29 июля 2013, 14:13, Антонина КРЮКОВА

Полная прозрачность при подвешенном языке

В течение прошлой недели в Министерстве культуры РФ проходил эксперимент, связанный с новым форматом отбора фильмов, претендующих на государственную финансовую поддержку. Эта нехитрая процедура, появившаяся у нас сравнительно недавно, называет

Полная прозрачность при подвешенном языке

Понятно, что Министерство культуры таким образом пытается придать процессу отбора большую прозрачность и объективность, чтобы его перестали упрекать в распределении денег среди «своих». А с другой стороны, в живом, публичном, пусть даже пятиминутном (так требует регламент) общении жюри с представителями съемочной группы, больше шансов не пропустить интересный проект, который действительно стоит поддержать, чем при чтении безликих синопсисов. Только вряд ли каждый из членов экспертного совета читал все до одного сценария, поданных на конкурс. Этого сделать просто физически невозможно из-за огромного потока текстов. Отсюда и уровень объективности – все-то у нас не дотягивает до мировых стандартов.

На питчинг допускались те проекты, сценарии которых предварительно уже были отобраны экспертной комиссией из числа поданных в департамент кинематографии заявок. Теперь же авторы должны были как можно красочнее и убедительнее представить свои будущие фильмы. Удивительно, но многим это удалось, – рассказать не только о жанровых, стилистических особенностях и актерах, которых намечено там снимать, но также о предполагаемых кассовых сборах, и даже гипотетическом фестивальном интересе, который может появиться не только на просторах нашей родины, но и за рубежом. Одним словом, все это похоже на известную ситуацию: наш товар, ваш купец. Таким образом, за четыре июльских дня через питчинг прошли документальные проекты, дебютные, для детей и юношества и, наконец, игровые авторские и экспериментальные фильмы. В результате по каждой категории экспертный совет, в который входят видные отечественные кинематографисты, из поданных на рассмотрение 250 заявок отобрал порядка десяти картин, которые точно получат от государства положенную сумму денег. Возлагать надежды на то, что новые получатели субсидий прославят наш кинематограф и будут способствовать невиданному его подъему, вряд ли стоит. Хотя любопытно, каким кинорежиссером окажется, например, Сергей Пускепалис, намеревающийся дебютировать картиной «Выживший», или сценарист Юрий Арабов, решивший по собственному сценарию поставить фильм «Русские жены», где рассказывается история про судьбы русских женщин, в 50-е годы прошлого века вышедших замуж за албанцев. Или Владимир Толкачиков, давний ученик Владимира Меньшова, проект которого «Предопределение» по сценарию, написанному его учителем, тоже сочли достойным господдержки.

Откровенно говоря, для нашего государства средства, выделенные на кинематограф, это, считай, деньги, истраченные на благотворительность, потому что, как правило, наше кино, тем более авторское, не отличается толпами поклонников, да и в прокат попадает за редким исключением. Поэтому ждать от него внушительных кассовых сборов, приличной финансовой отдачи – явно не приходится. Однако Министерство культуры, в отличие от Фонда кино, который занимается коммерческими проектами, должно заботиться о развитии киноискусства, хотя в последнее время в этом смысле вряд ли можно говорить об успехах российского кино, о чем свидетельствуют результаты международных кинофестивалей, с которых наши режиссеры возвращаются с пустыми руками.

В категории авторского и экспериментального кино, представленного почти тридцатью кандидатами на господдержку, счастливчиков оказалось двенадцать – эти проекты экспертный совет будет рекомендовать департаменту кинематографии поддержать, и каждый из них как раз и получат от 30 до 50 миллионов рублей, выделенных из федерального бюджета. В этом списке можно найти как хорошо известные имена Андрея Звягинцева («Левиафан»), Федора Бондарчука («Четыре сезона»), Кирилла Серебренникова («Чайковский»), так и малоизвестные: вряд ли кто-то вспомнит хотя бы один фильм Александра Шейна, который вот уже более шести лет не может снять свою картину о Маяковском. Недавно эту тему благополучно «похоронила» пара режиссеров в сериале, показанном на «России К». Также получит господдержку Игорь Угольников («Батальон смерти»), о котором сказать как о режиссере авторского кино ну никак невозможно. Правда, ему поможет Дмитрий Месхиев. Отчего-то из фаворитов копроектов Фонда кино перекочевала в министерский список картина Веры Глаголевой «Две женщины» по Тургеневу «Месяц в деревне».

В число осчастливленных субсидией также попали Валерия Гай Германика, в планах которой снять «Ночник» по сказке Андерсена «Оле-Лукойе». Романтический Гарик Сукачев с проектом «Лучшая в мире», Александр Лунгин с «Черной водой», Валерий Ахадов («Со дна вершины»), Иван Вырыпаев («Спасение»), Сергей Попов, известный сериалом «Фурцева», а теперь рискнувшим взяться за повесть «Двое в степи» Эммануила Казакевича, когда-то экранизированной самим Анатолием Эфросом.

Надо сказать, эксперты на этот раз оставили за бортом многих из тех, кто до сих пор предъявлял публике достойные кинопроизведения, позволявшие нашему кинематографу держать марку. Это, бесспорно, Александр и Андрей Прошкины, каждый из которых собирался снимать свою картину по сценарию того же Юрия Арабова. Не получил поддержки музыкальный проект «Веселые рэпята», продюсером которого выступил Валерий Тодоровский. В аутсайдерах оказался и Александр Миндадзе с фильмом «Милый Ханс, дорогой Петр», о котором многие уже наверняка слышали, как о проекте, где главных персонажей должны сыграть Евгений Миронов и Якоб Диль. Утешением можно считать то, что министерство пообещало этот проект рекомендовать для поддержки Фонду кино, хотя тот занимается массовым кинематографом, к которому проект Миндадзе отнюдь не относится. А еще экспертный совет включил в свой резерв фильмы «Каинова печать» Александра Котта, «Охота жить» Сергея Никоненко и «Дух Священной горы» Евгения Герасимова. При малейшей возможности эти проекты тоже получат субсидии.


Экономика Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ Коллекторов хотят допустить к работе с долгами россиян по ЖКХ

Коллекторские агентства могут допустить до полноценной работы с долгами граждан по ЖКХ. Об этом пишет газета "Коммерсант" со ссылкой на новую версию законопроекта о деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц.


Общество Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет Росстат опубликовал демографический прогноз на 16 лет

Высокий прогноз Росстата предполагает, что общая численность населения страны к началу 2036 года вырастет до 150,126 миллиона человек, а средняя продолжительность жизни увеличится с 73,42 года в 2020 году до 79,1 года в 2035-м.

Культура Смерть человека, как смена времен года Смерть человека, как смена времен года

Художественный руководитель Театра имени Маяковского Миндаугас Карбаускис вместе с молодыми актерами, часть из которых его студенты ГИТИСа, переложили на язык сцены роман Уильяма Фолкнера "Когда я умирала", написанный в монологах, дав спектаклю новое название "Йокнапатофа" - несуществующего округа в Миссисипи на юге США.

Спорт В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта В FISU поделились мнением о назначении Матыцина на пост министра спорта

В Международной ассоциации студенческого спорта (FISU) поделились мнением о назначении Олега Матыцина на пост министра спорта. Об этом сообщает пресс-служба организации.