2 июля 2013, 08:19

Бизнес с социальной миссией

На днях в Торгово-промышленной палате РФ состоялся круглый стол, посвященный социальному предпринимательству. В нем приняли участие представители Минэкономразвития РФ, Координационного совета ТПП РФ по вопросам развития социального бизнеса и предпри

Социальное предпринимательство – явление для России относительно новое, но, в то же время, очень востребованное. Основной принцип социального предпринимательства – решать наиболее острые социальные проблемы, используя бизнес-механизмы. Выступивший на круглом столе президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута отметил, что социальный бизнес сегодня является связующим звеном между некоммерческой деятельностью и бизнесом, в основе которого лежит желание предпринимателей делать доброе дело для других. Они мечтают, чтобы их успешная бизнес-модель активно, а главное, эффективно использовалась и в других регионах. Всю свою энергию и все возможные экономические инструменты они используют, чтобы ежедневно повышать качество жизни социально незащищенных групп людей, бороться с бедностью и безработицей.

Но выбрав своей миссией изменение мира к лучшему и дело во благо всего общества, социальные предприниматели должны оставаться конкурентоспособными, а ведь изначально они находятся в неравных условиях с традиционным бизнесом. Поэтому без помощи со стороны государства и общества путь социального предпринимательства в России может оказаться долгим и сложным.

Мария Кулик, президент РБОФ «Качество жизни», рассказала об опыте интеграционного полиграфического предприятия в г. Москве, на котором год назад были трудоустроены 88 людей с тяжелыми формами инвалидности. На практике просто создать рабочие места для данной категории социально-незащищенных граждан оказалось недостаточным. «Предприятию потребовалось привлечение дополнительных специалистов по инклюзии, которые должны сопровождать непростой процесс социально-психологической и профессиональной адаптации инвалидов на производстве, мастеров, которые обучают сотрудников полиграфическим навыкам, сурдопереводчиков для коммуникации со слабослышащими людьми, медицинских работников, - рассказала Мария. - Разумеется, без поддержки государства очень сложно вывести социальный бизнес с такими потребностями в режим самоокупаемости, и предприниматель вынужден, как правило, повышать стоимость своей продукции, что делает его неконкурентоспособным на рынке».

Она привела в пример подход к решению данной проблемы в Германии, где основные усилия государства направлены на то, чтобы сохранить уже созданные рабочие места для инвалидов. Государство полностью возмещает немецким предпринимателям затраты на сопровождающий персонал, покрывает 80% расходов на обустройство рабочих мест и часть затрат на заработную плату для сотрудников с инвалидностью, компенсируя их недостаточную производительность труда из-за ограничений по здоровью. Кроме того, согласно закону о квотировании рабочих мест в Германии, 5% от общего числа сотрудников должны составлять люди с инвалидностью. Этот закон сопровождает высокая система штрафов: только в земле Берлин ежегодно в казну поступает порядка 20 млн евро от предпринимателей, не соблюдающих закон о квотировании. Эти деньги идут на поддержку тех предприятий, в которых трудоустроены люди с инвалидностью. Отдельный вопрос – сбыт продукции, изготовленной социальными предпринимателями.

Евгений Рапопорт, создатель предприятия «Авоська дарит надежду», на котором работают слепые и слабовидящие инвалиды подчеркнул, что «не имеет смысла учить или поддерживать предпринимателя, если он потом не может реализовать те продукты и услуги, которые производит. Поэтому первоочередная задача государства – договориться с бизнесом и открыть для социального предпринимателя рынки сбыта». По его мнению, стимулировать можно самих заказчиков и потребителей продукции социального бизнеса, предусмотрев для них преференции и льготы.

Развитию социального предпринимательства, по мнению участников мероприятия, также может способствовать популяризация его основ и принципов среди населения, которое до сих пор считает несовместимым понятия бизнеса и благотворительности. Этого можно добиться как через СМИ, так и при помощи создания товарного знака, благодаря которому потребители и сами производители смогут идентифицировать товар и услуги социально ответственного бизнеса на рынке. Такая работа будет способствовать формированию в обществе благожелательного отношения к новому виду предпринимательской деятельности. К тому же покупая продукцию с таким товарным знаком, потребитель получает возможность внести свой вклад в решение проблем незащищенных слоев населения.

Несмотря на трудности, с которыми сегодня сталкивается социальный бизнес, интерес к теме социального предпринимательства растет. И сейчас очень важно поддержать эти начинания и заложить прочный фундамент, на котором будут зарождаться, и воплощаться в жизнь социально-значимые проекты предпринимателей новой формации.



Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.