22 мая 2013, 14:25, Алевтина КАЛЕБАСОВА

Небоскреб в разрезе

В ГЦСИ проходит выставка «Кино-фото-Людогусь»

Небоскреб в разрезе

В советскую эпоху «железобетонную» фигуру Маяковского сделали хрестоматийным образцом победившей революции. Что, в общем-то, неудивительно. Не было творца, способного сравниться с ним по энергетической мощи, силе голоса, декларативной поэтики, заражающей людей идеологическим экстазом. К счастью, в наши дни монолитную громаду Маяковского «расколдовали»: он вновь стал живым, страдающим человеком, но, что самое важное, концепция его поэтики вдруг органично соединилась с новаторскими традициями авангарда и конструктивизма, инициированными в первую очередь искусством фотографии и кинематографа. Как бы пройдя по маршруту Россия – Европа – США – Латинская Америка, поэт наконец занял положенное ему место в общемировой культуре. Причем космическое мироощущение его поэтики позволило ощутить, что это важнейшая несущая конструкция мирового авангарда.

Уже из названия выставки «Кино-фото-Людогусь» понятно, что перед нами яркий, движущийся гибрид, который олицетворяет выдуманный Маяковским герой Людогусь – существо с «возвышенной» шеей, который видит дальше и зорче всех. По аналогии с Людогусем в сознании возникает образ фотоаппарата, кинокамеры, с помощью которых были отражены важнейшие культурные тенденции времени. Как мы знаем, экспозиция в Музее В.В. Маяковского на Лубянке фантасмагорична и уникальна, но есть у нее и минус – она слишком статична. Эту статику всегда изо всех сил пытались оживлять экскурсиями и спектаклями. А по случаю 120-летнего юбилея поэта Музей В.В. Маяковского и ГЦСИ, объединив усилия и материалы, создали живой дышащий организм, позволяющий смотреть картины Сергея Эйзенштейна, Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», Абрама Роома «Третья мещанская», равно как и авангардные фильмы западных режиссеров Ганса Рихтера «Ритм 23», Фрица Ланга «Метрополис», Рене Клер «Антракт» и другие.

И это лишь одна грань экспозиции, которая в целом похожа на пестрый, как на шарнирах, движущийся коллаж, состоящий из фотографий и портретов Маяковского, путешествующего по мировым столицам – Парижу, Берлину, Нью-Йорку и Мехико, афиш и программок его выступлений, черновиков поэм, равно как и официальных документов, подтверждающих путешествие. Рядом с обложкой журнала «ЛЕФ» – книга Маяковского 1923 года «Испания. Океан. Гавана. Мексика. Америка» (обложка, как можно догадаться, в исполнении Александра Родченко). Здесь же письма наркома Луначарского, в которых выражено мнение касательно поездок Маяковского, фотография Родченко, Маяковского и Лили Брик у автомобиля «Рено». Можно видеть беловые, скажем, автографы стихотворений «Парижанка» и «Атлантический океан» или, например, портрет Маяковского работы Робера Делоне, листовку-манифест «Дада все открывает» и картину Пабло Пикассо с цитатой из книги Маяковского «Семидневный смотр французской живописи».

Однако выставка не стала бы «возвышенным» Людогусем, если бы в ней не участвовали современные художники с их личным видением поэта. Это, например, коллективный проект Группы Т – «По следам Владимира Маяковского», состоящий из 12 серий по 5 авторских открыток, каждая из которых посвящена городам, по которым проехал Маяковский. Например, Нью-Йорк – стена небоскребов и цитата «Асфальт – стекло,/Иду и звеню./Леса и травинки сбриты./На север с юга идут авеню,/На запад с востока – стриты». Или про Мексику – «Сметай с горбов толстопузых обузу,/Ацтек, креол и метис!/Скорей над мексиканским арбузом/Багровое знамя, взметись!». Визуально философский концепт заключен в работе Марины Руденко «Во весь голос», где различные изображения Маяковского разбираются на пиксели, а затем сливаются в единую цветовую и геометрическую форму. Интересна книга-объект Виктора Гоппе, Валерия Корчагина и Виктора Лукина «Владимир Маяковский. Небоскреб в разрезе», продолжающая традицию конструктивистской книги. Это небоскреб в разрезе, на каждом этаже которого происходит действие, описанное поэтом, а плоскости и сквозные отверстия на этажах создают ощущение трехмерности.


В мире В Мьянме число погибших при оползне увеличилось до 126 человек В Мьянме число погибших при оползне увеличилось до 126 человек

Количество погибших в результате оползня на карьере по добыче жадеита и нефрита в районе городка Пхакан в штате Качин на севере Мьянмы увеличилось до 126 человек, спасатели доставили в больницы 23 раненых, сообщает на своей странице в соцсети Facebook мьянманский департамент пожарной охраны, также исполняющий функции службы чрезвычайных ситуаций.

Экономика Минстрой завершает создание программы поддержки малых застройщиков Минстрой завершает создание программы поддержки малых застройщиков

Разработка специальной программы, которая поддержит застройщиков с низкой рентабельностью в регионах, уже почти завершена, сообщил в рамках онлайн-конференции в пятницу замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин.


Общество Спасите меня от адвоката: чем опасны звездные защитники Спасите меня от адвоката: чем опасны звездные защитники

После развязки громкого дела "Седьмой студии", все фигуранты которого получили условные сроки, в соцсетях зазвучало мнение о том, что эту "напряженную, тяжелую подковерную войну" можно было бы "выиграть гораздо раньше и с меньшими потерями, если бы защита не встала на путь массовой пиар-кампании" и "показательных истерик".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.