25 июня 2013, 09:43, Мария Безрук

ММКФ-2013. Бесперспективное кино

Московский Международный кинофестиваль набирает обороты. Стартовав в минувший четверг заурядным голливудским блокбсатером «Война миров Z», кинофорум пустился по волнам авторского кинематографа. Одним из нововведений нынешнего года стало и

ММКФ-2013. Бесперспективное кино Автор фото: Наталия Нечаева

Президент ММКФ Никита Михалков затруднился ответить на вопрос корреспондента «Трибуны» о том, куда исчезла одна из самых популярных фестивальных программ. «Таково было решение совета арт-директоров, - пояснил Никита Сергеевич. – Я им в этом вопросе доверяю. Они лучше знают, как сделать фестиваль интересным». Продюсер Леонид Верещагин в кулуарах пояснил, что решение об изъятии конкурса «Перспективы» из программной сетки фестиваля принадлежало триумвирату критиков – Антону Долину, Андрею Плахову и Петру Шепотиннику. «Название конкурса подразумевало, что режиссёры, которые были отмечены в программе, в последствие становятся известными, - рассказал Леонид Эмильевич. – А у нас за10 лет существования «Перспектив» этого так и не произошло». Однако, уже после первых дней фестивального марафона стало понятно, что ликвидация программы весьма существенно обеднила жизнь киносмотра. «Мы поняли свою ошибку, - признался программный директор фестиваля Кирилл Разлогов. – Конкурс «Перспективы» как показала практика, действительно необходим. В следующем году мы исправимся и вернём его в фестивальную сетку».

В отсутствие одной из самых ярких и провокативных программ, зритель раскупает билеты на панораму «Секс, еда, культура, смерть». Невзирая на широкий выбор, предоставляемый Интернет-ресурсами на поприще эротики и порно, фестивальный зритель по-прежнему проявляет живой интерес к сексу на большом экране. Конкурсная программа пользуется меньшим спросом у рядового зрителя – оно и понятно, ведь стоимость билета на один фестивальный просмотр составляет 500 рублей. И платить подобные деньги за кота в мешке не каждый решится (для сравнения, билет на фестивальный просмотр на «Берлинале» стоит 8 евро (320 рублей)). Справедливости ради стоит отметить, что программа основного конкурса нынешнего года весьма достойна. Любопытно, что традиционные кинематографические державы – Великобритания, Италия, Франция, демонстрируют довольно вторичные, малоинтересные работы. В то время как малые страны – Швейцария, Нидерланды покоряют блистательной режиссурой, интересными высказываниями и смелой подачей. Так к середине конкурсного забега в фавориты фестивальной публики вышли ленты «Рози» швейцарского режиссёра Марселя Гислера и «Маттерхорн» голландского режиссёра Дидерика Эббинге. Оба фильма объединяет тема взаимоотношений детей и родителей, переплетающаяся с темой нетрадиционной сексуальности. Изысканный вкус, простота и богатство кинематографического языка выделяют эти картины на общем фоне крепкого, но проходного конкурсного кино. Правда, есть опасение, что в свете последних решений Госдумы РФ именно эти картины останутся без призов.

Россию в программе основного конкурса представляют три картины - «Иуда» Андрея Богатырёва, «Роль» Константина Лопушанского и «Скольжение» Антона Розенберга. Глупо было бы ожидать от режиссёра Богатырёва чудес, после того как он продемонстрировал абсолютную профнепригодность, представив двумя годами ранее в конкурсе «Перспективы» свою дебютную картину «Баги». Однако, юноше повезло с родителями. Положение отца и возможности матери – продюсера Татьяны Воронецкой - позволили ему тогда получить приз, а ныне оказаться участником программы основного конкурса. Экранизация романа Леонида Андреева «Иуда Искариот», созданная мальчиком-мажором, представляет собою довольно жалкое зрелище. На протяжении двух часов на экране разворачивается пародия на Святое Писание, снятая весьма субъективной камерой, где лощёный Иисус с физиономией клубного повесы водит сомнительную компанию из 8-ми (?!) учеников, выступая на рынках с неубедительными речами и собирая подаяния. Вор Иуда, присоединившись к странникам, становится самым преданным из апостолов, и исполняет предначертанное исключительно из любви к Учителю, а не корысти ради. В отсутствие какой-либо режиссуры смотреть всё это было бы невыносимо, кабы не великий русский актёр Алексей Шевченков, сделавший невозможное. Его Иуда заставляет зрителя неотрывно следить за героем, невзирая на изнуряющую операторскую работу и ужасающую игру всего остального актёрского состава. Блистательный Шевченков, своей фантастической органикой, талантом, мастерством как атлант держит на своих мощных профессиональных плечах абсолютно нежизнеспособную конструкцию. А потому, несмотря на сомнительный контекст, именно Шевченков безусловно станет одним из основных претендентов на приз за лучшую мужскую роль.

В отсутствие громких имен в параллельных программах, первую скрипку в линейке Гала-премьер играют русские фильмы. Антрепризный ансамбль под руководством Виктора Шамирова продолжает выпускать экранизации собственных спектаклей. После виртуозных «Упражнений в прекрасном», Шамиров взялся за киноинтерпретацию спектакля «Игра в правду», который в принципе не стоило переносить на экран. На протяжении полутора часов четверо старинных друзей обмениваются откровениями на тему собственной жизни. В итоге все приходят к выводу, что «от добра добра не ищут» и «надо любить того, кто рядом». Не всегда вкусные шутки, неуместное театральное существование в кадре одного из артистов и чудовищная навязчива музыка оставляют весьма смешанное чувство. Вместо ожидаемой радости – лёгкое недоумение, почему эти замечательные артисты, продемонстрировавшие на «Упражнениях в прекрасном» высший пилотаж в профессии, искромётный юмор и предельную честность, на этот раз пошли на поводу у зрителя и тем самым снизили свою собственную планку. Однако, зал принял картину на ура. Трогательный Гоша Куценко, убедительная Ирина Апексимова и история взаимоотношений их персонажей оставляют приятное послевкусие. Ну, а всё остальное можно списать на издержки халтурной режиссуры.

Что ж, будем надеяться, что самые интересные фестивальные события ещё впереди. Ну, а итоги основного конкурса жюри подведет 30 июня на торжественной церемонии закрытия ММКФ.


Политика Эксперт прокомментировал призыв в США к новым санкциям против России Эксперт прокомментировал призыв в США к новым санкциям против России

Призывы американских сенаторов-демократов к санкциям против России за якобы вмешательство в президентские выборы-2020 в США можно расценивать как "глас вопиющего в пустыне" на фоне не самой успешной предвыборной кампании Демократической партии, считает директор Фонда изучения США имени Франклина Рузвельта МГУ Юрий Рогулев.

Экономика Богатейшие люди за день потеряли 139 миллиардов долларов Богатейшие люди за день потеряли 139 миллиардов долларов

Самые богатые люди мира потеряли 139 миллиардов долларов в понедельник из-за опасений на фондовых рынках, что коронавирус ударит по мировой экономике. Об этом сообщило агентство Bloomberg.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура Зачем Сергей Шнуров идет в политику Зачем Сергей Шнуров идет в политику

На прошедшей неделе самой топовой новостью стало сообщение о том, что рок-музыкант Сергей Шнуров, лидер групп "Ленинград" и "Рубль" вступает в Партию Роста и собирается участвовать в предстоящих выборах в Госдуму.

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.