29 мая 2013, 12:07, Ольга Фомина

Эдуард ВАЩЕНКО: «Максимум к концу года смартфоны обгонят по продажам обычные телефоны»

В этом году российская компания Explay получила награду «Брэнд года-2012» в категории «Высокотехнологичные товары и услуги», а так же один из товаров компании был признан продуктом года в категории «Мобильные и цифровые

Эдуард ВАЩЕНКО: «Максимум к концу года смартфоны обгонят по продажам обычные телефоны»

– Эдуард, расскажите немного о себе. Технологические компании обычно возглавляют люди двух типов: первые – универсальные топ-менеджеры, которые могут одинаково успешно управлять, скажем, производством лекарств или сумочек, а также поставками смартфонов. Вторые – люди, которые «заточены» именно на высокие технологии и все, что с ними связано. К какому типу относитесь вы? Или, возможно, вы себя позиционируете как управленца какого-либо третьего типа?

– Меня скорее можно отнести к универсальным менеджерам. До того как попасть в компанию Explay, я 8 лет проработал в фармацевтике. На самом деле, хороший управленец способен разобраться в любом направлении бизнеса. Хотя, конечно, существуют определенные сферы деятельности, которыми я бы не хотел заниматься. Высокие технологии, наоборот, входят в круг моих интересов. Поэтому я действительно получаю удовольствие от своей работы. И если вы посмотрите на IT-индустрию, то увидите множество примеров назначения «универсальных» менеджеров на пост руководителя крупных компаний.

– Мы обратили внимание, что на сайте Explay есть подраздел «Продукция» с навигаторами, плеерами, планшетами и прочими гаджетами, а есть отдельный подраздел «Телефоны». Значит ли это, что компания сегодня уделяет телефонам и смартфонам особое внимание и выделяет их на общем фоне?

Смартфоны выступают в качестве приоритетного направления для Explay. Впрочем, как и практически для всех брендов B-брендов, которые предлагают смартфоны на российском рынке. Однако остальные направления для нас также важны, поэтому некие «резкие» противопоставления в нашем ассортиментном портфолио отсутствуют. Скорее, структуру сайта можно рассматривать как маркетинговый ход, чтобы посетители могли в один клик получить необходимую информацию о телефонах и смартфонах.

О том, насколько мы заинтересованы в развитии не только «телефонного» направления, свидетельствуют наши достижения. В 2011–2012 гг. Explay оставался лидером российского рынка навигаторов как в денежном, так и штучном выражении. По данным разных источников, у нас 2–3-е место в сегменте MP3-плееров за прошлый год. Два года мы удерживаем «серебро» по наушникам, а в области GSM-телефонов компании Explay стабильно принадлежит 4–5-е место.

– Давайте сравним продажи смартфонов/телефонов, навигаторов и, например, планшетов. Как обстоят дела у Explay с этими категориями? Смартфоны продаются лучше всего или пока еще нет?

– Мы только начали заниматься смартфонами, поэтому базис для оценки и сопоставления с другими продуктовыми группами у нас еще не наработан. Сейчас смартфоны стали «модным» направлением, поэтому они обгоняют иные типы устройств, в том числе и планшетные компьютеры. На мой взгляд, всплеск интереса к смартфонам будет поддерживаться в течение продолжительного периода времени. Ведь многие потребители только сейчас всерьез задумываются о покупке первого смартфона. И непрерывное снижение цен способствует тому, чтобы привлекать внимание все большего количества потенциальных покупателей.

Однако по большому счету конкретно у Explay нет доминирования в продажах какой-либо определенной категории продуктов. Конечно, в отношении тех же навигаторов всплеск спроса прошел, это «вчерашняя» тема. Что и неудивительно, ведь даже некоторые смартфоны Explay оснащаются полной версией навигационного приложения iGO с картами РФ. Крупный экран с диагональю порядка 4,5–5 дюймов позволяет отказаться от покупки отдельного навигатора.

– Каков будет объем российского рынка смартфонов в 2013 году, согласно вашим оценкам? А какие позиции на нем планирует занять Explay? Каковы результаты по итогам 2012 года?

– В вопросе оценки объема российского рынка смартфонов на 2013 год я ориентируюсь на мнение соответствующих экспертов и исследовательских организаций. Пока сложно говорить об определенных цифрах. Разве что отмечу приход в Россию общемирового тренда, когда смартфоны обгоняют по продажам обычные телефоны, что случится максимум к концу года. Поэтому в перспективе итогов 2013 года определенно можно прогнозировать заметный скачок показателей продаж смартфонов

Explay не стремится к тому, чтобы ставить главной целью завоевание определенной доли рынка. В первую очередь мы занимаемся созданием понятных, «интересных» российскому потребителю смартфонов. Тех моделей, которые при своих привлекательных характеристиках стоят относительно недорого. Как это происходит, к примеру, с моделями Explay Infinity и Infinity II с дисплеями Super AMOLED Plus. Еще не так давно этот тип экрана встречался исключительно в моделях А-брендов примерно за 20 тысяч рублей, тогда как цена моделей Explay не превышает 10 тысяч рублей.

Сидеть и заниматься казуистикой, высчитывая доли «влево или вправо», – это путь в никуда. Всерьез этим вопросом озабочены разве что мировые лидеры среди производителей смартфонов. В нашем положении, когда продажи собственных смартфонов находятся на начальном этапе, вместо «глобальных» вопросов о доле мы предпочитаем уделять больше внимания непосредственно подготовке конкурентоспособной продукции.

– Как вы сказали, в некоторых моделях Explay – Infinity и Infinity II – установлены экраны, выполненные по технологии Super AMOLED Plus. Такие дисплеи крайне редко встречаются в устройствах локальных российских марок, да и мировые гранды также используют их нечасто. Тем не менее, потребители от этой технологии в восторге. Каким образом Explay удалось «добыть» эти экраны? Увидим ли мы их в новых продуктах?

– То, что Explay удалось заполучить экраны по технологии AMOLED, – всецело заслуга наших продакт-менеджеров, которые вышли на производителей смартфонов с доступом к дисплеям определенного типа. Такое достижение было крайне важным в свете необходимости заинтересовать разборчивого российского потребителя. Конечно, в будущем мы продолжим использовать дисплеи семейства AMOLED в своих смартфонах. Пока я не будут раскрывать все планы бренда – следите за анонсами и новостями.

В то же время замечу, что в наших флагманских моделях также используются и матрицы IPS, то есть представители конкурирующего «лагеря». Возьмем для примера Explay HD, где 5-дюймовый HD-экран создан с использованием именно этой технологии. В конце концов, варьирование типов экранов позволяет нам влиять на принадлежность аппаратов к той или иной ценовой категории. Ведь те же TFT-модели закономерно становятся наиболее доступными по стоимости в немалой степени за счет технологии экрана, которая заметно дешевле AMOLED и IPS.

– Каким устройством пользуетесь лично вы? Продуктом Explay или моделью другой компании? А может, вы «комбинируете» сразу несколько аппаратов? Скажем, некоторые топ-менеджеры и рады были бы перейти на продукты своей компании, но «привязаны» к BlackBerry и не могут этого сделать...

– Сам я пользуюсь Explay HD, в роли второго смартфона у меня iPhone 4S. До этого вместо iPhone использовал Samsung Galaxy S III. Могу сказать, что об обоих смартфонах – как Apple, так и Samsung – остался наилучшего мнения. Замечу также, что именно Explay HD в моем случае работает как основной телефон. Во-первых, меня привлекает наличие двух слотов для SIM-карт. Во-вторых, я считаю диагональ в 5 дюймов наиболее удобной для работы со смартфоном. Среди прочего мне весьма комфортно смотреть фильмы в командировках. Хотя варианты более крупной диагонали в смартфоне меня совершенно не привлекают. Кроме того, в Explay мне нравится навигация iGO Primo, которая подходит как для автомобиля, так и для помощи пешеходу в ориентировании. Причем в смартфонах Explay программа iGo Primo устанавливается сразу с подробными картами РФ.

– Не секрет, что российские компании разрабатывают свои смартфоны в тесной кооперации с азиатскими партнерами. Вариантов здесь несколько: выбрать готовый аппарат из каталога, ничего не менять и привезти в Россию со своим логотипом; или взять базовый азиатский смартфон и переработать его в соответствии со своими представлениями о качестве и функциональности. Каким путем идет Explay? Или возможны оба варианта? Если только второй, то какова процентная доля «усилий» Explay при создании среднестатистического смартфона?

Сложно сказать в процентном соотношении, какая сторона сколько затрачивает усилий при подготовке смартфона. Для начала мы выбираем «сырой» продукт из определенного каталога. Выбранная модель требует в том числе большой работы по локализации – даже несмотря на изначальную поддержку русского языка в Android. Затем происходит адаптация в техническом плане. Не с точки зрения потребительских характеристик, а в отношении соответствия требованиям беспроблемной работы в российских сотовых сетях. Подчеркну – мы всегда добиваемся того, чтобы корректное функционирование происходило на всей территории России, от Калининграда до Владивостока. Как вы понимаете, решение этого вопроса остается для потребителей «за кадром».

Затем, если нам не нравится текущий дизайн, мы занимаемся внешним видом устройства. Мы можем прибегать к помощи российских или зарубежных дизайн-бюро. При всем желании предложения какого-то особенного, действительно уникального дизайна нам пока еще не встречался. Заметна лишь общая тенденция по уменьшению толщины корпуса при увеличении емкости аккумулятора. По этому сложному пути идут все производители, в том числе и B-бренды.

В отношении программной начинки мы вносим минимальные изменения. По мнению Explay, система Android как раз предназначена для того, чтобы пользователь самостоятельно организовывал софтверную среду в соответствии со своими потребностями. В противном случае можно сделать выбор в пользу смартфонов компаний, которые производят глубокую доработку ПО. Однако следует быть готовым к тому, что если изменения в системе не понравятся пользователю, чаще всего он не сможет отказаться от навязанных фирменных «улучшений».

Подводя итог, хотелось бы сказать, что и Explay, и подавляющее большинство других брендов второго эшелона уже отказались от практики выбора полностью готовых, «стандартных» смартфонов из каталогов. Это выбор без будущего, в современных условиях с подобным подходом рассчитывать на успех нельзя.

– Explay одной из первых привезла в Россию телефоны с поддержкой трех SIM-карт. Как они продаются? Есть ли возможность создания смартфона на Android с такой опцией?

– Предложение «трехсимочного» телефона даже для нас самих стало в определенной степени неожиданностью, а впоследствии – «бомбой» по продажам. Прежде всего, нам удалось «вычистить» рынок «серых» телефонов с поддержкой трех SIM-карт. И выпустить легальный сертифицированный продукт, прошедший все проверки на соответствие требованиям для продажи на территории РФ. «На борту» модели были все необходимые пользователю «фишки» – аналоговый телеприемник, MP3-плеер, модель Bluetooth. Ничего лишнего. В результате во многом благодаря «трехсимочным» телефонам Explay удалось выйти в 2012 году на 4–5-е место по продажам GSM-трубок в численном выражении.

К вопросу о поддержке трех SIM-карт в Android-смартфонов. Как таковые технические решения в этом направлении уже существуют. Однако реализация упирается в повышение энергопотребления с добавлением слота для SIM-карты. Ведь не секрет, что сейчас даже одно- и двухсимочным аппаратам редко удается проработать более одних суток без подзарядки. Поэтому Explay не хочет рисковать с использованием поддержки трех SIM-карт как интересной характеристикой, но еще не доработанной в контексте смартфона в целом.

– Практически все последние смартфоны Explay комплектуются навигационной программой iGo primo. Между тем смартфоны вообще крайне редко поставляются с навигацией, ее обычно приходится приобретать и устанавливать самостоятельно. Оценили ли потребители такой бонус со стороны Explay?

– Я уверен, что покупатели наших смартфонов оценили наличие полной версии навигации iGO Primo сугубо положительно. Выражается это хотя бы в том, что продажи моделей смартфонов с данной программой постоянно увеличиваются. Предустановленная полноценная навигация всегда лучше, чем наличие демонстрационных или ограниченных в возможностях бесплатных сервисов.

На сегодняшний день Explay сотрудничает со всеми разработчиками, предлагающими навигационный софт в России. Однако сейчас iGO Primo с картами Nokia однозначно выглядит наиболее адекватным продуктом для навигации на платформе Android. К сожалению, на данный момент для указанной системы никто не предложил аналогичных по уровню решений. Я не буду вдаваться сейчас в подробности, но иные навигационные программы на фоне iGO Primo выглядят «сырыми» разработками. Тогда как iGO Primo представляет собой действительно законченный продукт.

– Напоследок давайте поговорим о будущем. Каким вы видите смартфон конца 2013 года? А конца 2014-го? Какие козыри припасены в рукаве у вашей компании?

– О козырях мне придется умолчать, дабы сохранить интригу. Но, как я говорил выше, у нас, безусловно, припасены интересные продукты. И потребители получат возможность ознакомиться с ними уже в течение этого года. Я не буду называть какие-то определенные временные рамки, чтобы не обманывать ожидания.

Что касается моего видения смартфона на ближайшие несколько лет, то с наблюдаемыми темпами технического прогресса загадывать даже на 2014 год мне кажется затруднительным. В этом году я бы говорил об актуальном смартфоне как о модели с экраном в 5 или чуть больше дюймов. Я не говорю, что это самый удобный вариант, но определенно – «модный». Другие основные параметры – четырехъядерный процессор и поддержка двух SIM-карт.

Вдобавок я считаю, что начнут активно появляться смартфоны с операционной системой, отличной от Android. Не потому, что Android плох или хорош. Мобильный мир постоянно развивается, да и люди постоянно хотят попробовать что-то новое. Речь идет как о молодых системах вроде Firefox OS, так и о дальнейшем распространении Windows Phone. Во втором случае все упирается в то, насколько платформа станет более доступной широкому кругу производителей. В основной массе потребители хотят получить удобную среду для развлекательных целей – игр, музыки, навигации по Интернету. И здесь пользователь будет больше ориентировать на системы, позволяющие лучше и проще справляться с задачами «для отдыха». 

Источник: Ольга Фомина Темы: Эдуард ВАЩЕНКО управление Explay «Бренд года-2012»


Общество Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России Более пяти миллионов человек вышли на праздничные гуляния в День России

Более пяти миллионов человек приняли участие в праздничных мероприятиях в честь Дня России по всей стране, сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

Культура Поплывём по главным рекам России Поплывём по главным рекам России

17 июня в 21.45 на телеканале "Россия К" можно посмотреть открытие XVI Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а немного раньше – в 19.45 зрители увидят программу "Главная роль" с председателем жюри, сопредседателем оргкомитета конкурса Валерием Гергиевым. С 18-го по 21 июня в 23.40 их вниманию будут представлены дневники конкурса.