20 сентября 2013, 16:28

Больше света!

В Манеже состоялось открытие основного проекта V Московской биеннале «Больше света», в котором представлено более 70 художников из 40 стран мира.

Больше света!

Куратором выставки в этом году стала искусствовед Катрин де Зегер, директор бельгийского Музея изобразительного искусства в Генте, по мнению которой, название проекта не только звучит красиво, но и дает возможность каждому интерпретировать его по-своему – с точки зрения философской, духовной и физической.

Арт-объекты размещены на трех этажах выставочного зала, освещенных в соответствии с замыслом: на нижнем располагаются видеоинсталляции, отражающие метафору перехода из света в тень, на верхнем света больше, что невольно повышает настроение, вызывая у зрителя радостное чувство. Но одновременно, как заметила Зегер, максимально освещенное здание Манежа заставляет человека ощущать себя маленьким, подавляя его избыточное величие в сравнении со световым потоком.

Австралийский художник Ричард Белл представил свою работу «Однажды нас всех не станет» – о негоистичных людях, по его словам, перекликающуюся с библейским афоризмом о последних, которые станут первыми: «Если ты эгоист, то ты захочешь быть первым, но станешь последним. Если же ты будешь помогать людям, то ты будешь первым», – заявил Белл, впрочем, не исключая собственного зрительского толкования ее идеи.

Видеоинсталляция американца Алана Майклсона «Хоровод» состоит из двенадцати расставленных по кругу экранов, на каждом из которых коренные народы США исполняют свой национальный танец. В этой простой на первый взгляд вещи Майклсон добился интерактивного эффекта: у зрителя, попавшего внутрь инсталляции, возникает вполне реальное ощущение, будто он сам начинает танцевать вместе с запечатленными на экранах персонажами. Вызывает интерес инсталляция китайского художника Сун Дуна, в которую он объединил около 15 000 вещей, принадлежащих его семье. Любопытно, что его мать никогда ничего не выбрасывала, даже если вещь уже отслужила и никак не использовалась. Теперь все это занимает значительную часть пространства Манежа, вдохновляя зрителей на размышления о вечности бытия и скоротечности человеческой жизни: вещи переживут нас. Что касается матери художника, то после смерти мужа она замкнулась в себе и только плакала, уединившись в своем горе. Однако сын-художник однажды выставил принадлежащие семье вещи на всеобщее обозрение, и это подействовало: по признанию автора экспозиции, мать стала общаться с людьми, рассказывая, как к ней попал тот или иной предмет. В гигантской конструкции из бумаги и картона известный архитектор Йон Фридман воплотил свои утопические представления об идеально выстроенной среде, где человеку очень комфортно, тайваньский художник Эд Пин в инсталляции «Воображаемое поселение», состоящей из прозрачных домиков, расположенных внутри огромной одной на всех палатки, попытался поднять темы миграции, утраты корней и стирания межнациональных различий, индонезийский художник Джумаади в «Женщине, которая вышла замуж за гору» сумел искусно соединить вымышленные сюжеты с народными легендами и мифами.

«В этом году у нас уникальная площадка и вовсе не западный состав художников. Есть авторы из Индии, Китая, Филлипин, Малайзии, Австралии», – сообщил культуролог и идеолог биеннале Иосиф Бакштейн, отметивший, что нынешнюю выставку существенно поддержало Министерство культуры РФ, выделевшее для этого порядка 55 миллионов рублей, а ее общий бюджет составил около 100 миллионов рублей.
В рамках этой биеннале проходят и другие выставки. Скажем, в Новом Манеже можно побывать на выставке под названием «Ноль-перформанс», где художники в своих работах индивидуально переосмыслили проблему мирового кризиса. На выставке «Невесомость», открывшейся в МВЦ «Рабочий и колхозница», тоже интерпретируется тема кризиса – но уже в искусстве. А в экспозиции «Реконструкция», проходящем в фонде культуры «Екатерина», собраны работы, посвященные столичной жизни 90-х годов, когда государство, вместо того, чтобы решать великие задачи искусства, занялось сиюминутными проблемами, убеждая народ в их безусловной важности. Что из этого вышло, видно сегодня, когда наше общество превратилось в ненасытных потребителей, в одночасье позабыв о том, что не хлебом единым жив человек.



Политика Украина направила ноту протеста из-за учений в Крыму Украина направила ноту протеста из-за учений в Крыму

Министерство иностранных дел Украины передало российскому внешнеполитическому ведомству ноту протеста в связи со спецучениями Южного военного округа, сообщает в среду пресс-служба МИД Украины.

В мире Литва предложила Белоруссии план деэскалации ситуации Литва предложила Белоруссии план деэскалации ситуации

Литва рекомендует Белоруссии создать Национальный совет, чтобы власть и народ могли вести диалог, заявил президент прибалтийской республики Гитанас Науседа.