16 августа 2013, 06:09, Александр КАШТЕЛЯН

Эстрады легкой не бывает

Уже давно, где-то в разгар перестройки, мне довелось случайно услышать от одного из признанных мастеров сцены утверждение, что он не знает такого вида искусства, как эстрада (замечу, что это было время активного, если не сказать, прогрессивного насту

Эстрады легкой не бывает

В несправедливости и поспешности подобного утверждения меня убедила недавно изданная новая книга известного историка сценического искусства, музыканта, народного артиста России П.М. Шаболтая «Колумбы российской сцены» с подзаголовком «Драма и эстрада: параллели и взаимодействие», который определяет основную направленность этого объемного исследования.
Если первая часть книги – это история становления русской и советской эстрады, то ее последующие страницы посвящены «колумбам» сцены, которые своими художественными приемами сближали классический театр с эстрадой. Исследуя этот феномен, автор обращается к творчеству таких мастеров театра, как В. Мейерхольд, Н. Охлопков, А. Таиров, М. Яншин, Л. Сулержицкий, А. Эфрос. Ну а сегодня этот феномен синтеза искусств демонстрирует не только драматический театр, но и оперная сцена.
Соединяя в книге-исследовании, казалось бы, несоединимое – театр и эстраду – автор доказывает, что нет легких жанров, есть только искусство, к которому во всех его проявлениях надо относиться бережно и внимательно.
В этой заметке я не пытаюсь дать искусствоведческую оценку книги. Это уже сделала доктор искусствоведения Е. Уварова в заключительной главе «Постскриптум». Мне просто хочется воскресить в памяти знаменитые имена любимых артистов, отдавших свой талант искусству эстрады: Н. Смирнов-Сокольский, А. Райкин, Л. Миров и Н. Новицкий, Е. Березин и Ю. Тимошенко, Л. Утесов, К. Шульженко, Т. Кравцова. А также хочется выделить отдельно И. Шароева – народного артиста России, дважды академика, основавшего кафедру эстрадного искусства в Российской академии театрального искусства.
Я бесконечно благодарен автору за высокую оценку творческого вклада моего отца Сергея Каштеляна в становление российского сценического искусства. Хочется привести слова актрисы и певицы Елены Камбуровой, однажды сказанные: «В наши дни, полные всеобщего ожесточения и падения нравственности, когда даже в литературу и другие виды искусства стала проникать мутная волна порнографии, поэтическая сторона творчества Сергея Каштеляна всем необходима, как лекарство, как душевное отдохновение…»
История искусства сцены знает, что желание любыми средствами заявить о себе, не подкрепленное талантом, забывается быстро. И в истории остаются только истинные открытия Мастеров – «колумбов» сцены. Сегодня поиски нового, порой мучительные, не всегда удачные, убедительно подтверждают эту простую истину. 


Политика Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией Пушков прокомментировал готовность Трампа воевать с Турцией

Российский сенатор Алексей Пушков прокомментировал готовность американского лидера Дональда Трампа к войне с Турцией, отметив, что еще не было такого, чтобы США угрожали ударами союзнику по НАТО.

Экономика Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов Россия увеличила вложения в гособлигации США на 800 миллионов долларов

Россия в августе увеличила вложения в государственные ценные бумаги США на 800 миллионов долларов - до 9,3 миллиарда долларов, свидетельствуют данные американского минфина.


Общество Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России Минтруд прокомментировал сообщения о массовых сокращениях в России

В Минтруде ответили на публикации в СМИ о грядущих сокращениях в российских компаниях и заявили, что показатели безработицы в следующем году сохранятся на нынешнем уровне.

Культура Судьба. – Игрок. - Маскарад. Судьба. – Игрок. - Маскарад.

Собрать программу 2-го Всероссийского театрального фестиваля "Лермонтовская осень Ставрополья" оказалось делом непростым. Директору Ставропольского академического театра вместе с его командой буквально пришлось выискивать на театральной карте России идущие в репертуаре пьесы Лермонтова.