16 мая 2013, 16:20, Валентина САЛЬНИКОВА

Мегарегулятор спешит на помощь

На днях в Совете Федерации состоялись парламентские слушания «О мегарегуляторе на финансовом рынке России». Сенаторы обсуждали долгожданный законопроект, который, как ожидается, уже в мае будет рассмотрен в первом чтении депутатами Госдум

Финансовый мегарегулятор для реальной российской экономики понятие новое. Эта мудреная штука заграничного происхождения – она родом из стран с развитой рыночной системой. Главная задача мегарегулятора осуществление контроля и надзора за финансовым рынком. В принципе Россия приняла и реализовала необходимость этого еще в 2004 году, создав Федеральную службу по финансовым рынкам (ФСФР) России. В числе контролируемых сегментов рынка и кредитная кооперация, и микрофинансовая, и биржевая деятельность, в том числе посредники и брокеры, а также присоединенное к ним позднее страховое поле. Задача ФСФР состояла и в обеспечении государственного контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком. В центральном аппарате ФСФР насчитывается 486 сотрудников, а исполнителей по всем территориальным подразделениям – 1118 человек. Однако кризис, жаркое дыхание которого все еще ощущается, показал, что для эффективного контроля и надзора это явно недостаточно.

Современный финансовый рынок разнообразен. В него входят банки, брокерские компании, инвестиционные фонды, страховые организации, товарные биржи и много еще чего, занимающегося не производством, а движением финансов. Кризис 2008–2009 годов показал, что оставлять эту сферу без контроля нельзя: там сформировалась своя очень непростая теневая среда.

Именно поэтому в ряде развитых стран стали активно создавать структуры регулирования и надзора на финансовых рынках, так называемые мегарегуляторы, которые объединяют надзорные полномочия в одном или нескольких ведомствах. Наш ФСФР, в сущности, тоже мегарегулятор, но с экономным вариантом расходов на реализацию надзорных полномочий. К тому же Служба не касается банковского рынка, который остается в ведении Банка России. Оказалось, что экономия в условиях угрозы кризисов неуместна: 2008-й показал, что именно в банковской сфере важно добиваться снижения возможности системных рисков, спровоцированных недобросовестным поведением кредитных организаций.

Так, для наших банков характерны высокие кредитные ставки, которые не под силу среднему и малому бизнесу. В итоге тормозится их инвестиционная активность и производство товаров, строительство, ипотека, да и развитие экономики в целом. Или вот еще некоторые «хитрые» банки взяли моду нанимать в решении проблем своей кредитной деятельности посредников-коллекторов. Это позволяет им скрыть реальное положение с возвратом кредитов, а, в сущности, создает условия для нового финансового кризиса. Такой теневой процесс раскручивания кредитования необходимо затормозить.

Недостатки системы регулирования и надзора, обнаруженные на финансовых рынках, подтолкнули их к ее реконструкции. Еще в 80-х Норвегия, Исландия и Дания, а в 90-х Швеция и Великобритания, а уже в новом веке Германия перешли к мегарегулированию. Около 40 стран, то есть более половины имеющих крупные финансовые рынки, встали на этот путь.

Кризис, выплеснувшийся из США на международные финансовые просторы, показал, что в момент, когда требуется принятие решительных оперативных мер в связи с обнаружившимся сбоем, нужно надежное единение регуляторов. Причем уже имеющийся опыт показал необходимость повышения роли центральных банков. Они стали основой консолидированного надзора во многих странах. Как полагают идеологи этого направления, в результате появляется возможность надзора за сложными финансовыми системами консолидированными силами.

В России попытки формирования мегарегулятора в полном значении этого слова делались в 1996 году, а потом через 10 лет – в 2006-м (оба раза за 2 года до «великих» кризисов – 1998-го и 2008-го). Но все «забуксовало» в Госдуме. Теперь к этой идее пришлось вернуться, так как стал очевиден высокий уровень системных рисков российского финансового рынка, несущий угрозу нового катаклизма. Запутанные финансовые нити скрыты в чреве холдингов, которые содержат до 98% финансовых организаций.

Предполагается, что институт мегарегулирования в силу возможности координации действий его участников приобретает способность проникнуть в темные «упаковки» финансовых единиц, высветить серые хитросплетения и тем самым минимизировать системные риски. Это позволит повысить уровень защиты инвесторов и даже разбудит жажду частного инвестирования. Деньги-то у делового народа есть, но выпускать их в плавание в России страшно, потому они и утекают к дальним берегам. По мнению экспертов, повышение прозрачности российского финансового рынка повлияет на степень его конкурентоспособности.

Но есть и иные точки зрения. Участники парламентских слушаний в Совете Федерации говорили о том, что при всех плюсах создания новой структуры наше государство еще не созрело для такой реконструкции из-за недостатка координации действий регулирующих органов и различия интересов разных ведомств. Примеры успешных зарубежных мегарегуляторов показывают, что на их создание требуется не менее 10 лет.

Первый заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Ананьев в своем выступлении признал, что мегарегулятор – дело это трудоемкое: «Процесс формирования регуляторной среды в условиях интеграции качественно разнородных видов надзорной деятельности потребует нестандартных решений множества проблем, в том числе выработки новых подходов к обеспечению финансовой стабильности».

Мегарегулятор должен быть подконтрольным правительству, утверждали одни участники дискуссии. Так, вице-президент Ассоциации региональных банков РФ Александр Хандруев считает, «что обсуждаемые в других странах преимущества модели децентрализации системы регулирования не для всех бесспорны». Нет, возражали другие, мегарегулятор должен быть независимым негосударственным надзорным органом.

И все-таки большинство сенаторов согласились с предлагаемой сейчас концепцией финансового мегарегулятора как органа государственной власти, который создается на базе ЦБ РФ. При этом имеющая опыт контроля и надзора ФСФР становится Службой Банка России по финансовым рынкам. Соответственно Эльвира Набиуллина, став его председателем, возглавит и мегарегулятор. А произойдет это 1 августа 2013 года, когда вступят в силу все законодательные изменения.



Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.