25 июня 2013, 09:43, Мария Безрук

ММКФ-2013. Бесперспективное кино

Московский Международный кинофестиваль набирает обороты. Стартовав в минувший четверг заурядным голливудским блокбсатером «Война миров Z», кинофорум пустился по волнам авторского кинематографа. Одним из нововведений нынешнего года стало и

ММКФ-2013. Бесперспективное кино Автор фото: Наталия Нечаева

Президент ММКФ Никита Михалков затруднился ответить на вопрос корреспондента «Трибуны» о том, куда исчезла одна из самых популярных фестивальных программ. «Таково было решение совета арт-директоров, - пояснил Никита Сергеевич. – Я им в этом вопросе доверяю. Они лучше знают, как сделать фестиваль интересным». Продюсер Леонид Верещагин в кулуарах пояснил, что решение об изъятии конкурса «Перспективы» из программной сетки фестиваля принадлежало триумвирату критиков – Антону Долину, Андрею Плахову и Петру Шепотиннику. «Название конкурса подразумевало, что режиссёры, которые были отмечены в программе, в последствие становятся известными, - рассказал Леонид Эмильевич. – А у нас за10 лет существования «Перспектив» этого так и не произошло». Однако, уже после первых дней фестивального марафона стало понятно, что ликвидация программы весьма существенно обеднила жизнь киносмотра. «Мы поняли свою ошибку, - признался программный директор фестиваля Кирилл Разлогов. – Конкурс «Перспективы» как показала практика, действительно необходим. В следующем году мы исправимся и вернём его в фестивальную сетку».

В отсутствие одной из самых ярких и провокативных программ, зритель раскупает билеты на панораму «Секс, еда, культура, смерть». Невзирая на широкий выбор, предоставляемый Интернет-ресурсами на поприще эротики и порно, фестивальный зритель по-прежнему проявляет живой интерес к сексу на большом экране. Конкурсная программа пользуется меньшим спросом у рядового зрителя – оно и понятно, ведь стоимость билета на один фестивальный просмотр составляет 500 рублей. И платить подобные деньги за кота в мешке не каждый решится (для сравнения, билет на фестивальный просмотр на «Берлинале» стоит 8 евро (320 рублей)). Справедливости ради стоит отметить, что программа основного конкурса нынешнего года весьма достойна. Любопытно, что традиционные кинематографические державы – Великобритания, Италия, Франция, демонстрируют довольно вторичные, малоинтересные работы. В то время как малые страны – Швейцария, Нидерланды покоряют блистательной режиссурой, интересными высказываниями и смелой подачей. Так к середине конкурсного забега в фавориты фестивальной публики вышли ленты «Рози» швейцарского режиссёра Марселя Гислера и «Маттерхорн» голландского режиссёра Дидерика Эббинге. Оба фильма объединяет тема взаимоотношений детей и родителей, переплетающаяся с темой нетрадиционной сексуальности. Изысканный вкус, простота и богатство кинематографического языка выделяют эти картины на общем фоне крепкого, но проходного конкурсного кино. Правда, есть опасение, что в свете последних решений Госдумы РФ именно эти картины останутся без призов.

Россию в программе основного конкурса представляют три картины - «Иуда» Андрея Богатырёва, «Роль» Константина Лопушанского и «Скольжение» Антона Розенберга. Глупо было бы ожидать от режиссёра Богатырёва чудес, после того как он продемонстрировал абсолютную профнепригодность, представив двумя годами ранее в конкурсе «Перспективы» свою дебютную картину «Баги». Однако, юноше повезло с родителями. Положение отца и возможности матери – продюсера Татьяны Воронецкой - позволили ему тогда получить приз, а ныне оказаться участником программы основного конкурса. Экранизация романа Леонида Андреева «Иуда Искариот», созданная мальчиком-мажором, представляет собою довольно жалкое зрелище. На протяжении двух часов на экране разворачивается пародия на Святое Писание, снятая весьма субъективной камерой, где лощёный Иисус с физиономией клубного повесы водит сомнительную компанию из 8-ми (?!) учеников, выступая на рынках с неубедительными речами и собирая подаяния. Вор Иуда, присоединившись к странникам, становится самым преданным из апостолов, и исполняет предначертанное исключительно из любви к Учителю, а не корысти ради. В отсутствие какой-либо режиссуры смотреть всё это было бы невыносимо, кабы не великий русский актёр Алексей Шевченков, сделавший невозможное. Его Иуда заставляет зрителя неотрывно следить за героем, невзирая на изнуряющую операторскую работу и ужасающую игру всего остального актёрского состава. Блистательный Шевченков, своей фантастической органикой, талантом, мастерством как атлант держит на своих мощных профессиональных плечах абсолютно нежизнеспособную конструкцию. А потому, несмотря на сомнительный контекст, именно Шевченков безусловно станет одним из основных претендентов на приз за лучшую мужскую роль.

В отсутствие громких имен в параллельных программах, первую скрипку в линейке Гала-премьер играют русские фильмы. Антрепризный ансамбль под руководством Виктора Шамирова продолжает выпускать экранизации собственных спектаклей. После виртуозных «Упражнений в прекрасном», Шамиров взялся за киноинтерпретацию спектакля «Игра в правду», который в принципе не стоило переносить на экран. На протяжении полутора часов четверо старинных друзей обмениваются откровениями на тему собственной жизни. В итоге все приходят к выводу, что «от добра добра не ищут» и «надо любить того, кто рядом». Не всегда вкусные шутки, неуместное театральное существование в кадре одного из артистов и чудовищная навязчива музыка оставляют весьма смешанное чувство. Вместо ожидаемой радости – лёгкое недоумение, почему эти замечательные артисты, продемонстрировавшие на «Упражнениях в прекрасном» высший пилотаж в профессии, искромётный юмор и предельную честность, на этот раз пошли на поводу у зрителя и тем самым снизили свою собственную планку. Однако, зал принял картину на ура. Трогательный Гоша Куценко, убедительная Ирина Апексимова и история взаимоотношений их персонажей оставляют приятное послевкусие. Ну, а всё остальное можно списать на издержки халтурной режиссуры.

Что ж, будем надеяться, что самые интересные фестивальные события ещё впереди. Ну, а итоги основного конкурса жюри подведет 30 июня на торжественной церемонии закрытия ММКФ.


Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Культура Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло Михаил Пуговкин хотел сыграть Отелло

Об актёре Михаиле Пуговкине на канале "ТВ Центр" покажут документальный фильм "Михаил Пуговкин: "Я всю жизнь ждал звонка". Премьера состоится 19 октября в 10.20.