19 августа 2013, 09:31, Мария Безрук

“Окно в Европу” - 2013. Куда уходят деньги?

21-й фестиваль национального кино "Окно в Европу", традиционно проходивший в Выборге в начале августа, в очередной раз продемонстрировал не только объективное состояние отечественного кинематографа, но и отчасти ответил на вопрос, куда уход

Трудно переоценить роль фестиваля в столь благородном деле. Ибо ни для кого не секрет, что многие ленты, создаваемые при поддержке Министерства культуры, так и не доходят до зрителя. Большинство из них в лучшем случае ждёт фестивальная судьба. Но отнюдь не всегда потому, что система проката столь безжалостна по отношению к отечественной продукции. Зачастую качество снимаемых на государственные деньги фильмов не соответствует ни художественным критериям, ни интересам зрителя. Между тем, авторы лент, снимаемых на невозвратные государственные деньги, не часто осознают свои творческие ошибки. А уж об ответственности за потраченные деньги в случае с нашими режиссёрами говорить не приходится.

зимний путь.jpgВесьма симптоматично, что две самые яркие, качественные и внятные ленты конкурсной программы - гей-драма "Зимний путь" Сергея Тарамаева, удостоенный приза "За лучшую актёрскую работу", и трагикомедия "Московские сумерки" Алёны Званцовой, получившей "Золотую ладью" в конкурсе "Выборгский счёт", созданы на частные деньги. И если в случае со Званцовой речь идёт об опытном продюсере Рубене Дишдишяне, знающем толк в зрительском кино, то "Зимний путь" продюсировал новичок Михаил Карасёв, сумевший привлечь инвестора под проект, не имеющий никаких шансов на государственную поддержку ввиду пикантности темы.

она.jpgОстальные фильмы-лауреаты также являют собой пример частного финансирования. Лента, отмеченная призом жюри Александру Адабашьяну "Собачий рай" Анны Черниковой, снят на собственные деньги студии RWS. Лучший дебют фестиваля - картина "Деливеранс" Сергея Кузнецова - пример самоотверженности продюсеров, рискнувших поддержать привлечёнными деньгами талантливого дебютанта. Единственной качественной в техническом и художественном отношении  картиной, снятой при поддержке Министерства культуры, оказалась лента "Она" Ларисы Садиловой, которая и получила главный приз жюри основного конкурса. Однако, в этом случае, наличие господдержки очевидно потребовало от режиссёра определённого компромисса, что существенно снизило градус авторского высказывания.  

Большая же часть фильмов, созданных при господдержке со стороны Минкульта, представляли собою малопрофессиональное жалкое зрелище, либо являли собою пример бессовестного воровства со стороны нечистых на руку продюсеров. Так в картине "ЖЖ" Александра И. Строева очевидно, что, получив полноценную поддержку от государства, продюсеры распорядились деньгами на своё усмотрение, а кино сняли "на сдачу". Режиссёру ничего не оставалось, как придумать форму, которая с одной стороны позволяла бы скрыть отсутствие бюджета, а с другой - высказаться и раскрыть суть замысла. В итоге вместо полноценного кино получился экранизированный спектакль, не имеющий шансов на полноценный прокат ввиду чрезмерной арт-хаусности фильма.

Иные ленты, созданные при поддержки Министерства культуры, вызывают откровенные вопросы, и главный - каким образом подобного рода проект, с таким сценарием и такой режиссёрской несостоятельностью мог получить государственную поддержку. Один из вопиющих примеров - "Пельмени" режиссёрский дебют успешного сценариста Геннадия Островского - пошлая, безвкусная, вульгарная, трещащая по швам история, оставляющая у зрителя гадливое послевкусие. Однако, и сам Островский и его продюсер Елена Яцура, абсолютно довольны результатом, считая, что претензии по поводу качества ленты со стороны кинокритиков и зрителей, неправомочны и неуместны. На пресс-конференции, посвящённой фильму, Островский и Яцура вели себя грубо и бестактно, хамили журналистам, утверждая, что фильм отличный, что господдержка была лишь частичной, и что они - авторы, не перед кем не обязаны отчетом о потраченных деньгах.

Поистине, неадекватность и безответственность российских фильмоделов по отношению к халявным государственным деньгам - ошеломляет. Интересно, будь у россиян возможность распоряжаться своими налогами персонифицированно - как это происходит в цивилизованных европейских странах, какой процент налогоплательщиков направляли бы свои кровные на производство такого рода кинопродукции как "Пельмени" или "Тяжёлый случай" Константина Мурзенко, приведший в расстройство большинство поклонников харизматичного автора. Да и фильм открытия "Дед 005" Мгера Мкртчяна, снимавшийся изначально на частные деньги, но затем получивший полную господдержку на пересъёмку фильма, вызывает ряд вопросов и по фабуле, и по исполнению.  

По итогам фестиваля очень хочется призвать к ответу чиновников Министерства культуры, членов экспертного совета, дающих добро на господдержку по сути мертворожденным детям. Круговая порука и система "откатов" в прогнившем насквозь, коррумпированном Минкульте, очевидно достигла апогея. Газета "Трибуна" призывает Министерство культуры РФ к диалогу на заданную тему. Ибо порочная практика разбазаривания государственных средств на низкокачественную кинопродукцию ни коим образом не способствует ни развитию отечественного кинопроизводства, ни популяризации российского кинопродукта.


В мире Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти Представитель Восточного правительства Ливии прокомментировал возобновление добычи и экспорта нефти

Накануне командующий Ливийской национальной армией Халифа Хафтар заявил, что в стране будет возобновлен процесс добычи и экспорта нефти. Свое мнение по этому поводу высказал Представитель Восточного правительства Ливии в РФ Станислав Кудряшов.

Экономика Нефти предрекли обрушение спроса Нефти предрекли обрушение спроса

Мировому рынку нефти грозит обрушение спроса, об этом заявили в ходе виртуальной конференции S&P Global Platts (APPEC) 2020 аналитики, передает CNBC.


Общество Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс Глава комитета Госдумы выступила против поправок в Семейный кодекс

Глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева считает, что предложенные сенаторами поправки в Семейный кодекс, касающиеся брака и усыновления, слишком объемны, изменения должны вноситься постепенно.

Спорт Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России Фальстарт из-за коронавируса. Как "Зенит-Ижевск" пострадал после матча на Кубок России

Ижевский футбольный клуб сложно было назвать фаворитом "группы 4" в первенстве ПФЛ. "Зенит" рассматривался в качестве крепкого середняка – букмекеры не предполагали, что ижевские футболисты смогла побороться за путевку в ФНЛ.