16 мая 2013, 14:45, Геннадий ДЕМИН

Микроволновка «Современника»

Хорошо, что на московской афише появилось «Горячее сердце». Давно не было этого названия в русской столице, что несправедливо по отношению к автору и его шедевру и опасно для отечественного самосознания. Именно великолепное наследие порож

Микроволновка «Современника» Автор фото: Сцена из спектакля «Горячее сердце»

Тем более что в пьесе Островского звучат обжигающие мотивы, предстают типы, будто вырванные из перекошенной сегодняшней действительности, сталкиваются характеры и страсти, несущие могучую энергию. Обескураживающие переходы от беспросветного уныния к взрывной удали, от глухого отчаяния к окрыляющей надежде. Все это дает объемное представление о загадочной русской душе, вызывая у публики изумление и восторг.

Молодой постановщик Егор Перегудов (пожалуй, наиболее перспективный среди своих сверстников) усложнил задачу, добавив к половодью национального разгула стихию театральной игры. Сделал Хватского, «помешанного от театру» человека, движителем запутанного действа, дал возможность вести спектакль, то вмешиваясь в интригу, то комментируя работу актеров. Для чего перед обычными местами для публики был создан фиктивный зал с двумя рядами стульев – туда время от времени присаживались персонажи.

Режиссер со сценографом Виктором Арефьевым явно увлеклись принципом «театра в театре», предполагающим ироническое отношение. Что в принципе сложно провести в пьесе, полной экстремальных событий и захлестывающих эмоций. Но постановка рассчитана на «Современник» с его культом актера, любовно подобранной труппой, где есть притягательные личности в каждом поколении. Из-за этого многофигурность панорамы исчезла, оставив наиболее примечательные лица, зато уж исполнителям есть, где развернуться. Что с удовольствием они и делают. В тройку хозяев жизни вырвался Градобоев Владислава Ветрова, чья деятельность в качестве городничего провинциального захолустья протекает в ослепительной гармонии с местными условиями. Артист оказался даже чересчур щедрым в демонстрации приспособленности своего героя. Его умение настоять на своем, извлечь выгоду из всякой ситуации. Правда, порой Серапиону Мардарьичу, которого в глаза подчас именуют Скорпионом, привычная жизнь чудится чуть не петлей. Тогда командные ноты – а как еще обращаться с толпой непуганых – сменяются бесконечно тоскливыми, а на глаза наплывает незваная, но оттого не менее горькая влага.

Для Василия Мищенко его Курослепов вышел в люди давно, но в его голове еще сохранились остатки представлений о законности и праведности, хоть и сильно скорректированные опытом. Ему еще кажется, что семья – дочь, молодая жена, домочадцы – могут быть опорой, что «по грехам» и небо может рухнуть: тем более что постановщик поддерживает иллюзию, усеянное лампочками-звездами небо и впрямь валится плашмя. Вулканический темперамент актера движет интригу даже тогда, когда общее действие застывает.

Артур Смольянинов рисует Тараха Хлынова представителем иной генерации, абсолютно уверенным в полной своей вседозволенности. Единственный ограничитель его желаний – их отсутствие, отчего богатый подрядчик безнадежно подсел на лиц, которые способны вывести его из хронической хандры. Примитивный порядок существования ему отвратителен, но и этого прожигателя жизни проймет пылкий поцелуй Параши, данный ему как плата за освобождение ее жениха.

Одна из блестящих находок квартета – обращение со словом. Обыкновенно при изменении времени действия (а все персонажи бродят в сегодняшних костюмах) возникает кричащий контраст между манерой поведения персонажей и их речью. Вкусные фразы, добытые драматургом, слышатся, будто взятыми напрокат. А здесь косноязычность купцов и начальников великолепно ложится на воплощенную актерами разорванность мироощущения, отрывочность сознания, расширяя частный случай до масштабов страны.

Если бы молодежь: три приказчика и обе женщины, Параша и Матрена, вошли в резонанс с властителями, то какое бы роскошное получилось полотно, радующее глаз. Увы, вина актеров в том невелика, больше упрек дуэту постановщика и сценографа. Последний перегрузил планшет массивными стенами, вышкой, подлодкой и совсем уж тупым лесом из огромных бревен. Молодые герои не добрались до полнокровных персонажей и обратились в плоские силуэты. Дара довольно, а вот опыта не достало.

Жаль, поскольку и замах был хорош: в начале представления занавес открывал кирпичную стену, которую с жутким грохотом прошибал «помешанный от театру»; и первый монолог Курослепова – с покосившимся небом и помутившимся разумом – обещал гораздо больше. Если постановщика подвела хилость профессиональных мускулов, что не столь тревожно, хотя надо бы научиться рассчитывать свои силы. Но, если Перегудова увлекают модные облегченные варианты, если цель – Comedy Club с утробным гоготом, а сцена – одно из развлечений, то за Островского лучше не браться. Поскольку даже актерская микроволновка «Современника» не в состоянии разогреть замороженный продукт до нужной кондиции.




Общество Благовещенск хотят развивать за счет намывов Благовещенск хотят развивать за счет намывов

Возвести "новый город" возле моста через Амур, увеличить количество пешеходных улиц и намыть территории у слияния рек предложили участники Амурского экономического форума для развития Благовещенска.

Культура Бахрушинский музей вручит награды победителям Премии "Театральный роман"-2019 в "Новом Манеже" Бахрушинский музей вручит награды победителям Премии "Театральный роман"-2019 в "Новом Манеже"

Торжественная церемония вручения VI-й Премии в области литературы о театре "Театральный роман"-2019, учрежденной Бахрушинским музеем в 2014 году в рамках масштабного проекта Биеннале театрального искусства, пройдет 10 декабря в "Новом Манеже". Награды будут вручаться при участии Председателя Жюри – руководителя московского театра "Сатирикон", Народного артиста России Константина Райкина.

Спорт В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА В Кремле прокомментировали ситуацию вокруг РУСАДА

В Кремле сожалеют о том, что комитет Всемирного антидопингового агентства (WADA) предложил отстранить Россию от международных соревнований, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.