23 июля 2013, 13:58, Тамара МАРТЫНОВА

На «Базаре» наломали дров

На участников и гостей нынешнего «Базара» обрушился ворох новостей. Теперь у него новый формат (фестивальное действо сократили на два дня), новое руководство (прежний гендиректор, стоявший у руля 21 год, ушел по болезни) и новая концепция

Эту концепцию обнародовал новый министр культуры РБ Борис Светлов только в середине мая. Поэтому подготовка к «Славянке-2013» вышла на финишную прямую позже обычного. Соответственно с опозданием началась и продажа билетов. На концерты в Летний амфитеатр, которому в этом году исполнилось четверть века, – 28 мая. На другие площадки, где проходили театральные, кинематографические и иные фестивальные мероприятия (сейчас их состоялось всего 60, а прежде бывало и вдвое больше), билеты стали продавать и вовсе в июне. Ажиотажным спросом пользовались открытие славянского праздника, театральные антрепризы, выступления итальянцев «Привет из Сан-Ремо», группы «Руки вверх» и «Концерт дружбы. Союзное государство приглашает…». А вот, скажем, «сольник» Александра Малинина, который поставили на замену «сольника» провинившегося Витаса, и «Бенефис Вилли Токарева» интереса у публики не вызвали.

Вообще, зрители этого фестиваля не просто искушенные, избалованные обилием звезд, а даже привередливые – в первую очередь, конечно, молодежь. Приведу несколько мнений, появившихся в Интернете перед нынешним форумом: «Базар» сдулся; попса жесточайшая; заезженные исполнители; певицы сплошь бальзаковского возраста… Ясно, что это писали юные максималисты, ставящие во главу угла собственные предпочтения. Им, желающим видеть прежде всего своих кумиров (типа украинской рок-группы «Люмьер»), и невдомек, что организаторам витебского зрелища приходится ориентироваться на вкусы большинства зрителей, и что фестиваль находится, фигурально выражаясь, «между молотом и наковальней». Кстати, я тоже, пока не вникла в суть дела, упрекала директора «Базара» Родиона Басса: зачем они делают ставку на масскультуру? Зачем дублируют певцов из программы РТР «Субботний вечер», от постоянного мелькания которых на экране уже и так идиосинкразия?

Выяснилось, что это отнюдь не прихоть устроителей. Просто они обязаны думать о том, чтобы Летний амфитеатр на 6200 мест всегда был заполнен. Потому что «Славянский базар» должен зарабатывать сам на себя (пожалуй, он – единственный форум в ближнем и дальнем зарубежье, который вынужден это делать). Такую задачу перед его организаторами поставили власти Беларуси несколько лет назад, ибо национальной казне он обходится, что называется, в копеечку. В частности, в 2011 году общий бюджет «Славянки» составил около 20 млрд белорусских рублей. В 2012-м – почти 33 миллиарда, то есть расходы выросли примерно на 65%. Сейчас, несмотря на сжатие сроков фестиваля, он потребовал затрат в 40 млрд.

А на чем и на ком устроители «Базара» могут сделать кассу? Только на звездах, которых публика знает, видит по ТВ. Народ привык к медийным лицам. Отсюда и следовало приглашение в Витебск пресловутых участников «Субботнего вечера» и театральных антреприз с известными актерами. Да, это не высокое искусство, а масскультура. Но зрители идут, увы, именно на это. И именно за счет этого фестиваль продолжает существовать третий десяток лет. Лично я, честно говоря, попадаю на антрепризы «по блату» (мне дают приставной стул). На такие зрелища билеты раскупаются сразу, как только поступают в продажу. А вот на серьезных театральных спектаклях аншлаги наблюдаются не всегда. Скажем, в прошлом году Национальный драмтеатр им. Горького (Беларусь) привез в Витебск гениальную постановку «Пане Коханку» с Ростиславом Янковским в главной роли. И что вы думаете? В зале оставались свободные места. И на спектакле Даугавпилсского театра «Еврейское счастье», поставленном по пьесе Людмилы Улицкой, ситуация была аналогичная. Неудивительно, что на нынешнем фестивале шли исключительно антрепризы, причем московские. Билеты на них были проданы еще до официального открытия «Базара».

На сегодняшний день славянский праздник окупает себя на 70% с «хвостиком». Остальные деньги он получает из Резервного фонда президента РБ, из республиканского Минкульта и Управления культуры Витебского облисполкома. Самую большую сумму всегда дает Александр Лукашенко (сейчас она составила 8 с лишним миллиардов белорусских рублей, то есть миллион долларов). Еще этот международный культурный проект софинансирует Союзное государство – в его бюджете на «Славянку» закладывается около 25 млн российских рублей. Правда, российская доля – она составляет 9,3 миллиона – в Витебск не поступает. Наша страна сама же эти деньги и тратит, точнее, та компания, которая занимается у нас подбором артистов на «Базар». А это Центр под руководством Владимира Линчевского, постоянно выигрывающий тендер, проводимый Минкультом РФ. Парадокс: несмотря на то, что фестиваль обходится все дороже, его финансирование из союзного бюджета не увеличилось за 10 лет ни на копейку.

В общем, маленькая Беларусь практически одна несет финансовое бремя по реализации этого межгосударственного проекта. Да, доход самого «Славянского базара» растет (это выручка от реализации билетов, деньги от рекламодателей и спонсорская помощь). В прошлом году он составил 22 млрд тамошних рублей, в нынешнем – 27 миллиардов. Однако стать самоокупаемым на 100% фестиваль, как мне кажется, вряд ли сможет. А вот вице-премьер РБ Анатолий Тозик уверен, что если активизировать коммерческую деятельность, то эта задача вполне решаемая. Но в последние годы организаторы и так вылезали из кожи вон перед каждым славянским праздником, придумывая, как самим заработать побольше и, таким образом, уменьшить нагрузку на национальную казну. Словом, им не позавидуешь. Они – заложники ситуации. И с этой стороны, и с другой: их во всем контролирует Минкульт республики. А там, кого из артистов знают, кого помнят по советским временам, того и рекомендуют приглашать на «Славянку».

Самое любопытное, что полгода назад Александр Лукашенко упрекнул устроителей фестиваля за то, что на нем дублируются артисты с РТР, ОНТ, и что они приезжают в Витебск «с заезженными под фонограмму музыкальными композициями». Президент республики потребовал «встряхнуть «Славянский базар» и внести в него новизну. Что и было неукоснительно сделано.

Белорусское правительство приняло решение о внесении в форум изменений. Потом новый облик «Славянки» разработало Министерство культуры РБ и согласовало его с Минкультом РФ. В итоге отменили тематические Дни, уменьшили срок проведения праздника, сократили общее число мероприятий… То есть теперь, как гордо утверждают чиновники РБ, у этого культурологического проекта появился новый имидж.

А ведь еще на открытии «Базара-2012» Лукашенко говорил: «Мы никогда не оставляли и не оставим фестиваль без внимания и государственной поддержки, чтобы этот масштабный форум всегда сохранял присущие ему широту и размах». Увы! Сохранить широту и размах славянского праздника не удалось. Его секвестрировали. Конечно, раньше в Дни национальных культур амфитеатр не всегда бывал заполнен. Но, как правильно сказал знаменитый белорусский певец Александр Тиханович, следовало работать над улучшением содержания этих Дней, а не отказываться от них вовсе. Поскольку это были те «три кита», на которых «Славянский базар» держался многие годы.

Что касается указания Лукашенко омолодить фестиваль, то оно было реализовано лишь отчасти. В Витебск прибыли в основном те же самые исполнители, которые там уже не раз выступали. Более того, часть из них дублировала в концертах. Скажем, Пьеха, Ваенга, Бабкина, Билан, Рымбаева, Бусулис и другие участвовали в открытии «Славянки-2013», а на следующий вечер – уже в гала-концерте «Союзное государство приглашает…». Правда, звезды повторялись с другими номерами и были погружены в иное драматургическое и режиссерское действо.

Новые лица на фестивале, впрочем, тоже были. Зрители с восторгом встретили фаворитов последнего «Евровидения»; участников программ «Один в один» и «Две звезды» российского Первого канала; известных итальянских певцов, выступивших в шоу «Привет из Сан-Ремо»… Ну и еще, разумеется, на «Базар» приехали начинающие вокалисты, желающие громко заявить о себе. Во взрослом конкурсе на сей раз соревновались исполнители эстрадной песни из 21 страны. В том числе посланница Боснии и Герцеговины Йована Ральич, несколько лет назад участвовавшая в Витебске в детском конкурсе. А вот Австралия прислала на «Базар» свою представительницу впервые – ею оказалась наша бывшая соотечественница Виктория Болонина. К сожалению, ни она, ни Раиса Мовсисян, представлявшая Россию, в число призеров не вошли. Лучшим судейская команда под руководством Ларисы Долиной назвала поляка Михала Качмарека (кстати, это первая победа представителя Польши за 22 года существования фестиваля). Конкурс оказался непредсказуемым. Поначалу бесспорным лидером там был белорус Александр Соловьев. Но потом из-за неправильно выбранной песни он скатился аж на пятую позицию, и в итоге разделил третье место с румынским исполнителем. Зато «профи» с телеканала «Россия 1» были в своем репертуаре: из двух дней этого состязания (общей продолжительностью почти(???) 5 часов) они смастерили двухчасовую передачу, где почти(???) полчаса занимали рекламные паузы.

Второй конкурс, в котором участвовали девочки и мальчики из 18 стран (там победила болгарка Присияна Димитрова), российские телевизионщики проигнорировали вовсе. Конечно, и белорусское ТВ, и канал «Мир» вели полноценные трансляции из Витебска. Но, спрашивается, почему широкая аудитория нашей страны не может посмотреть «Славянский базар» в полном формате, без всяких манипуляций со стороны телекиллеров? Почему коммерческий «междусобойчик» в Латвии под названием «Новая волна» государственное Российское ТВ показывает часами, а от культурного события в Беларуси оставляет в эфире «рожки да ножки»? Почему руководству ВГТРК это своеволие сходит с рук? Ведь «Россия 1» – канал, на содержание которого мы все платим деньги из своих карманов, и он обязан предоставлять людям достоверную информацию. Тем не менее там извращают действо по собственному усмотрению.

В преддверии фестиваля министр культуры РБ Светлов педалировал на том, что нужно больше думать о телезрителях, заявлял, что ради этого по-новому оформляется сцена амфитеатра, и так далее. Однако российским телевизионщикам все это оказалось «по барабану». Сейчас они даже сократили количество трансляций с «Базара» по сравнению с предыдущими годами: в эфир вышли лишь три (искромсанные и переделанные донельзя) программы. Когда я смотрю их телевизионное варево, то не перестаю удивляться: как можно искажать реальность до неузнаваемости?.. Паноптикум, да и только! В Витебске люди видят одно мероприятие, а на российских экранах предстает нечто совершенно иное. Вот только не понятно, зачем такое мастерство (со знаком «минус», конечно) применяется именно к международному фестивалю искусств – совместному проекту Беларуси и России? На мой взгляд, это либо демарш, либо диверсия! А ведь, несмотря на происшедшие там пертурбации, из Витебска было что показать. Только в амфитеатре состоялось 18 концертов, не говоря уж про действия на других площадках, где шли театральные антрепризы, кинопоказы, выставки изобразительного искусства, ярмарки народных ремесел и так далее.

Кстати, главной тенденцией этого праздника всегда было стремление к новизне и разнообразию. Притягателен был и сам фестиваль. Конечно, праздник на праздник не приходился, одни получались более насыщенными и интересными, другие – менее. Но его устроители всякий раз стремились чем-то удивить зрителей. То это была романтическая, незабываемая по атмосфере «Ночь балета»; то шоу, в котором акробаты воплощали в воздухе шагаловские картины. То создали целый фестивальный мегаполис, включающий Летний амфитеатр, навесной мост, башню, где разместился музей «Славянского базара»; то заменили привычные декорации на компьютерно-графическое оформление сцены; то открыли Аллею звезд (сейчас она пополнилась именем народной артистки СССР Эдиты Пьехи)… Вот и намедни удивили, да еще как! Правда, сами организаторы форума тут абсолютно ни при чем – не они стали инициаторами нынешних пертурбаций.

Перемены «Базару», конечно, требовались. Но, на мой взгляд, не столько и не сразу. Посему утверждать, что все они пошли на пользу этому международному культурному проекту, язык не поворачивается. Сейчас на «Славянке» взят отчетливый курс на попсу и гламур – похоже, ее хотят превратить во вторую «Новую волну». Лично мне такая тенденция представляется категорически не правильной. У этого фестиваля всегда было свое индивидуальное лицо и масса поклонников. Теперь он начал терять и то и другое.

Возможно, драматизировать ситуацию пока не стоит. Но, поскольку останавливаться на достигнутом реформаторы не собираются, – министр Светлов так и заявил: «Каждый год мы должны предлагать что-то новое»,(???) – будущее форума вызывает тревогу. И, если судить по намерениям, которые высказывают официальные лица Минска: мол, надо активизировать коммерческую деятельность фестиваля, он должен перейти на 100%-ную самоокупаемость и далее в том же духе, – то может случиться, что очень скоро «Славянка» споет свою лебединую песню. Чего бы очень не хотелось.


Политика В МИД Турции рассказали о переговорах с Россией по ситуации в Идлибе В МИД Турции рассказали о переговорах с Россией по ситуации в Идлибе

Владимир Путин и его турецкий коллега Реджеп Тайип Эрдоган могут провести переговоры в связи с обострением ситуации в сирийском Идлибе, заявил министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу в эфире телеканала TRT.

Экономика Кто ответит за нынешнее состояние дел в Роскомснаббанке? Кто ответит за нынешнее состояние дел в Роскомснаббанке?

В 2019 году Центральный Банк России сначала установил рекорд: 32 рабочих дня без отзывов лицензий у банков, а затем его же улучшил до 35-ти рабочих дней, что удивительно и необычно.


Общество Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения Россиянам разрешат выбрать любую национальность при переписи населения

Жители России вновь смогут выбрать любую национальность при переписи населения, которая состоится в этом году, заявил "Парламентской газете" первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов.

Культура На НТВ раскроют секретные планы ЮАР На НТВ раскроют секретные планы ЮАР

24 февраля в 23.20 на НТВ состоится премьера документального проекта Алексея Поборцева "Секретная Африка. Бомба в Калахари" из цикла "НТВ-видение".

Спорт ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу ФИФА отреагировала на сообщения о недопуске России к ЧМ по футболу

Международная федерация футбола (ФИФА) не располагает новыми данными об участии сборной России в чемпионате мира по футболу 2022 года, сообщили в пресс-службе ФИФА.