29 августа 2013, 10:53, Екатерина ЯСАКОВА

Дополнительная нагрузка

Совсем скоро начнется новый учебный год, и вместе со школами возобновят свою работу многочисленные кружки и секции. 

Дополнительная нагрузка

Вот только с каждым годом заманить сюда детей становится труднее и труднее – все свободное время у них занято компьютером.


Между тем у дополнительного образования множество плюсов – дети узнают много нового, расширяют свой кругозор, чему родители должны были бы радоваться. Да вот незадача – родители сегодняшних первоклашек сами инфицированы вирусом гиподинамии, поскольку все свободное время занято компьютерами, планшетами и прочими гаджетами.


Во времена СССР внешкольная деятельность ребят, что называется, активно насаждалась «сверху». Поддерживался дух спортивного соперничества, а любое достижение непременно получало высокую оценку со стороны общественности. Отличившихся хвалили на собраниях, вручали грамоты и «вешали» на Доску почета. Это являлось нехитрой формой признания, стимулировавшего ребят к достижению новых и новых высот.


В стране функционировало огромное количество домов культуры и домов пионеров. Дети играли на самых разнообразных музыкальных инструментах, ходили на лыжах, рисовали, лепили, строгали, собирали мудреные модели. Одним словом – были при деле.


Сейчас в России растет поколение, которое кроме как водить пальцем по экрану планшета, по большому счету, руками делать ничего и не умеет. Но их ли это вина? Складывается ощущение, что наше государство совершенно лишено идей на тему того, как занять ребенка в свободное от учебы время. Как правило, все сводится к очередным изменениям в школьном учебном процессе, связанным с введением новых учебников и оснащением компьютерных классов.


Маленькие музыкальные и художественные школы во многих провинциальных городах существуют на крохи бюджетного финансирования. Чтобы послать подающего надежды ученика на конкурс в другой город или за границу, их маэстро вынужден обивать пороги десятков организаций, искать спонсоров, лишь бы только получить деньги на поездку.


Дополнительному внешкольному образованию детей сегодня не уделяется должного внимания. Это факт, спорить с которым просто глупо. Первоклашки, вернувшись из школы домой, бегом садятся за компьютер, играют, погружаются в пучину социальных сетей. И это в том возрасте, когда он как губка должен без устали впитывать новые знания и умения.


Родителям, которые, несмотря ни на что, стремятся дать своим детям хотя бы немного больше того, что положено по школьной программе, можно ставить памятники еще при жизни. Ведь, возможно, именно от того, что когда-то мамы или папы не проявили равнодушия и отвели свое чадо в тот или иной центр дополнительного образования, страна сейчас может гордиться известными на весь мир музыкантами, художниками, балеринами, фигуристами и т.д…


При этом нужно понимать, что совершенно необязательно, что ваш ребенок станет гением. Более того, в 99,9 процентах случаев этого не случится. Но тот или иной позитивный эффект ему гарантирован! Так, ученые из Университета Конкордия в Монреале (Канада) выяснили, что если ребенок начинает брать уроки игры на скрипке в возрасте 6–7 лет, то это способствует ускоренному развитию его моторных навыков. При этом совершенно необязательно, что из него вырастет великий музыкант. Достаточно того, что ежедневные занятия музыкой научат его усидчивости, стремлению к каким-то достижениям. Ученые всего мира давно сошлись во мнении, что дети, которые занимаются сольфеджио, лучше других успевают на уроках математики. Тщательное высчитывание тонов, полутонов, построение аккордов невольно заставляет их лучше обращаться с цифрами. Кроме этого, на уроках музыкальной литературы они узнают огромное количество новой информации. Композиторы, направления, инструменты – все это делает кругозор намного шире.


Трудно переоценить и пользу занятий спортом. В век плохой экологии, ненатуральных продуктов спорт может укрепить иммунную систему, сделать детский организм выносливее и крепче.


О вариантах дополнительного образования говорить можно еще долго. Главное – всегда помнить, что нет ничего хуже, чем ограничивать ребенка одной только общеобразовательной школой. Родители не имеют права исключать, что, возможно, в их семье растет будущий Святослав Рихтер, потенциальная Майя Плисецкая или Ирина Роднина.



Любовь ХРАПЫЛИНА, профессор кафедры труда и социальной политики МИГСУ РАНХиГС, д.э.н.:

– В настоящее время в России работают 16 тысяч учреждений дополнительного образования. Во всех регионах страны функционирует большое количество кружков, секций, предусматривающих широкий круг программ с учетом самых различных интересов детей.

Несомненно, что дополнительное образование очень важный элемент общего образования и социокультурного развития ребенка, его социализации и интеграции в общество. Это осознает подавляющее большинство родителей, но, несмотря на понимание, как важно приобщить ребенка к такому образованию, значительная часть из них не обеспечивает своим чадам условий для получения дополнительного образования, не уделяет внимания интересам, склонностям и даже таланту своего ребенка. Немало родителей попросту смирилось с тем, что их детям столь важное образование недоступно и их такое положение дел устраивает (так спокойнее, меньше забот и затрат).

Государство не берет на себя обязательства по общедоступности и бесплатности факультативного образования. По данным Минобразования РФ, менее половины всех детей страны (10 миллионов детей) в возрасте от 5 до 18 лет вовлечены в дополнительное образование. Согласно стратегическим документам, к 2020 году им будет охвачено только две трети российских школьников. Весьма проблематично получить услуги дополнительного образования детям-инвалидам и детям с особенностями развития, а также детям из отдаленных и труднодоступных поселений.

К сожалению, приходится констатировать, что не созданы должные условия не только для общедоступного, бесплатного, но и качественного платного дополнительного образования.

Первая ключевая причина сложившегося положения – финансовая.

В соответствии с ранее действовавшим законодательством об образовании и вступающим в силу с 1 сентября 2013 года новым Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей является прерогативой субъектов Федерации, а его практическим осуществлением за счет государственных средств должны заниматься соответствующие государственные и муниципальные образовательные организации. Финансовой основой такой деятельности являются средства субъекта Федерации, при этом для муниципальных организаций предусмотрены ассигнования из субвенций местным бюджетам. Деньги можно тратить только по установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативам строго по целевым статьям расходов (включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек). При этом расходы на содержание зданий и оплату коммунальных услуг в субвенциях не предусмотрены, хотя они весьма значительны.

Очевидно, что возможности государственных и муниципальных организаций ограничены. Для расширения своей деятельности они все активнее используют платные услуги. Официальные данные не дают объективной картины, говоря лишь о том, что их доля составляет от 10 до 25 процентов. В действительности же, судя по результатам опросов родителей, эти показатели значительно выше.

Развитие частных организаций дополнительного образования ориентировано на «элитность», и стоимость услуг в них, как правило, высокая, рассчитанная на семьи с соответствующими доходами.

Еще одна проблема – отсутствие объектов дополнительного образования в шаговой доступности от места жительства ребенка. Зачастую отвести (а затем и привести обратно) на другой конец города его просто некому.

Третья причина – образ жизни, насаждаемый ребенку окружающими его взрослыми, когда виртуальная реальность в виде компьютера и Интернета заменяют активные формы дополнительного образования и общения со сверстниками.




Политика В Башкирии и Саратовской области создадут особые экономические зоны В Башкирии и Саратовской области создадут особые экономические зоны

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановления о создании двух особых экономических зон (ОЭЗ) в республике Башкортостан и Саратовской области, соответствующие документы опубликованы на официальном портале правовой информации.


Общество Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом Лучшие места Байкала, которые непременно стоит посетить летом

Где бы на Байкале вы ни оказались, всюду вас будут встречать прекрасные виды природы: что ни шаг – то новая картина и впечатление. Особенно притягателен байкальский край в середине июля – начале августа.

Культура АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА АЛЕКСАНДР ЗБРУЕВ – "ВЕЧНЫЙ МАЛЬЧИК" С АРБАТА

В пятницу, 29 мая, в 0.50 на канале "ТВ Центр" в проекте "Александр Збруев. Небольшая перемена" речь пойдёт о народном артисте России, долгожителе театральной сцены и киноэкрана, которого порой называют "вечным мальчиком".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.