22 мая 2013, 09:58, Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр», Сергей Тюрин,

Стекло – старый новый материал

Стекло – символ развития современной архитектуры. Новейшие технологии, современные средства производства, обработки стекла, изготовления изделий из него создают новые возможности для архитектуры. С 17 по 20 июня в ЦВК «Экспоцентр&raqu

Стекло – старый новый материал

Человек использует стекло уже много веков. Оно было изобретено в восточном Средиземноморье, вероятно, вследствие случайного смешивания кремнезема со щелочной золой под гончарными печами на песчаных берегах рек. Вещество, образовавшееся из песка – наиболее распространенного материала планеты, имело почти волшебные качества. Зернистая масса могла быть преобразована в тягучую жидкость, которая при охлаждении превращалась в твердый материал, прозрачный и сверкающий.

Люди сразу заметили особенную красоту стекла и его главные свойства и научились их использовать. Манипуляции с этим странным веществом были сложными, но мало-помалу приходили необходимые навыки. Люди научились вытягивать горячую массу, придавать ей форму путем выдувания.

Флаконы, найденные в египетских гробницах, остекления богатых римских домов, витражи готических соборов, оранжереи дворцов, начиная с эпохи Возрождения и до XIX века, здания из металла и стекла, облицовки современных зданий, залитое внутрь гончарных изделий, дутое, отлитое на столе, вертикально-тянутое, изготовленное флоат-способом на расплаве олова… Таков путь стекла в истории людей и их архитектурных творений.

Ужеримляне изготавливали листовые стекла и строили оранжереи, в которых выращивали растения независимо от сезона. Но по-настоящему идея использования стекла в архитектуре родилась у готических архитекторов Северной Европы – начиная с круглых витражей французских соборов и заканчивая огромными оконными проемами нефов английских церквей. Достижения мастеров Римской империи в сочетании с умением производителей стекла и стекольщиков, пришедших из Средиземноморья, дали рождение новой форме архитектуры, характеризующейся огромным пространством витражей из окрашенного стекла. Витражи, украшающие восточный фасад собора в Йорке, например, имеют размер теннисного корта, сделаны из тысяч кусков стекла и представляют собой картины, переливающиеся всеми цветами радуги.

Хотя прозрачность не была обязательной в большинстве готических соборов, совершенно иначе обстояло дело с большими домами аристократов европейского севера в XVI веке. Такие здания, как, например, Хардвик-холл, о котором его современники говорили, что в нем «больше стекла, чем стен», построенный Робертом Смитсоном в 1591–1593 годах, являются светскими наследниками великой готической стеклянной архитектуры.

Возрождение пришло в Северную Европу с некоторым опозданием. С 1300 до 1600 года в европейской архитектуре наблюдались две различные тенденции. Только один пример: работы по остеклению часовни Королевского университета в Кембридже, настоящего шедевра готического искусства, закончились в 1547 году. В то время как архитекторы итальянского Возрождения устремлялись в новые интерпретации классических форм, архитекторы Северной Европы следовали иной программе, объяснимой в значительной степени их удаленностью от Италии.

Конец XVI века был отмечен популярностью зимних садов. Экзотические растения, привезенные европейскими исследователями, нуждались в специальной защите и теплицах, включая большие оранжереи. Задуманные как обычные пристройки к домам и учреждениям, зимние сады в течение последующих 250 лет дали импульс новому взлету стеклянной архитектуры. Зимний сад, который до сих пор был только «служебным пространством», получил признание и вошел в большую архитектуру. Палм-хаус, построенный в 1845 году Кью Ричардом Тернером и Децимусом Бартоном, является одним из самых красивых в мире. Французские оранжереи также отличаются большой элегантностью – например, великолепные оранжереи Сада растений Музея естественной истории, построенные в Париже Роо де Флери.

Однако самым красивым сооружением этого времени, построенным из стекла, стал Хрустальный дворец, возведенный в Лондоне в 1851 году. Идея этого сооружения, принимавшего первую «EXPO» 1851 года, родилась в уме Джозефа Пэкстона после его посещения оранжереи Сада растений. Шедевр Тернера, созданный садовником, инженером и промышленником без вмешательства архитектора и признанный Конрадом Вахсманом, великим инженером ХХ века, как первое здание в стиле модерн, сочетал многочисленные новшества как в области технологии и производства, так и в концепции пространства. Хрустальный дворец принадлежал к архитектурной форме в постоянной эволюции, обусловленной запросами промышленной революции. Это здание стало символом триумфа промышленной революции.

В Соединенных Штатах ситуация была иной. В Чикаго в ходе реконструкции после большого пожара 1871 года появились небоскребы со стальным или чугунным каркасом и стеклянным фасадом. Такие здания, как Гэйдж-билдинг, построенный в 1898 году, были практически немыслимы для «академичных» европейских архитекторов. Эти здания использовали потенциал листового стекла, полученного путем изобретенного во Франции процесса «отливки на столе». Такой метод положил начало серьезной промышленности – в 1693 году была учреждена Королевская зеркальная мануфактура во дворце Сен-Гобен в Пикардии.

Несмотря на расцвет американской архитектуры во второй половине XIX века, третий этап стеклянной архитектуры разворачивается в Европе. Главпочтамт Отто Вагнера, построенный в Вене с 1904 по 1912 год, где из стекла сделаны крыша и пол, показал возможности применения в общественной архитектуре техник, использованных для строительства промышленных зданий. Но решающим фактором стал пробудившийся в двадцатые годы XX столетия интерес к стеклу у архитекторов и немецких теоретиков.

«Стеклянная архитектура» манифест, написанный Паулем Ширбартом в 1914 году, так же, как небоскреб Бруно Таута и позже небоскребы Вальтера Гропиуса и Мис ван дер Роэ дадут новое направление стеклу в архитектуре. Проекты, представленные Мис ван дер Роэ в Берлине в 1919 и 1922 годах, сделают этого архитектора, ранее занимавшегося домами для буржуа, одной из знаковых фигур современной ему архитектуры, принявшей стекло как «свой материал». Стекло, прозрачное и воплощающее идею открытости, стали считать социалистическим материалом, а также легким и «модерновым» заменителем тяжеловесности и помпезности предыдущих лет.

Эта тенденция сохранилась и в годы после окончания Второй мировой войны, в том числе и в Соединенных Штатах, приютивших многочисленных эмигрантов из Европы. Америка стала колыбелью навесной стены, появившейся вместе с Холлидей-билдинг Уилса Джефферсона Полка, построенным в Сан-Франциско в 1918 году. Послевоенная американская архитектура экспортировала в Европу плоские наружные облицовки, монотонные и маловыразительные, которые делали необходимыми системы для контроля внутренней среды (например, кондиционирование). Такое применение, обесценивая стекло, составляет один из презираемых обликов архитектуры этого периода.

Пренебрежение сохранилось вплоть до внедрения другого совершенно американского понятия – остекленные фасады с пассивной солнечной системой.

В шестидесятые годы работа таких архитекторов, как Фред Кик на американском Среднем Западе, предвосхитила появление сорок лет спустя весьма выразительной стеклянной стены, поднимая в связи с этим вопросы энергосбережения. Ле Корбюзье уже приблизился к этой проблеме в своем центре Армии спасения, построенном в Париже в 1931 году, так же, как это сделал чудесный стеклянный дом Шаро, сооруженный в это же время в этом же городе, но технические средства еще не были достаточно развиты, чтобы эти попытки могли увенчаться успехом.

Расцвет стекла пришелся на восьмидесятые и девяностые годы. Ему предшествовали достижения шестидесяти предыдущих лет и выдающееся изобретение в пятидесятые годы Пилкингтоном флоат-стекла. Много других процессов, связанных с облицовкой и обработкой стекла, появилось с тех пор, и сегодня стеклянная архитектура царит на страницах иллюстрированных журналов, начиная с экологических покрытий и заканчивая поражающими структурной простотой величественными сооружениями.

Сегодня мы находимся на заре новой эры – «умная» стена. Появились новые материалы, такие как «умные» стекла, показатели которых можно менять, просто нажимая на выключатель (например, стекло по желанию может быть как прозрачным, так и непроницаемым для света), изолирующие материалы с коэффициентом теплопроводности близким к нулю и более прочные огнеупорные материалы. Трудно вообразить, что будет через пятьдесят лет и даже через двадцать. Остается предполагать, что новый период будет отмечен красотой и магией. Но при условии, что новые технологии будут правильно использованы, а не для того лишь, чтобы создать универсальное однообразие.


Источник: Евгений Шестинский, ЦВК «Экспоцентр», Сергей Тюрин, Темы: ТПП-Информ

Экономика Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов Россия сократила вложения в госдолг США на миллиард долларов

В июне Россия вложила в американские облигации 10,8 миллиарда долларов, продолжая тенденцию сокращения, следует из данных Министерства финансов США.


Общество Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю Профсоюзы России предложили сократить рабочую неделю

Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР) направила в Минтруд предложения по переходу на четырехдневную рабочую неделю, сообщается в заявлении департамента общественных связей аппарата ФНПР.

Культура 29 лет назад погиб Виктор Цой. 29 лет назад погиб Виктор Цой.

15 августа считается трагическим днем для всех российских рок-музыкантов, так как в этот день в автокатастрофе погиб главный исполнитель рок- группы "Кино".