17 июля 2013, 13:45, Максим БАШКЕЕВ

Страна, которой плевать

Закончился траур по погибшим в страшном ДТП в новой Москве. Произнесены все приличествующие случаю речи и заявления. Своим чередом идет судебное разбирательство. Страна продолжает жить, идет дальше и на повестке дня сегодня уже совсем другие те

Страна, которой плевать

Для страны, в которой и дня не проходит без массовой гибели людей в тех или иных обстоятельствах, – вполне нормально. Для государства, в котором слова «порядок» и «закон» – это немного больше, чем пустой звук, – недопустимо. Новейшая история России сделала нас черствыми, эгоистичными. Мы привыкли к тому, что смерть где-то рядом, что она почти всегда стоит за спиной и в любой момент может положить руку на твое плечо. Это катастрофически демотивирует, лишает возможности смотреть в будущее, оценивать происходящее не с точки зрения сиюминутного выживания, а хотя бы среднесрочного прогнозирования.

Говоря про эгоизм и безразличие, я ни в коем случае не имею в виду местных жителей, которые первыми бросились извлекать пострадавших из искореженного автобуса, не спасателей, которые буквально откапывали людей из-под тонн гравия, и не медиков, которые до последнего боролись за жизни людей. Все они сделали все, что от них зависело, и может быть, даже больше. Мой посыл адресован тем, кто, располагая полнотой власти, при желании мог бы навести порядок в нашей несчастной стране, но отчего-то не спешит этого делать.

Кто бы что ни говорил, но, по моему глубокому убеждению, произошедшее под Подольском – это не что иное, как прямое следствие все углубляющейся пропасти между миром бумажек с печатями и суровой действительностью. Общаясь с чиновниками самого разного уровня я неоднократно ловил себя на мысли, что в их глазах ситуация в стране в общем и целом достаточно позитивна, за исключением единичных «перегибов на местах». А вот, с точки зрения рядового россиянина, страна стремительно накрывается медным тазом.

С точки зрения кабинетного работника, КамАЗ и рейсовый автобус в принципе не должны были встретиться, причем по целому ряду причин. Прежде всего, водитель любого транспортного средства, выезжающего со второстепенной дороги, перед осуществлением маневра должен убедиться в его безопасности и при необходимости уступить дорогу транспорту, движущемуся по главной дороге или съезжающий с нее. По умолчанию при этом подразумевается, что транспортное средство, находящееся на дороге, является технически исправным. В случае с многотонным грузовым автомобилем также, само собой разумеется, что он загружен без нарушения весовых нормативов, а его водитель соблюдает гигиену труда и не сидит за баранкой по 24 часа в сутки, за чем неусыпно следит тахограф…

Но, к сожалению, эта идиллическая картина существует только на бумаге и в фантазии тех, кто эти бумаги сочинял. От российской дорожной действительности волосы встают дыбом на всех без исключения частях тела. Все мы прекрасно знаем, какой хаос творится на наших дорогах, каким вопиющим образом игнорируются и нарушаются Правила дорожного движения. А как у нас осуществляется контроль за техническим состоянием автомобилей? Судя по внешнему виду сотен убитых «жигулей» вездесущих бомбил из южных республик, никак. Вообще никак. Мы уже писали, что немалая часть того, что должно было пойти под пресс в рамках программы по утилизации автохлама, благополучно вернулось на дороги страны. Кстати, если мне не изменяет память, было очень много шума по поводу какой-то бумажки, которая должна была бороться с нелегальными таксистами. Сознательно не говорю «закона», потому что закон – это серьезный, уважаемый документ, а солидность этой бумаги очень легко собственными глазами проверить около каждой станции столичного метрополитена. И не надо рассказывать про совсем недавно введенные диагностические карты… Есть подозрения, что уж чему-чему, а им точно не светит стать панацеей от вороха проблем, доставшихся по наследству от прежней системы получения талонов технического осмотра.

Теперь о тоннах и пунктах весового контроля. В стране, где люди в погоне за прибылью умудряются в два раза перегружать «газель», наивно надеяться, что самосвал КамАЗ 65115 не прихватил в рейс пару-тройку лишних тонн щебня. Действительно, а почему бы и нет? Ведь пунктов весового контроля мало и все они, равно как и их местонахождение, прекрасно известны заинтересованным в этом водителям, которые давным-давно нарисовали для себя подробнейшую сеть маршрутов объезда подобного рода объектов.

Посмотрев видеозапись этого ужасного ДТП, некоторые эксперты пришли к выводу, что водитель мог уснуть за рулем. В противном случае его нужно со всеми на то основаниями признавать умалишенным. Сознательно лететь по встречной полосе второстепенной дороги, объезжая скопившийся транспорт, а затем, не тормозя, вылететь на Калужское шоссе может только глубоко нездоровый человек. Впрочем, водитель КамАЗа Грачья Арутюнян, судя по картинке из зала Тверского суда столицы, ни в коем случае не может считаться невменяемым. Более того, он в полной мере осознает, насколько ужасны последствия того, что он совершил. Где тогда, позвольте спросить, исправный тахограф, где этот чертов жесточайший контроль гигиены водительского труда, о котором с таким жаром говорили все кому не лень три года назад?

Умный человек учится на собственных ошибках. Очень умный – на чужих. Мы же, к сожалению, похоже не обучаемы. Двадцать один человек, погибший в страшной аварии 25 июля 2009 года в Ростовской области, умер просто так. Простите, но живые не сделали ровным счетом никаких выводов. Бумага, предписывающая работать, строго соблюдая трудовое законодательство, была многими воспринята как вызов, как очередное никчемное препятствие на пути к прибыли. Отсюда и техники обмана тахографов, и установка откровенно неработоспособных «муляжей».

Показательно и то, что перекресток, на котором произошло это дикое ДТП, давно пользуется дурной славой как у водителей, так и у местных жителей, по словам которых редкая неделя обходилась без того, чтобы на этом месте не разбивались люди. Нередко машины таранили заборы приусадебных участков, особенно в темное время суток. О том, что здесь нужен светофор, местные говорили давно. Однако было ли кому-то до этого дело? Опять-таки показательно, что именно после ДТП с 18 оборвавшимися жизнями, дорожные службы по одной из сторон шоссе Щапово – Ознобишино установили металлический отбойник и собираются сделать то же самое по второй, а по центру обновили разметку. Кто знает, может быть, и светофор здесь когда-нибудь действительно поставят. По крайней мере, временно исполняющий обязанности столичного градоначальника Сергей Собянин пообещал это сделать. А еще областные власти грозились провести инспекцию самых опасных перекрестков области. Хорошо бы, чтобы она закончилась реальным делом, а не написанием очередных бумажек.

Что же до судьбы Грачья Арутюняна, то ему надо молиться на российское правосудие. Максимум, что грозит водителю самосвала, – это 7 лет лишения свободы в колонии строгого режима. И это за 18 трупов и два десятка инвалидов.


Политика Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией Министр обороны Греции заявил о готовности к военному конфликту с Турцией

Министр национальной обороны Греции Никос Панайотопулос заявил, что Греция для защиты своих суверенных прав готова ко всему, в том числе и к военным действиям против Турции в случае провокаций.

В мире Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ Глава партии Зеленского в Раде заявил о неприемлемости условий МВФ

Условия Международного валютного фонда по новой кредитной программе неприемлемы для Украины, заявил глава фракции "Слуга народа" в Верховной раде Давид Арахамия в эфире телеканала "Украина 24".

Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.


Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.