вышесказанное и привело к тому, что российский и европейский игорные рынки имеют так мало общего и практически никак не пересекутся в рамках интересов одной компании. Мне не раз доводилось присутствовать в переговорах о потенциальных слияниях или партнерских сделках. Заканчивалось все либо ничем, либо поставкой западной конторой в Россию части какого-то программного продукта. Европейцы не хотят лезть туда, где клиенту могут не дать адекватного ответа или, того хуже, нахамить. В защите инвестиций они тоже не получают никаких гарантий (непрозрачность русского игорного бизнеса к этому никак не располагает). Россияне же не понимают – или не хотят понимать – каким образом новые программные продукты и обыкновенный корректный стиль работы с клиентами могут увеличить прибыли.

Однако не надо думать по Киплингу – «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и с мест они не сойдут». Процессы глобализации продолжаются – и у российских контор есть шанс при должном подходе открыть новые горизонты. Для крупных БК это может выразиться в привлечении толп западных клиентов, а для мелких и средних – в возможности привлечения солидных иностранных инвестиций.

Олег Зарин Директор компании Betting Trainings

Источник: http://bookmakersrating.ru Темы: Букмекерский бизнес

Политика Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе Путин, Трамп и Макрон выпустили заявление по ситуации в Карабахе

Президенты России, США и Франции Владимир Путин, Дональд Трамп и Эммануэль Макрон согласовали заявление по ситуации в Нагорном Карабахе, оно опубликовано на сайте Кремля.


Общество Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы Исследование выявило массовый отток жителей из Москвы

Москва впервые за долгое время столкнулась с активным оттоком населения, сообщает радиостанция "Говорит Москва" со ссылкой на результаты исследования, проведенного членом комитета по регенерации городских пространств Urban Land Institute Денисом Соколовым.

Культура Политические соперники на исторической арене "Ялта-45" Политические соперники на исторической арене "Ялта-45"

Перед режиссером Андреем Житинкиным и центральными исполнителями: Василием Бочкаревым, Владимиром Носиком и Валерием Афанасьем стояла сложнейшая задача: без портретного сходства с Рузвельтом, Сталиным, Черчиллем достигнуть такой достоверности в проживании эпохального момента "Ялта-45" стран победительниц в войне с фашизмом, чтобы зрители поверили в подлинность исторического события, описанного шведским драматургом Лукасом СВЕНССОНОМ и реализованного в режиссерском видении Житинкина.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.