19 июля 2013, 11:34, Максим БАШКЕЕВ

С Марса сдуло атмосферу и океан

Ученые из НАСА достоверно установили, что на Марсе в больших объемах присутствовала вода в жидком агрегатном состоянии и была плотная атмосфера. Однако после катаклизма сначала исчезла вторая, за ней последовала и первая.

С Марса сдуло атмосферу и океан

Благодаря более чем плодотворной работе ровера Curiosity ученым всего мира и прежде всего специалистам NASA становятся известны все новые и новые обстоятельства жизни красной планеты. То, что раньше было исключительно научными гипотезами, обретает основание, открывая в том числе и нам, простым обывателям, много интересных фактов.

Конечно, основной задачей марсианской миссии, в понимании подавляющего большинства землян, является если и не обнаружение разумной жизни на не такой уж и далекой по космическим меркам планете как таковой, то по крайней мере, уж ее следов. Открытие такого масштаба произвело бы эффект разорвавшейся бомбы, заставив нас совершенно по иному взглянуть на вопросы мироздания вообще и конкретно наше место во вселенной в частности. Однако пока ничего однозначно революционного обнаружено не было. Ну или до поры до времени 99,9 процентам населения Земли об этом ничего не известно.

Зато доподлинно известно другое. Когда наша планета только формировалась и была совершенно не приспособлена для жизни, Марс представлял собой достаточно привлекательное место с большими объемами воды в жидком агрегатном состоянии на поверхности и плотной, теплой атмосферой. В совокупности все это является если и не гарантией развития жизни в том виде, котором мы себе привыкли ее представлять, то уж точно прекрасными условиями для зарождения оной.

Тем не менее, около 4 миллиардов лет назад на красной планете произошло нечто, вследствие чего ее атмосфера крайне обеднела. Говоря по-простому ее фактически сдуло в космос. Вслед за ней последовала и вода, после чего Марс окончательно и бесповоротно стал представлять собой безжизненную пустыню.

Данные, полученные от Curiosity, свидетельствуют о том, что на планете действительно существовала полноценная атмосфера. Дело в том, что любая газовая оболочка планеты состоит как из «тяжелых», так и из «легких» изотопов. Первым при прочих равных покинуть ее тяжелее, вторым легче. Так вот в процессе анализа выяснилось, что доля «тяжелых» изотопов в марсианской атмосфере аномально высока, что может свидетельствовать только о том, что «легкие» ее уже покинули.

Более того, сравнив сегодняшние данные с теми, что были получены еще в 70-е годы прошлого века со спускаемого аппарата Viking, ученые пришли к выводу, что утечка продолжается, правда уже далеко не такими темпами, как 4 миллиарда лет назад. Почему это произошло? На данный момент наиболее вероятной причиной катаклизма является потеря Марсом магнитного поля, после чего потоки жесткого солнечного ветра сдули с него атмосферу. А вот что стало причиной того, что красная планета лишилась защищавшего его магнитного поля – пока остается загадкой.

Что касается воды, то она, скорее всего, очень быстро последовала за воздушной оболочкой. Если говорить о ее первоначальных объемах, то они были вполне солидными. Специалисты NASA и Калифорнийского технологического института практически на 100 процентов уверены в том, что обнаружили в северном полушарии планеты ложе древнего океана, в который впадали реки, причем крупные и достаточно продолжительное время, которого хватило для того, чтобы у них успела сформироваться дельта. К такому выводу ученых подтолкнули снимки, сделанные космическим аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter, на которых, собственно, и удалось разглядеть крупную речную систему. То что сейчас, возможно, осталось на Марсе в замерзшем состоянии - лишь толика первоначального количества воды на планете.

Объекту дали поэтическое название Ривьера Эола (античный бог ветра), поскольку обнаружили его на обширной плоской местности, именуемой Эолийская равнина. Честно говоря, открытие было ожидаемым, поскольку после того, как Curiosity обнаружил русло древнего ручья, выявление более крупного водного объекта оставалось лишь делом времени.

Тем временем.

Марсоход Curiosity разменял свой первый километр на поверхности красной планеты. В 335-й день своей миссии он преодолел психологически важный рубеж в 1000 пройденных метров. На данный момент его «пробег» составляет 1029 метров.

Экономика Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти Источник сообщил детали переговоров ОПЕК+ о сокращении добычи нефти

Страны сделки ОПЕК+ обсуждают два варианта продление сокращения добычи нефти в объеме 9,7 миллиона баррелей в сутки: до сентября с пересмотром в августе и до конца года, сообщил источник в одной из делегаций, представленных в альянсе.

Общество Журналист опроверг мнение о "клевете" в нашумевшем ролике про поправки к Конституции Журналист опроверг мнение о "клевете" в нашумевшем ролике про поправки к Конституции

Ролик о поправках к Конституции, в котором однополая российская семья усыновляет мальчика, спровоцировал бурные обсуждения в Сети. Журналист Петр Акопов посмотрел это видео и не нашел в нем признаков клеветы или разжигания ненависти к представителям нетрадиционной ориентации.

Культура Участники объявлены, но фестиваль отменён Участники объявлены, но фестиваль отменён

В этом году 73-й Международный Каннский кинофестиваль по понятной причине не состоялся в традиционно обозначенные сроки, а именно: с 12 по 23 мая, поэтому был отложен ориентировочно сначала до конца июня, потом до середины осени, а теперь президент фестиваля Пьер Лескюр на днях объявил, что в этом году он окончательно отменён.