30 сентября 2013, 16:35, Алевтина КАЛЕБАСОВА

В Галерее Дома Нащокина открылась выставка «Адам и Ева»

​Бережное к искусству пространство и вложенное в него соцветие художников, среди которых Зинаида Серебрякова, Жан Огюст Энгр, Пьер Лоран, Григорий Брускин, Евгений Кропивницкий, Тонино Гуэрра, Лев Табенкин, Иван Лубенников, Владимир Любаров, Н

Как это сделал в день открытия замечательный кинорежиссер Сергей Соловьев. Что можно расценить как некий «знак качества». Но мы постараемся судить трезво, руководствуясь поговоркой «Платон мне друг, но истина дороже».

​«Адам и Ева» – можно ли придумать тему более благодатную для выставки? Кто из художников хотя бы раз не фантазировал, не размышлял, не заигрывал с вечным библейским сюжетом, из которого в той или иной степени проистекают, на протяжении веков видоизменяются отношения мужского и женского полов. Запретный плод. Искушение Евы. История первородного греха и изгнание из рая. Благодаря этому – появление на свет человеческого рода. Да, можно сказать, – на этом все стоит. Именно поэтому при осмотре выставки настойчиво преследует проблема обтекаемости и, скажем так, условной ассоциативности некоторых произведений. Ведь, согласимся, выставка, составляемая из картин по заданной теме, обязана являть собой емкое, лаконичное, красивое высказывание.

Если исходить из этого посыла, то выставка получилась яркая, животрепещущая, но – сумбурная. В ней пестро смешались живые и почившие, молодые и пожилые мастера, всевозможные стили – от классики до сюрреализма и абстракции. Есть плотное ядро, в которое мы в числе прочего можем включить трогательную детскость Ивана Лубенникова в «Мгновении из жизни Адама», философию Михаила Дронова в скульптуре «Кукольный театр», «Эдем» Владимира Любарова, где он с юмором штудирует тендерную доминанту в пространстве идеального деревенского мира. Символичную Еву Ивана Лубенникова, в лице которой множество женщин откусили свое яблоко, драматичное «Изгнание из рая» Льва Табенкина, цикл Натальи Нестеровой. При этом не удается отвязаться от ощущения «случайности» многих работ, того, что их легко можно было отсечь, и… композиция только бы выиграла.

Безусловно, выразительная иллюстрация отношений полов – поэт Есенин и танцовщица Дункан, однако в исполнении художника Пьера Лорана они статичны, нет накала страстей, того танца, где Асейдора затаптывала шарф, который в итоге ее и убил. Следует также сказать о немалом количестве обнаженной женской натуры во всех стилях: кубическая Владимира Баранова-Россине, нежно пастельная в духе Модильяни – Владимира Вейсберга, причудливо-ассиметричная поэта и художника Евгения Кропивницкого. Увы, эти картины, при всем уважении к творцам, четко не вписаны в сюжет «Адам и Ева». Они даже с заметным усилием втискиваются в либеральное расширение «Он и она». И совсем уж далекими и чуждыми концепту кажутся зооморфная тематика Даши Намдакова, «Ватерполист» Рустама Хамдамова или, скажем, «Генеалогия» и «Орнитология» Андрея Ремнева.

Но хватит возмущаться. При всем потрясающем балагане хочется сказать и о том, что оказало импрессию. К примеру, неожиданный, кэролловский по духу, сюрреалистический цикл Анастасии Рюриковой-Саймс – «В Эдеме», «Яблоко» и «Секрет яблока». Апокалиптическая фантазия Лидии Наумовой о Еве, пробирающейся к огромным яблокам сквозь хитросплетения колючих ветвей. Это изящные эротические циклы покойного авангардиста Вадима Сидура «Мужчина и женщина», «Адам и Ева», его бронзовые фигурки «Конструктор для взрослых», «Поцелуй», а также близкие к наскальной живописи и глубокие в своем нежном примитивизме мозаики Феликса Буха. И, безусловно, гвоздь выставки – работа великого поэта, сценариста и философа Тонино Гуэрра. На желто-голубом полотне двустворчатой двери вытянулись фигуры глядящих друг на друга мужчины и женщины в цветных одеяниях и восточных тюрбанах. Они как бы в неведении стоят перед дверью, а надо только открыть и начать свой долгий путь грехов, заблуждений и ошибок, который, возможно, приведет к их личному Эдему.


В мире В Мьянме число погибших при оползне увеличилось до 126 человек В Мьянме число погибших при оползне увеличилось до 126 человек

Количество погибших в результате оползня на карьере по добыче жадеита и нефрита в районе городка Пхакан в штате Качин на севере Мьянмы увеличилось до 126 человек, спасатели доставили в больницы 23 раненых, сообщает на своей странице в соцсети Facebook мьянманский департамент пожарной охраны, также исполняющий функции службы чрезвычайных ситуаций.

Экономика Минстрой завершает создание программы поддержки малых застройщиков Минстрой завершает создание программы поддержки малых застройщиков

Разработка специальной программы, которая поддержит застройщиков с низкой рентабельностью в регионах, уже почти завершена, сообщил в рамках онлайн-конференции в пятницу замглавы Минстроя РФ Никита Стасишин.


Общество Спасите меня от адвоката: чем опасны звездные защитники Спасите меня от адвоката: чем опасны звездные защитники

После развязки громкого дела "Седьмой студии", все фигуранты которого получили условные сроки, в соцсетях зазвучало мнение о том, что эту "напряженную, тяжелую подковерную войну" можно было бы "выиграть гораздо раньше и с меньшими потерями, если бы защита не встала на путь массовой пиар-кампании" и "показательных истерик".

Спорт РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу РФС определил дату возобновления чемпионата России по футболу

Чемпионат России по футболу, приостановленный из-за коронавируса, возобновится 21 июня, сообщается на официальной странице Российского футбольного союза (РФС) в Twitter.