6 августа 2013, 13:21, Любовь Лебедина

Роберт Стуруа победил Саакашвили

Когда 17 августа 2011 года всемирно известного режиссера отстранили от должности худрука Театра имени Шота Руставели (в котором он проработал 50 лет и принес всемирную славу этому коллективу), по обвинению в ксенофобии в адрес президента страны

Роберт Стуруа победил Саакашвили

Да и сам Стуруа, приехав в Москву (куда же ему ехать, как не к друзьям), весьма сомневался в возвращении на круги своя, даже если позовут. И все-таки он вернулся. Вернулся в родные пенаты накануне празднования своего 75-летия. Не только потому, что политики уходят, а искусство остается, и осиротевшая труппа продолжала бунтовать, не видя достойной замены, просто Стуруа не мог постоянно творить на чужбине. Ему не хватало хрустального воздуха, горных вершин седого Кавказа, спасительного юмора земляков, их наивной веры в справедливость и рыцарскую честь. Ведь фактически на этом построены все его спектакли, где трагедия не поглощает, а возвышает, катарсис ходит под ручку с горькой судьбой, а герои не умирают, они только перевоплощаются в духов, выдавая пропуск в рай.

Прежде все Роберт Робертович ценит в коллегах не столько творческие качества (хотя без этого никак нельзя), сколько человеческие. Понятие «друг» для него священно, оно снимает все вопросы в плане выгодно – невыгодно, перспективно – неперспективно. Именно поэтому в изгнании он выбрал театр «Et Cetera» Александра Калягина, который, не задумываясь, предложил ему должность главного режиссера, прекрасно понимая, что в первую очередь этому человеку нужны единомышленники, духовно близкие люди, а не лавры победителя. Сан Саныч отлично помнил, в каких муках рождались «Шейлок» и «Буря», как непросто было его артистам войти в стремительный поток шекспировских трагедий, а Стуруа все откладывал и откладывал показы публике, будучи недовольный собой и результатом. И теперь, когда премьер-министр Грузии Иванишвили подарил вернувшемуся режиссеру частный театр «Фабрика», где уже состоялась премьера «Мария Каллас, урок», а в Театре имени Шота Руставели он стал управляющим, тем не менее в конце августа этого года он опять приедет в Москву, чтобы поставить у Калягина «Комедию ошибок» Шекспира. Поскольку «уговор дороже денег» и дружба понятие круглосуточное.

Человеческие ценности всегда превалировали в творчестве Стуруа, не говоря о сострадании и умении понять человека, каким бы он маленьким не был, к какой бы национальности не принадлежал. Он никогда не признавал разделения народов на плохих и хороших. Ему бы и в голову не пришло во время абхазского конфликта назвать русских солдат оккупантами, врагами грузинского народа, ибо отлично понимал, откуда растут ноги амбиционных политиков, для которых цель оправдывает средства. Не зря же Роберт Стуруа поставил почти всего Шекспира, где борьба за трон оборачивалась опустошительной драмой для всех слоев населения. Можно ли из этого сделать вывод, будто Стуруа не доверяет политикам или презирает их? О своем отношении к сильным мира сего он высказывает в постановках, обращая взгляды зрителей в глубь истории, развивающейся по спирали, но почему-то человечество не извлекает из нее никаких уроков, продолжая наступать на одни и те же грабли. Когда большая советская империя начинала рушиться – Стуруа поставил в Грузии пророческого «Короля Лира», похоронив под обломками когда-то крепкого здания и правителей, и их вассалов. Вот почему Саакашвили так боится правдолюбца Стуруа, творчество которого невозможно запретить, разве только посадить режиссера в тюрьму, но тогда может произойти такой взрыв, что ни ему, ни его «угодникам» не поздоровится.

И все-таки в чем сила весьма благодушного на вид и беспощадного к себе режиссера, объявленного в Англии лучшим постановщиком Вильяма Шекспира, удостоенного в России премии имени Константина Станиславского и Георгия Товстоногова и не стесняющегося в Грузии звания народного артиста СССР?

Сила его, прошу у режиссера прощение за нелюбимый им пафос, в гуманизме, в неизбывном долге перед родной землей и матерью. В связи с этим вспоминается давно отшумевший спектакль Роберта Стуруа «Кавказский меловой круг» с разрывающим по эмоциональному накалу эпизодом в суде. Две женщины, претендующие на материнство, никак не могут поделить маленького мальчика. И тогда судья принимает эзопово решение: ставит мальчика в круг и предлагает женщинам тянуть его за руки в разные стороны. Какая перетянет – та и мать. Напряжение растет, атмосфера накаляется, кто же победит… И вдруг служанка Груша, когда-то спасшая ребенка, отпускает мальчугана, ей становится жалко это беззащитное существо. Поэтому суд признает ее настоящей матерью. И в этом весь Стуруа: в защите слабого и в христианской морали, вере в любовь и в добро. Поэтому вполне объяснима высшая премия патриарха всея Грузии Илии Второго, наградившего Роберта Стуруа орденом Святого Нино во время его юбилея. Ведь 75 лет – не предел для талантливого режиссера, тем более творческой личности, не приученной никому кланяться, разве только Всевышнему.


В мире США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана" США перебросят на Ближний Восток войска в ответ на "агрессию Ирана"

США отправят дополнительный военный контингент на Ближний Восток в качестве ответа на "агрессию Ирана против Саудовской Аравии", заявил американский министр обороны Марк Эспер.


Культура "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России "Золотого единорога" увидят в четырёх городах России

В Москве в кинотеатре "Октябрь" стартовал фестиваль "Золотой единорог". Этот киносмотр – спутник одноимённой премии, вручаемой в Лондоне с 2016 года – престижной награды, которую международное жюри присуждает российским фильмам. В списке российских показов представлены картины в номинации "Лучший зарубежный фильм о России".

Спорт Отличия синего и красного букмекера "Фонбет" Отличия синего и красного букмекера "Фонбет"

В чем разница между легальным и нелегальным букмекером с одним и тем же названием "Фонбет"? Основные отличия двух букмекеров. Как выглядит официальный сайт легальной и нелегальной конторы? Различия в игровом аспекте.