8 мая 2013, 09:15, Любовь ЛЕБЕДИНА

Держи шпагу наготове

Появление в репертуаре академического Молодежного театра (РАМТ) «Трех мушкетеров» Александра Дюма вполне закономерно, несмотря на множество экранизаций этого романа, включая российский фильм с Михаилом Боярским.   

Держи шпагу наготове

Большая часть этих картин заполнена скачками на лошадях, драками, политическими интригами, в которые замешаны мушкетеры и услугами которых пользуется правящая элита. В Молодежном театре прекрасно понимали, что «переплюнуть» видеоряд захватывающих исторических блокбастеров невозможно, но… Как известно, главным оружием королевских мушкетеров были шпаги. На их острие попадались трусы, враги, предатели, защищалась честь любимых дам, демонстрировались чудеса ловкости и бесстрашия. Ну а что может быть еще привлекательнее для тинейджеров, (основной публики Молодежного театра), чем верная дружба, отвага и взаимовыручка «один за всех и все за одного» – девиз, забытый в последнее время.

У Дюма все «по чесноку», как теперь говорит молодежь, хотя главных героев тоже окружает ложь, притворство, заговоры, и они это знают, но ценность их безумных поступков заключается в честном выборе сердца, подлость, шантаж, подкуп отметаются, они достойны только одного – презрения.

В основу сюжетной линии спектакля выбрана детективная история, связанная с подвесками королевы, подаренными в знак любви Бекингему. В случае разоблачения ее могут уличить не только в супружеской измене, но и государственной, из-за связи с первым министром короля Англии. В ограниченном пространстве коробки сцены, сами понимаете, невозможно изобразить все путешествия спасителей королевы – мушкетеров. Тут требовалась особая фантазия режиссера, «ход конем». Выход был найден в создании напряженной атмосферы быстро меняющихся событий, когда непонятно на чьей стороне окажется Фемида: безвольного Людовика ХIII (его прекрасно исполнил Александр Пахомов) или кардинала Ришелье. Здесь оружие становилось главным в утверждении своей силы, а верные сатрапы – выходцы из дворянских семей, взятые на военную службу, – щитом. Исходя из этого, режиссер Андрей Рыклин основную ставку делал на каскаде сценических боев. Можно сказать, восемьдесят процентов двухчасового действия состоит из пластических дивертисментов с обнаженной шпагой, на репетиции которых ушел год. При этом надо заметить – технического совершенства было недостаточно, поскольку исполнителям «Трех мушкетеров» приходилось убеждать зрителей, что они не просто отличные фехтовальщики, а настоящие герои со своими характерами и особым внутренним миром. И тут им предстоит еще немало потрудиться, чтобы достигнуть совершенства.

Пока они берут молодостью, энергией, задором, стремительностью движений, но как только возникают психологические сцены, дальше обмена текстами не продвигаются. Конечно, трудно переключаться с физических упражнений на игру характеров, но драматическое искусство требует «полной гибели всерьез». Гибкий, подвижный Атос Дмитрия Кривощапова отлично себя чувствует в компании верных друзей, но когда встречается со своей бывшей женой миледи Винтер и прошлые чувства графа де Ла Фера должны выплеснуться наружу, тут артист пасует. Горькое отчаянье обманутого мужа прорывается наружу только в яростном поединке на шпагах с красивой шпионкой кардинала. Обворожительная миледи в исполнении Марии Туровой фехтует не хуже мужчин, а злость придает ей дополнительную силу. Хитрость – тоже главное ее оружие, подвластное кардиналу Ришелье. Мягкий и даже лиричный по складу характера Александр Девятьяров, увы, пока не нашел сильных красок для одной из самых влиятельных фигур Франции.

Я не собираюсь анализировать работы всех исполнителей, ибо эмоциональное впечатление от пластического рисунка спектакля грандиозное. И все же, как не сказать о д Артаньяне, главном заводиле и покорителе женских сердец… Дмитрий Бурукин больше напомнил мне Ивана-царевича, а не гасконского дворянина, которому легче жар-птицу украсть, чем шаркать ножкой по паркету на королевских балах. Русская удаль так и прет из этого коренастого молодца, его наивность и распахнутость навстречу добру покоряет, настраивает на оптимистический лад. Значит, еще сохранились такие экземпляры, коим не чужды благородные порывы. Ура! Ура!

Несомненно, прогрессивное человечество движется вперед, все больше отдаляясь от дуэлей, когда за оскорбленное достоинство платили жизнью, но шпага по-прежнему остается символом чести. Не забывайте о ней! Ибо колесо истории (благодаря художнику Станиславу Бенедиктову оно висит, подобно тяжелой гири над рингом добра и зла) совершает свой круг во времени и пространстве, и мы опять и опять возвращается к «Трем мушкетерам».



Политика Дегтярев объявил о назначении нового зампреда хабаровского правительства Дегтярев объявил о назначении нового зампреда хабаровского правительства

Врио губернатора Хабаровского края Михаил Дегтярев сообщил, что Евгений Никонов из департамента здравоохранения Москвы займет в правительстве Хабаровского края должность зампреда по социальным вопросам.

Экономика В Совфеде ответили на предложение Минфина сократить расходы В Совфеде ответили на предложение Минфина сократить расходы

У Совета Федерации нет лишних средств, которые могли бы попасть под сокращение, заявил глава комитета верхней палаты парламента по регламенту Вячеслав Тимченко.


Культура В МХАТе имени Горького поют гимн России и строят грандиозные  планы В МХАТе имени Горького поют гимн России и строят грандиозные планы

Если отдельные театры, такие, например, как Вахтанговский примиряется к новой ситуации и не спешит встречаться со зрителем, запланировав открытие сезона на 1 октября замечательным спектаклем Римаса Туминаса "Царь Эдип", то и название премьеры пока держится в секрете.