15 мая 2013, 08:32, Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр», Сергей Тюрин,

Российский рынок телекоммуникаций: динамика роста

Развитие инфокоммуникационных технологий является одним из стратегических направлений модернизации экономики, а инвестиции в инфраструктуру связи способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе. Сегодня рос

Российский рынок телекоммуникаций: динамика роста

Процессы слияний и поглощений, реорганизации и реформы формируют новый облик отрасли и определяют ее дальнейшие перспективы развития. В 2009 году стартовала крупнейшая по масштабу и срокам проведения структурная реформа Ростелекома, национальной телекоммуникационной компании России. На первом этапе к Ростелекому были присоединены межрегиональные компании связи. Второй этап был ознаменован слиянием российской государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест» с ОАО «Ростелеком».

В 2010 году было принято решение об объединении еще двух операторов – «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» (Комстар-ОТС). Участники проекта отмечают, что в результате интеграции для компаний раскрываются большие перспективы развития бизнеса за счет объединения финансовых и маркетинговых возможностей. Основной задачей преобразований является, прежде всего, создание устойчивого и конкурентоспособного национального оператора, предоставляющего полный спектр услуг на рынке телекоммуникаций. В России существуют четыре основных игрока телекоммуникационного рынка: «большая тройка» мобильных операторов и национальная телекоммуникационная компания «Ростелеком».

В 2011 году ТАСС-Телеком, информационно-аналитический портал, посвященный телекоммуникациям и информационным технологиям, опубликовал рейтинг ста крупнейших телекоммуникационных компаний мира по объему выручки от реализации услуг и продуктов, составленный на основании корпоративной отчетности. Российские операторы расположились в нем следующим образом: ВымпелКом занял 20-е место, МТС – 37-е, Ростелеком – 39-е и МегаФон – 45-е. Возглавляют список телекоммуникационные компании Японии и США.

По мнению западных исследователей, в процессе развития российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: внутренняя структурная перестройка телекоммуникационных компаний и новые тенденции в телекоммуникационном бизнесе на международной арене. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что изучение и принятие опыта международных телекоммуникационных компаний позволит российским операторам связи сделать большой скачок через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных телекоммуникационных компаниях в 1970–1990 годах.

В целом специалисты утверждают, что, несмотря на отставание российского телекоммуникационного рынка от мирового Телекома, отрасль связи в России не только продолжит свое восстановление, но и, согласно концепции инновационного развития, выйдет на новый уровень технологий, менеджмента, финансов и маркетинга в области телекоммуникаций. В частности, согласно разработанной стратегии развития до 2015 года, ОАО «Ростелеком» ставит главной целью выведение компании в лидеры практически всех сегментов российского рынка услуг связи. Доход Ростелекома составляет 26% совокупного дохода от услуг связи в России среди операторов связи. В секторе фиксированной телефонной связи конкуренции Ростелекому не предвидится, компания сохранит за собой не менее 90% рынка. В свою очередь телекоммуникационный рынок России в 2012 году перенял тенденции роста предыдущих лет и продолжил свое развитие в ряде ключевых направлений.

Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет глобальные международные тренды: высокими темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к Интернету; растет предложение и потребление современных информационных и цифровых услуг; увеличивается спрос на качественный информационный, образовательный и развлекательный контент.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. Также впервые в ведомстве появилось специальное ИТ-направление, которое курирует отдельный заместитель министра. Сектор инфокоммуникаций в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля невелика, поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста.

Общий объем отечественного рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд рублей. В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше – 199,6 млрд рублей. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд рублей. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор – 4%.

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP-телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.

По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи составил около 178,8 млрд рублей. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 млрд рублей (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд рублей). Оставшиеся 13% (22,6 млрд рублей) приходятся на государственный сектор.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам специалистов, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год. Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику.

Интернет в России

Объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг, как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд рублей, в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд рублей.

Сейчас уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет в Москве и крупнейших городах сопоставим с уровнем крупнейших мировых столиц: к примеру, в 2010 году среди столиц Москва находилась на 9-й строчке рейтинга с проникновением 76%, отставая от Лос-Анджелеса на 11% и опережая Берлин на 14%. По итогам 2011 года в Москве услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались 80% домохозяйств, а рост подключений составил 11%.

В целом по стране по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн домохозяйств) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

Россия по уровню проникновения широкополосного доступа все еще значительно отстает от стран-лидеров – в странах Европы проникновение составляет в среднем 70%, а в США – 77%. При этом среди европейских стран Россия занимает третье место по числу пользователей, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9 млн подключений соответственно.

По итогам 2011 года лидером по числу абонентов широкополосного доступа среди стран мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений. Россия за прошедший год поднялась с 7-го на 6-е место, опередив Англию почти на миллион абонентов.

Примерно 70–80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие два-три года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6–9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Как заложено в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, должно значительно вырасти. Рост будет обеспечен, в частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других комплексных показателей, стирания проблемы «цифрового неравенства» Россия к 2015 году должна войти в число 20 стран – лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 года.


Источник: Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр», Сергей Тюрин, Темы: ТПП-Информ

В мире В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе В Раде призвали пойти на жертвы для решения конфликта в Донбассе

Украине следует пойти на жертвы, чтобы решить конфликт в Донбассе, заявил председатель комитета Верховной рады по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики, член партии "Слуга народа" Даниил Гетманцев в эфире телеканала NewsOne.

Экономика Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ Литва впервые купит крупную партию российского СПГ, пишут СМИ

Литва, стремившаяся снизить свою зависимость от энергопоставок из России, впервые закупит крупнотоннажную партию российского сжиженного газа (СПГ). Об этом пишет "Коммерсант" со ссылкой на источники.


Культура Человек на своём месте Человек на своём месте

"Важнейшее дело – найти точно профессию, когда ты занимаешься тем, для чего тебя на этот свет родили, – уверен режиссёр и актёр Владимир Меньшов, которому на днях исполнилось восемьдесят лет. – Главные этапы моей жизни – это картины. И главные этапы моего взросления и моего познания жизни – это тоже фильмы. Поэтому они у меня так редки".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.