15 мая 2013, 08:32, Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр», Сергей Тюрин,

Российский рынок телекоммуникаций: динамика роста

Развитие инфокоммуникационных технологий является одним из стратегических направлений модернизации экономики, а инвестиции в инфраструктуру связи способствуют усилению стратегического положения любой страны в долгосрочной перспективе. Сегодня рос

Российский рынок телекоммуникаций: динамика роста

Процессы слияний и поглощений, реорганизации и реформы формируют новый облик отрасли и определяют ее дальнейшие перспективы развития. В 2009 году стартовала крупнейшая по масштабу и срокам проведения структурная реформа Ростелекома, национальной телекоммуникационной компании России. На первом этапе к Ростелекому были присоединены межрегиональные компании связи. Второй этап был ознаменован слиянием российской государственной телекоммуникационной компании «Связьинвест» с ОАО «Ростелеком».

В 2010 году было принято решение об объединении еще двух операторов – «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) и «Комстар-Объединенные ТелеСистемы» (Комстар-ОТС). Участники проекта отмечают, что в результате интеграции для компаний раскрываются большие перспективы развития бизнеса за счет объединения финансовых и маркетинговых возможностей. Основной задачей преобразований является, прежде всего, создание устойчивого и конкурентоспособного национального оператора, предоставляющего полный спектр услуг на рынке телекоммуникаций. В России существуют четыре основных игрока телекоммуникационного рынка: «большая тройка» мобильных операторов и национальная телекоммуникационная компания «Ростелеком».

В 2011 году ТАСС-Телеком, информационно-аналитический портал, посвященный телекоммуникациям и информационным технологиям, опубликовал рейтинг ста крупнейших телекоммуникационных компаний мира по объему выручки от реализации услуг и продуктов, составленный на основании корпоративной отчетности. Российские операторы расположились в нем следующим образом: ВымпелКом занял 20-е место, МТС – 37-е, Ростелеком – 39-е и МегаФон – 45-е. Возглавляют список телекоммуникационные компании Японии и США.

По мнению западных исследователей, в процессе развития российского рынка телекоммуникаций выделяются два основных направления: внутренняя структурная перестройка телекоммуникационных компаний и новые тенденции в телекоммуникационном бизнесе на международной арене. Джефф Крокер, ведущий консультант в области маркетинговых стратегий, утверждает, что изучение и принятие опыта международных телекоммуникационных компаний позволит российским операторам связи сделать большой скачок через промежуточные технологии, продукты, услуги и бизнес-модели, работавшие в западных телекоммуникационных компаниях в 1970–1990 годах.

В целом специалисты утверждают, что, несмотря на отставание российского телекоммуникационного рынка от мирового Телекома, отрасль связи в России не только продолжит свое восстановление, но и, согласно концепции инновационного развития, выйдет на новый уровень технологий, менеджмента, финансов и маркетинга в области телекоммуникаций. В частности, согласно разработанной стратегии развития до 2015 года, ОАО «Ростелеком» ставит главной целью выведение компании в лидеры практически всех сегментов российского рынка услуг связи. Доход Ростелекома составляет 26% совокупного дохода от услуг связи в России среди операторов связи. В секторе фиксированной телефонной связи конкуренции Ростелекому не предвидится, компания сохранит за собой не менее 90% рынка. В свою очередь телекоммуникационный рынок России в 2012 году перенял тенденции роста предыдущих лет и продолжил свое развитие в ряде ключевых направлений.

Россия в наши дни по сценарию технологического развития повторяет глобальные международные тренды: высокими темпами развиваются высокоскоростные технологии связи и доступа к Интернету; растет предложение и потребление современных информационных и цифровых услуг; увеличивается спрос на качественный информационный, образовательный и развлекательный контент.

По словам главы Минкомсвязи Николая Никифорова, развитие отрасли информационных технологий станет одним из главных приоритетов ведомства. Также впервые в ведомстве появилось специальное ИТ-направление, которое курирует отдельный заместитель министра. Сектор инфокоммуникаций в ВВП занимает примерно 3,9%. По сравнению с другими странами эта доля невелика, поэтому Россия в этом отношении обладает серьезным потенциалом роста.

Общий объем отечественного рынка основных телекоммуникационных услуг в сегменте B2C достиг по итогам 2011 года 891 млрд рублей. В сегменте B2B выручка поставщиков от данных услуг почти в 4,5 раза меньше – 199,6 млрд рублей. Государственный сектор расходует на эти виды услуг 45 млрд рублей. Доля частного (потребительского) сегмента в структуре доходов операторов от основных услуг составляет 78%. На B2B рынок приходится 18% и на государственный сектор – 4%.

Сегодня на рынке фиксированной связи сложилась сложная ситуация, результатом которой становится отток абонентов к операторам мобильной связи, предлагающим более выгодные тарифы, а также увеличение числа пользователей VoIP-телефонии. Несмотря на это, фиксированная телефонная связь в России остается высоко востребованной и предоставляется в полном объеме с надлежащим качеством.

По итогам 2011 года объем рынка фиксированной телефонной связи составил около 178,8 млрд рублей. За год объем рынка снизился почти на 3%, что обуславливается сокращением расходов компаний B2B и B2G сегментов. Доходы операторов от частного сегмента составили 89,1 млрд рублей (50% от общего рынка). B2B сегмент занимает 37% рынка (67,1 млрд рублей). Оставшиеся 13% (22,6 млрд рублей) приходятся на государственный сектор.

Рынок телефонной связи в сегменте B2C демонстрирует стабильный рост выручки, который продолжится и в дальнейшем. По прогнозам специалистов, среднегодовой рост составит примерно 5%. Основным драйвером будет являться увеличение тарифов Федеральной службой по тарифам. В сегменте B2B объем рынка имеет отрицательную динамику. В ближайшие несколько лет ожидается снижение объема в среднем на 4-5% в год. Объем рынка в государственном секторе также имеет отрицательную динамику.

Интернет в России

Объем рынка мобильной связи в разы превышает объемы таких услуг, как фиксированный доступ в Интернет и фиксированная телефония. По итогам 2011 года совокупная выручка операторов мобильной голосовой связи достигла отметки в 767,9 млрд рублей, в то время как суммарная выручка операторов Интернета и телефонии составила 291,7 млрд рублей.

Сейчас уровень проникновения широкополосного доступа в Интернет в Москве и крупнейших городах сопоставим с уровнем крупнейших мировых столиц: к примеру, в 2010 году среди столиц Москва находилась на 9-й строчке рейтинга с проникновением 76%, отставая от Лос-Анджелеса на 11% и опережая Берлин на 14%. По итогам 2011 года в Москве услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались 80% домохозяйств, а рост подключений составил 11%.

В целом по стране по итогам 2011 года услугой широкополосного доступа в Интернет пользовались около 39% российских домохозяйств (21,7 млн), из которых примерно 38% (8,3 млн домохозяйств) приходились на города-миллионники. Около 18% пользователей сосредоточены в городах с населением от 500 тыс. до 1 млн человек.

Россия по уровню проникновения широкополосного доступа все еще значительно отстает от стран-лидеров – в странах Европы проникновение составляет в среднем 70%, а в США – 77%. При этом среди европейских стран Россия занимает третье место по числу пользователей, отставая от Германии и Франции на 5,5 и 0,9 млн подключений соответственно.

По итогам 2011 года лидером по числу абонентов широкополосного доступа среди стран мира является Китай, в котором насчитывается 153,5 млн подключенных домохозяйств. Десятку лидеров замыкает Италия – около 16 млн подключений. Россия за прошедший год поднялась с 7-го на 6-е место, опередив Англию почти на миллион абонентов.

Примерно 70–80% компаний среднего, малого (включая микропредприятия) и крупного бизнеса в крупнейших городах России пользуются широкополосным доступом в Интернет. В ближайшие два-три года выручка провайдеров в сегменте B2B будет увеличиваться в среднем на 4% в год.

Проникновение услуги в государственном секторе в 2011 году достигло 94%. При этом объем рынка в госсекторе в среднесрочной перспективе будет уменьшаться примерно на 6–9% в год, что связано в первую очередь со снижением стоимости госконтрактов, уменьшением количества выделяемых бюджетных средств, а также повышением требований к экономической обоснованности стоимости проектов.

Как заложено в государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», число домашних хозяйств, имеющих широкополосный доступ в сеть Интернет, должно значительно вырасти. Рост будет обеспечен, в частности, за счет активного развития высокоскоростных мобильных сетей третьего и четвертого поколений. За счет роста числа широкополосных подключений и улучшения других комплексных показателей, стирания проблемы «цифрового неравенства» Россия к 2015 году должна войти в число 20 стран – лидеров по индексу готовности к информационному обществу и закрепиться на этих позициях как минимум до 2020 года.


Источник: Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр», Сергей Тюрин, Темы: ТПП-Информ

В мире Трамп подчеркнул свою "жесткость" к России и обвинил демократов в лицемерии Трамп подчеркнул свою "жесткость" к России и обвинил демократов в лицемерии

Дональд Трамп, объявляя о своем намерении баллотироваться на второй президентский срок, вновь подчеркнул свою "жесткость" по отношению к России и упрекнул демократов в лицемерии.


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.